Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 15 июня 2015 г. N 07-24-6832/15
Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия) в составе:
при участии представителей Государственного казенного учреждения Московской области "Дирекция единого заказчика Министерства социальной защиты населения Московской области", ИП Литвак А.Ю,
рассмотрев жалобу И.П. ЛитвакА.Ю.(далее - Заявитель) на действия Государственного казенного учреждения Московской области "Дирекция единого заказчика Министерства социальной защиты населения Московской области"(далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона: "на оказание услуг по аренде автотранспортных средств с экипажем" (номер извещенияhttp://zakupki.gov.ru/epz/order/printForm/view.html?printFormId= 57310910848200001115000109на официальном сайте Российской Федерации дляразмещения информации о размещении заказов в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru)(далее - Официальный сайт)) (далее -Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе)и в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчикапри проведении Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. в документации об Аукционе установлены избыточные требования к техническим характеристикам используемого при оказании услуг товара;
2. в документации об Аукционе установлены требования, в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы, требования к наличию технологического оборудования, трудовых, ресурсов, необходимых дляоказания услуги, являющихся предметом контракта;
3. документация об Аукционе размещена в формате PDF, что затрудняет копирование файлов.
Представитель Заказчика с доводом Заявителя не согласился и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В целях всестороннего изучения обстоятельств дела Комиссией перенесено рассмотрение жалобы с 11.06.2015 на 15.06.2015.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) изменения извещения о проведении Аукциона опубликованы на Официальном сайте - от 20.05.2015;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 4 180 636,94 рубля;
3) дата окончания срока подачи заявок - 09.06.2015;
4) на участие в Аукционе подано 7 заявок от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущено 7 участника закупки;
6) дата проведения Аукциона - 11.06.2015.
1.В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования кделовой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В силу части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Рассмотрев документы и сведения, представленные на заседание, Комиссия установила, что Заказчиком в документации об Аукционе приведено описание объекта закупки, не позволяющее определить требования Заказчика. Так, например, согласно форме 2: "требования к техническим и качественным характеристикам используемого товара" технической части документации об Аукционе, Заказчиком установлены следующие характеристики используемого при оказании услуг автомобиля среднего класса: "диски должны быть штампованные; легкосплавные", при этом в графе "единицы измерения" указано "диски должны быть"; не установлены также единицы измерения для показателей "полная масса", "удельная плотность полностью заряженной, заряженной на половину, разряженной аккумуляторной батареи при 20°C должна быть диапазон значений от 1,060 до 0,290.
Кроме того, согласно пункту 8 технической части документации об Аукционе, Заказчиком указаны, в том числе следующие требования:
"- стаж вождения не менее 5 лет;
- водители должны быть официально трудоустроены у Исполнителя;
- водители должны иметь мобильные телефоны;
- иметь собственную круглосуточную диспетчерскую службу".
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации показатели товара, не позволяющие определить требования Заказчика, а также включившего в документацию об Аукционе требование к опыту работы, производственным мощностям, технологическому оборудованию, не соответствуют части 1 и 3 соответственно статьи 33 Закона о контрактной системе и нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.Указанные действия Заказчика содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, приложение N 1 к техническому заданию документации об Аукционе размещено в формате PDF, что затрудняет копирование данного файла и внесение значений предлагаемых участником.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона о контрактной системе в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система.
Согласно части 4 статьи 4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно.
Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 65 Закона о контрактной системе документация о закупке должна быть доступна для ознакомления в единой информационной системе без взимания платы.
Согласно части 5 статьи 112 Закона о контрактной системе до ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация, подлежащая размещению в единой информационной системе, размещается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, ведение и обслуживание которого осуществляются по правилам, действовавшим до дня вступления в силу Закона о контрактной системе. Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок до ввода в эксплуатацию единой информационной системы осуществляет ведение официального сайта, в том числе обслуживание пользователей сайта, и развитие официального сайта в части формирования функциональных требований. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, до ввода в эксплуатацию единой информационной системы осуществляет обслуживание официального сайта, в том числе обеспечение бесперебойного функционирования официального сайта, развитие официального сайта в соответствии с функциональными требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 14.12.2010 N 646 и Федерального казначейства от 14.12.2010 N 21н утверждены Положения о пользовании официальным сайтом Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом (далее - Положения). При этом пунктом 3 Положений установлено, что информация, размещаемая на официальном сайте, должна быть круглосуточно доступна пользователям официального сайта для ознакомления без взимания платы и иных ограничений.
Кроме того, пунктом 3 Положений установлено, что информация в виде текста размещается на официальном сайте в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя ("гипертекстовый формат"). Нормативные правовые и иные акты, проекты актов, судебные акты, доклады, отчеты, договоры, обзоры, прогнозы, протоколы, заключения, статистическая информация, образцы форм и иных документов дополнительно к гипертекстовому формату размещаются на официальном сайте в виде файлов в формате, обеспечивающем возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами соответствующей программы для просмотра ("документ в электронной форме").
Пунктом 8 Положения установлено, в том числе, что файлы должны иметь распространенные и открытые форматы и не должны быть зашифрованы или защищены иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление с их содержанием без дополнительных программных или технологических средств.
Следовательно, информация в виде текста размещается на официальном сайте в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя ("гипертекстовый формат"), то есть в формате, обеспечивающем возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами соответствующей программы для просмотра ("документ в электронной форме").
В ходе заседания Комиссии изучена документация об Аукционе, а также Приложение N 1 к техническому заданию документации об Аукционе.
Комиссией установлено, что документы, размещенные на Официальном сайте в формате PDFпозволяют осуществлять ознакомление, печать, поиск по тексту и копирование произвольного фрагмента текста.
В связи с чем, довод Заявителя о том, что приложение N 1 к техническому заданию документации об Аукционе, размещенное в формате PDF, не позволяет осуществлять поиск и копирование фрагментов текста не нашел своего подтверждения.
3. В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе, любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.
Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что нарушение срока размещения на Официальном сайте разъяснений положений документации об Аукционе допущено в виду отсутствия должного опыта работы на электронной площадке.
Таким образом, действия Заказчика, не разместившего на Официальном сайте надлежащим образом разъяснения положений документации об Аукционе, нарушают часть 4 статьи 65 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. В соответствии с частью 7 статьи 67 Закона о контрактной системе протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе направляется заказчиком оператору электронной площадки и размещается в единой информационной системе.
Согласно части 5 статьи 112 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливаются порядок и сроки ввода в эксплуатацию единой информационной системы. До ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация, подлежащая размещению в единой информационной системе, размещается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, ведение и обслуживание которого осуществляются по правилам, действовавшим до дня вступления в силу Закона о контрактной системе.
По результатам рассмотрения первых частей заявок, поданных на участие в Аукционе, Аукционной комиссией Заказчика составлен протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе от 11.06.2015, согласно которому заявки всех участников закупки допущены к участию в Аукционе.
В нарушение требований части 7 статьи 67 Закона о контрактной системе протокол рассмотрения первых частей заявок не направлен Заказчиком Оператору электронной площадки и не размещен на Официальном сайте в установленные сроки. Указанное нарушение содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. Требования к содержанию первой части заявки при заключении контракта для оказания услуг, при которых используется товар, установлены подпунктами "а" и "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе. Указанными подпунктами предоставление информации о наименовании места происхождения и производителе товара не предусмотрено.
При этом, в соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Вместе с тем, Заказчиком в пункте 22 информационной карты документации об Аукционе установлено, что первая часть заявки должна содержать информацию о наименовании места происхождения товара или наименование производителя товара.
Таким образом, действия Заказчика, установившего требования к содержанию, составу заявки на участие в Аукционе не в соответствии с частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, нарушают часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
6. Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
При этом, в соответствии с частью 5 статьи 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Согласно запросу участника закупки, пункт 12.2 раздела III документации об Аукционе и пункта 22 информационной корты документации об Аукционе, установлено требование об указании участником закупки в первой части заявки "страны происхождения или наименование производителя товара" вместо "страны происхождения".
В ответ на указанный запрос, Заказчиком на Официальном сайте размещены разъяснения, согласно которым Заказчиком допущена техническая ошибка. Кроме того, первая часть заявки должна содержать в том числе, указание на страну происхождения товара.
Соответствующих изменений в документацию об Аукционе Заказчиком не внесено. Таким образом, Заказчик нарушили часть 5 статьи 65 Закона о контрактной системе,что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Литвак А.Ю. частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 1 статьи 64, части 4 статьи 65, части 6 статьи 66, части 7 статьи 67 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы дела N 07-24-6832/15по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 15 июня 2015 г. N 07-24-6832/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.06.2015