Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 23 июня 2015 г. N 07-24-3508эп
Комиссия Московского областного УФАС России в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "Первый оконный центр" (далее - Заявитель) на действия Войсковой части 3111 (далее - Заказчик), комиссии по осуществлению закупки (далее - Аукционная комиссия) при проведении ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона: "на выполнение работ по капитальному ремонту лечебного корпуса N1,N2 войсковой части 3532" (номер закупки 0348100069515000003 на официальном сайте Российской Федерации - zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт)) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), и в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки Аукциона.
Согласно доводу Заявителя, требования, установленные в документации об Аукционе, не позволяют надлежащую образом сформировать заявку на участие в Аукционе, а именно:
- к товарам (материалам) не установлены ГОСТы, в соответствии с которыми заполняются заявки на участие в Аукционе;
- установлено требование к товару (материалу), не относящегося к объекту закупки;
- установлено требование к наименованию производителя товара, что ограничивает круг участников закупки;
- по товару "плитка керамическая, типа керамогранит, неполированные" установлено требование, с несуществующими показателями.
Представитель Заказчика с доводом Заявителя не согласились и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик, Аукционная комиссия действовали в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона размещено на официальном сайте - 03.06.2015;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 12 977 680,00 рублей;
3) на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки;
4) к участию в Аукционе допущено 2 участника закупки;
5) дата проведения Аукциона - 25.06.2015;
6) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 2 участника Аукциона;
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В техническом задании документации об Аукционе Заказчик установил требования к материалам (товарам), применяемым при выполнении работ, с указанием минимальных, максимальных значений показателей и значений показателей, которые не могут изменяться.
Так в пункте 1 к материалу (товару) "шебень из естественного камня для строительных работ" Заказчик установил требования к значениям показателей, в соответствии с которым участники закупки подают заявки на участие в Аукционе.
Согласно инструкции по заполнению заявок на участие в Аукционе Заказчик установил, что в заявке участника закупки "должны быть представлены все материалы, представленные в сметном расчете (расчете начальной максимальной цены), как материалы, используемые при выполнении работ".
Вместе с тем, в Локальной смете документации об Аукционе, определяющей объемы работ и затрат на выполнение требуемых работ, отсутствуют указания на материал (товар) "шебень из естественного камня для строительных работ", который в свою очередь присутствует в технической части документации.
Соответственно указанный товар не относится к описанию объекта закупки.
Кроме того, в пункте 27 "Сталь тонколистовая (материал для воздуховодов)" и в пункте 42 "Лист профилированный стальной оцинкованный" Заказчик установил требования к производителю ООО "Металлсервис", без указаний на слова "или эквивалент", что не соответствует требованиям пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 20 технического задания документации об Аукционе по товару "плитка керамическая, типа керамогранит, неполированные" Заказчик установил требования к значениям показателя "размер 350-450х350-450 см".
Согласно доводу Заявителя на рынке отсутствуют производители, которые изготавливают товар с указанными размерами.
Вместе с тем, Заявителем не представлено документов, свидетельствующих об отсутствии производителя, выпускающего товар "плитка керамическая, типа керамогранит, неполированные" с размерами, соответствующими документации об Аукционе.
В пункте 22 технического задания документации об Аукционе по товару "Кабель сечением 3х1,5 и 3х2,5кв.мм. с медными жилами, с изоляцией и оболочкой из поливинилхлоридных композиций пониженной пожароопасности" Заказчик установил требование к химическому составу, что не относится к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам объекта закупки, а именно к "массовым долям примесей в меди", к примеру: "висмут менее 0,0005 % ГОСТ Р 53803-2010", "селен менее 0,0005 % ГОСТ Р 53803-2010", "свинец менее 0,003 % ГОСТ Р", "Серебро более 0,003 % ГОСТ Р 53803-2010".
Так же в пункте 5 "растворы" Заказчик установил неправомерное требование к сырью товара, не относящиеся к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам объекта закупки, а именно, "Минимальный расход цемента на 1 м3 сухого песка 100-125 кг".
Таким образом, действия Заказчика, установившего ненадлежащие требования к объекту закупки, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 3 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 указанной статьи.
В соответствии с частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с подпунктом б) пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта заявка должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 указанной части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 22.06.2015 N0348100069515000003-7 заявка N 18 отклонена от участия в Аукционе по причине указания не соответствующих значений показателей, установленных документацией об Аукционе, а именно:
"в связи с тем. что участником электронного аукциона не указан конкретный нормативный документ, в соответствии с которым им определялись сортность, категорийность, классность и технические параметры применяемых материалов, Заказчик, использует доступные ему документы, находящиеся в открытом доступе, а именно ГОСТ 8736-93 "Песок для строительных работ", 28013-98 "Растворы строительные. Общие технические условия", 5583-78 "Кислород газообразный технический и медицинский. Технические условия", иные документы, такие как ГОСТ, ОСТ, ТУ и другие, в которых оговариваются понятия сортность, категорийность, классность и технические параметры применяемых материалов Заказчиком не выявлены, соответственно принято решение о применений требований указанных ГОСТов".
Согласно инструкции по заполнению заявок на участие в Аукционе Заказчик установил требование, что "товары и материалы должны соответствовать нормативным документам и ГОСТам, ТУ".
Вместе с тем, в техническом задании документации об Аукционе по некоторым товарам (материалам), применяемым при выполнении работ, отсутствуют указания на соответствие конкретным ГОСТам, в том числе в пункте 2 "песок для строительных работ", пункте 4 "смеси", пункте 5 "растворы", пункте 8 "кислород технический газообразный".
Изучив представленную на заседании Комиссии заявку N 18, Комиссия установила, что в заявке указаны значения показателей, соответствующие требованиям документации об аукционе.
Следовательно, Заявка по указанному пункту соответствует требованиям документации об Аукционе.
Таким образом, действия Аукционной комиссии, неправомерно отклонившей заявку N 18, нарушают часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно инструкции по заполнению заявок на участие в Аукционе Заказчик установил требование, что "в предложении участника должны быть представлены все материалы, представленные в сметном расчете (расчете начальной максимальной цены), как материалы, используемые при выполнении работ, а так же материалы, входящие в расценку (скрытые)".
Вместе с тем, в соответствии с техническим заданием и инструкцией по заполнению заявок на участие в Аукционе не представляется возможным определить "скрытые" материалы (товары), требуемые при подаче заявок на участие в Аукционе.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе ненадлежащую инструкцию, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
4. В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона объектом закупки является "выполнение работ по капитальному ремонту лечебного корпуса N1, N2 войсковой части 3532".
Согласно части 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.
Согласно приказу Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства", свидетельство о допуске необходимо для проведения работ по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком).
В соответствии с извещением о проведении Аукциона и документацией об Аукционе объект закупки не относится к видам работ, требующий наличие у участника закупки свидетельства, выданного саморегулируемой организацией.
Вместе с тем, в документации об Аукционе установлены требования о наличии у участников закупки свидетельства, выданного саморегулируемой организацией.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе не надлежащее требование к участникам закупки, нарушают части статьи 31 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Первый оконный центр" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 1 и 2 части 1 статьи 64, пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки, аукционной комиссии Заказчика предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы дела от 23.06.2015 N 07-24-3508эп/15 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Московского областного УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 23 июня 2015 г. N 07-24-3508эп
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.07.2015