Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 24 июня 2015 г. N 07-24-3503эп/15
Комиссия Московского областного УФАС Россиипо контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия) в составе:
в присутствии представителяКомитета по конкурентной политике Московской области: в отсутствие представителей Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Московской области "Долгопрудненская центральная городская больница", Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Московской области "Лобненская центральная городская больница", Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Московской области "Дмитровская городская больница", Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Московской области "Балашихинский противотуберкулёзный диспансер", Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Московской области "Балашихинская центральная районная больница", Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Московской области "Психиатрическая больница N 9", Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Московской области "Пушкинская районная больница им. проф. Розанова В.Н.", Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Московской области "Люберецкий противотуберкулезный диспансер", Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Московской области "Центральная городская больница города Железнодорожного им. А.М. Дегонского", Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Московский областной санаторий "Центр медицинской и социальной реабилитации детей", Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области "Психиатрическая больница N 14", Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Московской области "Жуковская городская клиническая больница",ООО "Транзтерминал",извещенных о дате, месте и времени рассмотрения жалобы надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Транзтерминал" на действия комиссии по осуществлению закупок (далее - Конкурсная комиссия) Комитета по конкурентной политике Московской области (далее - Уполномоченныйорган), Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Московской области "Долгопрудненская центральная городская больница", Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Московской области "Лобненская центральная городская больница", Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Московской области "Дмитровская городская больница", Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Московской области "Балашихинский противотуберкулёзный диспансер", Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Московской области "Балашихинская центральная районная больница", Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Московской области "Психиатрическая больница N 9", Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Московской области "Пушкинская районная больница им. проф. Розанова В.Н.", Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Московской области "Люберецкий противотуберкулезный диспансер", Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Московской области "Центральная городская больница города Железнодорожного им. А.М. Дегонского", Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Московский областной санаторий "Центр медицинской и социальной реабилитации детей", Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области "Психиатрическая больница N 14", Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Московской области "Жуковская городская клиническая больница" (далее - Заказчики) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса с ограниченным участием: "на оказание услуг по организации питания пациентов" (номер извещения 0148200005415000307 на официальном сайте Российской Федерации -www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт)) (далее -Конкурс) и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),и в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Конкурсной комиссии при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены Конкурсной комиссией неправомерно отказавшей Заявителю в допуске к участию в Конкурсе по результатам предквалификационного отбора.
Представитель Уполномоченного органа с доводом Заявителя не согласился и сообщил, что при проведении Конкурса Конкурсная комиссия действовала в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Конкурса размещено на официальном сайте 20.05.2015;
2) дата и время окончания подачи заявок - 08.06.2015 10:00;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 174 445 640,92 руб.;
4) на участие в Конкурсе подано 5 заявки от участников закупки;
5) дата проведения предквалификационного отбора-11.06.2015;
6) по результатам предквалификационного отборак участию в Конкурсе допущено 2 участника закупки;
7) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе - 16.06.2015;
8) победителем Конкурса признано ОАО "КОМБИНАТ ПИТАНИЯ "ШКОЛЬНИК" с предложением о цене контракта 170 086 735,04 руб.
1. В соответствии с частью 1 статьи 56 Закона о контрактной системе под конкурсом с ограниченным участием понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования и победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор.
Частью 3 статьи 56 Закона о контрактной системе установлено, что при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных статьей 56 Закона о контрактной системе.
На основании части 4 статьи 56 Закона о контрактной системе в отношении участников конкурса с ограниченным участием наряду с требованиями, установленными частью 1, частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе, предъявляются дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.
Также, в части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, чтоперечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также документы, подтверждающие соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям установлены постановление Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям"(далее - Постановление от 04.02.2015 N 99).
Оказание услуг общественного питания и (или) поставка пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500000 рублей относятся к случаю отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, предусмотренному пунктом 6 приложения 2 к Постановлению от 04.02.2015 N 99.
В этом случае к участникам закупки предъявляется дополнительное требование - наличиеопыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе.При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора с бюджетным учреждением) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс
Также Постановлением от 04.02.2015 N 99 установлено, что документами, подтверждающими соответствие участников закупки дополнительным требованиям,являются копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и документа (документов) о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
В пунктах 17 и 23 информационной карты Конкурсной документации установлено дополнительное требование к участникам закупки и требование о предоставлении в составе заявки на участие в Конкурсе документов, подтверждающих соответствие участника закупки данному требованию.
В соответствии с частью 7 статьи 56 Закона о контрактной системе заказчик проводит предквалификационный отбор для выявления участников закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с частью 4статьи 56 Закона о контрактной системе.
На основании части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Согласно части 8 статьи 56 Закона о контрактной системерезультаты предквалификационного отбора с обоснованием принятых заказчиком решений, в том числе перечень участников закупки, соответствующих установленным требованиям, фиксируются в протоколе предквалификационного отбора, который размещается в единой информационной системе в течение трех рабочих дней с даты подведения результатов предквалификационного отбора.
В протоколе предквалификационного отбора от 11.06.2015 указано следующее обоснование отказа в допуску к участию в Конкурсе Заявителю: "в составе заявки участника представлены копии договоров (контрактов), при этом ни один договор не соответствует условиям, указанным в п.17 раздела II "Информационная карта конкурса", а именно: заключение договора (контракта) не с бюджетным учреждением; стоимость договора (контракта) менее 20% начальной (максимальной) цены контракта; договоры (контракты) представлены не в полном объеме; отсутствие документов о приемке товаров, выполнении работ, оказании услуг".
Договоры (контракты), представленные Заявителем взаявке для подтверждения своего соответствия дополнительным требованиям, представлены не в полном объеме (отсутствуют страницы или приложения, являющиеся неотъемлемой частью),а также отсутствуют документы о приемке товаров, выполнении работ, оказании услуг (представлены акты сверки, не являющиеся документами о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги) или заключены на сумму менее 20% начальной (максимальной) цены контракта.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о правомерности отклонения заявки Заявителя.
2. В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Исчерпывающий переченьдополнительных требований, предусмотренных частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе установлен Постановлением от 04.02.2015 N 9.
Заказчик, Уполномоченный орган в пункте 17 информационной карты Конкурсной документации установил следующее дополнительное требование к участникам закупки: "Наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на оказание услуг общественного питания и(или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления,за последние три года до даты подачи заявки на участие в конкурсе".
Постановлением от 04.02.2015 N 9 не предусмотрено конкретизация получателя, для которого осуществлялись услуги общественного питания и(или) поставка пищевых продуктов.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о нарушении Заказчиком, Уполномоченным органом части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе в части утверждения Конкурсной документации, содержащей требования к участникам закупки, непредусмотренные Законом о контрактной системе.
Вместе с тем, Комиссия пришла к выводу, что данное нарушение не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
3. В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержат критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает критерий, в том числе квалификация участников закупки, наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, предельные величины значимости каждого критерия, установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с пунктом 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть: квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг; опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема; обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг; обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами; деловая репутация участника закупки.
Заказчиком, Уполномоченным органом при оценке содержания и значимости заявок в рамках показателя "Деловая репутация участника закупки" критерия "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" установлено требование о членстве участника закупки в саморегулируемых организациях, основанных на членстве лиц, осуществляющих деятельность в области общественного питания.
Вместе с тем, по мнению Комиссии, членство организации в СРО,основанных на членстве лиц, осуществляющих деятельность в области общественного питания, не свидетельствует о ее положительной деловой репутации на соответствующем товарном рынке.
Кроме того учитывая, что членство в саморегулируемой организации в области общественного питания и /или поставки пищевых продуктов не входит в установленные случаи обязательного членства субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемых организациях, в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 01.12.2007 N 315 "О саморегулируемых организациях" членство субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемых организациях в указанной области является добровольным.
При этом, получение участником закупки данного свидетельства СРО требует временных и финансовых затрат со стороны участника закупки.
На основании изложенного, установление требования о членстве участника закупки в СРО в области общественного питания и /или поставки пищевых продуктов в качестве предмета оценки по показателю "Деловая репутация"может привести к ограничению количества участников закупки.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о нарушении Заказчиком, Уполномоченным органом пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе в части утверждения Конкурсной документации, содержащей критерий оценки заявок, несоответствующий требованиям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Комиссия пришла к выводу, что данное нарушение не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Транзтерминал"необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушениячасти 6 статьи 31, пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать.
4. Требование о приостановке определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта, установленное Управлением на основании части 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, отменить.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в трёхмесячный срок.
(499)500-15-22
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 24 июня 2015 г. N 07-24-3503эп/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.06.2015