Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 2 июля 2015 г. N 07-24-7815/15
Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия) в составе:
в присутствии представителяФедерального государственного бюджетного учреждения "Санаторий для детей с родителями "Кратово" Министерства здравоохранения Российской Федерации, в отсутствие представителей ООО "Комбинат питания",извещенных о дате, месте и времени рассмотрения жалобы надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Комбинат питания" на действия комиссии по осуществлению закупок (далее - Конкурсная комиссия)Федерального государственного бюджетного учреждения "Санаторий для детей с родителями "Кратово" Министерства здравоохранения Российской Федерации(далее - Заказчик) при проведении конкурса с ограниченным участием: "на поставку мяса, включая птицу и субпродукты" (номер извещения 0348100043715000020 на официальном сайте Российской Федерации -www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее -Конкурс) и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),и в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Конкурсной комиссии при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя, Конкурсная комиссия при рассмотрении и оценке заявок на участие в Конкурсе неверно применила порядок оценки по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Рассмотрение жалобы назначено на 01.07.2015, в ходе рассмотрения которой Комиссия, руководствуясь пунктом 3.33 Административного регламента, объявила перерыв до 02.07.2015.
ПредставительЗаказчика с доводом Заявителя не согласился и сообщил, что при проведении Конкурса Конкурсная комиссия действовала в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Конкурса размещено на официальном сайте 29.05.2015;
2) дата и время окончания подачи заявок - 14.07.2015;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 7 534 273,00 руб.;
4) на участие в Конкурсе подано 4 заявки от участников закупки;
5) дата проведения предквалификационного отбора-14.06.2015;
6) по результатам предквалификационного отборак участию в Конкурсе допущено 4 участника закупки;
7) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе - 14.06.2015;
8) победителем Конкурса признано ООО"Хорошие продукты" с предложением о цене контракта 5 691 820 руб.
1. В соответствии с частью 3 статьи 56 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных статьей 56 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки:
1) Цена контракта - Значимость критерия: 70%;
2) Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации - Значимость критерия: 30%.
По критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" установлен, в том числе, показатель:
"Опыт участника по успешной поставке товара (выполнению работ, оказанию услуг) сопоставимого характера и объема".
Максимально - 100 баллов
Подтверждается таблицей Сведения о Средневзвешенной стоимости поставки товаров, (выполнению работ, оказанию услуг) в учреждения бюджетной сферы - от 0 до 100 баллов.
Баллы начисляются в зависимости от средневзвешенной стоимости поставки товаров, (выполнению работ, оказанию услуг) в учреждения бюджетной сферы за период 3 года (с 2011 г. по 2013 г.) по контрактам, договорам:
- от 0 до 250 000 рублей - 0 баллов;
- свыше 250 000 до 1 млн. рублей - 40 баллов;
- свыше 1 000 000 рублей до 3 000 000 рублей - 70 баллов;
- свыше 3 000 000 рублей - 100 баллов.
Расчет количества баллов по показателю "Средневзвешенная стоимость поставки товаров, (выполнению работ, оказанию услуг) в учреждения бюджетной сферы" за период 3 года (с 2011 г. по.2013 г.) производится путем деления общей стоимости поставки товаров, (выполнению работ, оказанию услуг) в учреждения бюджетной сферы за период 3 года (с 2011 г. по.2013 г.) по контрактам, договорам, заключенных и исполненных участником по i-й заявке на 3 (три)
С i3 = s i /3, где
s i - общая стоимость поставки товаров, (выполнению работ, оказанию услуг) в учреждения бюджетной сферы за период 3 года (с 2011 г. по 2013 г.) по контрактам, договорам, заключенных и исполненных участником по i-й заявке,
3 - количество лет.
В соответствии с протоколом оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе от 23.06.2015 N ПРО1 по показателю "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" заявке Заявителя присвоено 70 баллов.
Изучив заявку заявителя, Комиссия установила, что в заявке Заявителя на участие в Конкурсе представлены сведения о трех исполненных контрактах на общую сумму 25 699 071,74 рублей.
Следовательно, средневзвешенная стоимость поставки товаров по договорам составит 8 566 357, 25 рублей.
Следовательно, Конкурсной комиссией осуществление оценки и сопоставления заявок произведено не в соответствии с порядком оценки заявок, установленным Конкурсной документацией по показателю "опыт участника по успешной поставке товара (выполнению работ, оказанию услуг) сопоставимого характера и объема", что нарушает часть 5 статьи 53 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2.В соответствии с частью 1 статьи 56 Закона о контрактной системе под конкурсом с ограниченным участием понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования и победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедшихпредквалификационный отбор.
Согласно части 4 статьи 56 Закона о контрактной системе в отношении участников конкурса с ограниченным участием наряду с требованиями, установленными частью 1, частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе, предъявляются дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.
Дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также документы, подтверждающие соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям"(далее - Постановление от 04.02.2015 N 99).
Оказание услуг общественного питания и (или) поставка пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500000 рублей относятся к случаю отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичногоили специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, предусмотренному пунктом 6 приложения 2 к Постановлению от 04.02.2015 N 99.
В этом случае к участникам закупки предъявляется дополнительное требование - наличиеопыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе.При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора с бюджетным учреждением) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс.
В пункте 13 информационной карты Конкурсной документации установлены дополнительные требование к участникам закупки, в том числе наличие материальных ресурсов, необходимых для надлежащего и своевременного исполнения контракта, договора, деловая репутация, членство в СРО в области общественного питания и /или поставки пищевых продуктов.
Таким образом, действия Заказчика нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе в части утверждения Конкурсной документации, содержащей требования к участникам закупки, непредусмотренные Законом о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержат критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает критерий, в том числе квалификация участников закупки, наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, предельные величины значимости каждого критерия, установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с пунктом 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть: квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг; опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема; обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг; обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами; деловая репутация участника закупки.
Заказчикомпри оценке содержания и значимости заявок в рамках показателя "деловая репутация" критерия "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" установлено требование о членстве участника закупки в саморегулируемых организациях, основанных на членстве лиц, осуществляющих деятельность в области общественного питания.
Вместе с тем, по мнению Комиссии, членство организации в СРО,основанных на членстве лиц, осуществляющих деятельность в области общественного питания, не свидетельствует о ее положительной деловой репутации на соответствующем товарном рынке.
Кроме того учитывая, что членство в саморегулируемой организации в области общественного питания и/или поставки пищевых продуктов не входит в установленные случаи обязательного членства субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемых организациях, в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 01.12.2007 N 315 "О саморегулируемых организациях" членство субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемых организациях в указанной области является добровольным.
При этом, получение участником закупки данного свидетельства СРО требует временных и финансовых затрат со стороны участника закупки.
На основании изложенного, установление требования о членстве участника закупки в СРО в области общественного питания и /или поставки пищевых продуктов в качестве предмета оценки по показателю "Деловая репутация"может привести к ограничению количества участников закупки.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о нарушении Заказчиком, Уполномоченным органом пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе в части утверждения Конкурсной документации, содержащей критерий оценки заявок, несоответствующий требованиям Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Комбинат питания" обоснованной.
2. Признать в действиях Конкурсной комиссии нарушение части 5 статьи 53 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Заказчика нарушения части 6 статьи 31, пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Конкурсной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
5. Передать материалы жалобы должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в трёхмесячный срок.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 2 июля 2015 г. N 07-24-7815/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.07.2015