Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 8 июля 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Альфа тендер" (далее - Заявитель) на действия МУ "Управление капитального строительства Пермского муниципального района" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по объекту "Строительство универсальной спортивной площадки с искусственным покрытием (межшкольный стадион) в д. Ванюки, Пермский район, Пермский край" (извещение N 0856300007415000071),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0856300007415000071, Заказчиком проводился электронный аукцион на выполнение работ по объекту "Строительство универсальной спортивной площадки с искусственным покрытием (межшкольный стадион) в д. Ванюки, Пермский район, Пермский край".
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о закупках, законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Требования к товарам установлены Заказчиком в Приложении N2 к аукционной документации (далее - Техническое задание).
Довод Заявителя о том, что поскольку документация о закупке размещена в формате "pdf", что не обеспечивает возможность копирования, поиска, и, как следствие, ограничивает ознакомление с текстом документа, действия Заказчика нарушают требования Закона о закупках, отклоняется Комиссией на основании следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона о закупках в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система.
Согласно части 4 статьи 4 Закона о закупках информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно.
В соответствии с частью 3 статьи 50, частью 2 статьи 65, частью 2 статьи 74 Закона о закупках документация о закупке должна быть доступна для ознакомления в единой информационной системе без взимания платы.
Согласно части 5 статьи 112 Закона о контрактной системе до ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация, подлежащая размещению в единой информационной системе, размещается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, ведение и обслуживание которого осуществляются по правилам, действовавшим до дня вступления в силу Закона о контрактной системе. Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок до ввода в эксплуатацию единой информационной системы осуществляет ведение официального сайта, в том числе обслуживание пользователей сайта, и развитие официального сайта в части формирования функциональных требований. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, до ввода в эксплуатацию единой информационной системы осуществляет обслуживание официального сайта, в том числе обеспечение бесперебойного функционирования официального сайта, развитие официального сайта в соответствии с функциональными требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 14.12.2010 N 646 и Федерального казначейства от 14.12.2010 N 21н утверждены Положения о пользовании официальным сайтом Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом (далее - Положения). При этом пунктом 3 Положений установлено, что информация, размещаемая на официальном сайте, должна быть круглосуточно доступна пользователям официального сайта для ознакомления без взимания платы и иных ограничений.
Пунктом 7 Положения предусмотрено, что программное обеспечение и технологические средства ведения официального сайта должны обеспечивать доступ пользователей для ознакомления с информацией, размещенной на официальном сайте, на основе распространенных веб-обозревателей. При этом не должна предусматриваться установка на компьютеры пользователей специально созданных для просмотра официального сайта программных и технологических средств.
В целях защиты размещаемой на официальном сайте информации пунктами 9, 10 Положения установлено требование о необходимости защиты информации от несанкционированного изменения, копирования и уничтожения.
Положения Закона о закупках в отношении технической составляющей информационного обеспечения закупок содержат бланкетные нормы, отсылающие на Положение, утвержденное приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 14.12.2010 N 646/21н.
Названное Положение не содержит требования об обязательном наличии на официальном сайте для размещения информации о закупках возможности копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя, поиска.
Из совокупного толкования норм Положения, утвержденного приказом от 14.12.2010 N 646/21н, следует, что основной целью функционирования официального сайта www.zakupki.gov.ru является размещение соответствующей информации и обеспечение беспрепятственного доступа к ознакомлению с ней всех заинтересованных лиц.
Учитывая, что возможность копирования текста средствами веб-обозревателя, поиска не оказывает влияние на процесс непосредственного ознакомления с размещенной на сайте информацией, подобный недостаток интернет-ресурса не является ограничением пользовательского доступа к информации.
В связи с чем, данный недостаток официального сайта не может быть расценен в качестве нарушения Заказчиком положений Закона о закупках.
Довод Заявителя о том, что Заказчик в п.6-9 Технического задания установил требование о соответствии кабелей силовых к недействующему (ограниченно-действующему) ГОСТ, признается Комиссией не доказанным.
В п.17 Технического задания Заказчиком установлено следующее:
- ацетон технический, сорт не ниже I. По физико-химическим показателям технический ацетон должен соответствовать требованиям и нормам, указанным в ГОСТ 2768-84. Массовая доля воды, должна быть менее 0,8%.
В соответствии с п.1.2 ГОСТ 2768-84 по физико-химическим показателям технический ацетон должен соответствовать требованиям и нормам, указанным в таблице.
Наименование показателя |
Норма |
Метод анализа |
||
|
Высший сорт ОКП 24 1811 0110 |
1-й сорт ОКП 24 1811 0130 |
2-й сорт ОКП 1811 0140 |
|
1. Внешний вид |
Бесцветная прозрачная жидкость |
По п.4.2 |
||
4. Массовая доля воды, %, не более |
0,2 |
0,5 |
0,8 |
По п.4.5 |
Исходя из установленного требования к сорту технического ацетона, участник закупки вправе применить первый и высший сорт, при этом по ГОСТ 2768-84 максимальное возможное значение массовой доли воды 0,2 % (высший сорт), 0,5 % (первый сорт), однако, Заказчиком установлено требование к значению массовой доли воды "должна быть менее 0,8%", следовательно, допускающее несоответствующее значение массовой доли воды более 0,5 % до 0,8 %.
Довод Заявителя о том, что Заказчик в п.19 Технического задания установил требование не соответствующее ГОСТ 9129-2009, также признается Комиссией не доказанным.
Доводы Заявителя о том, что Заказчиком в п.24, 25 Технического задания установил показатели и их значения не соответствующие ГОСТ 6665-91, признается Комиссией не состоятельным, так как, в поименованных пунктах не установлено требование о соответствии материалов ГОСТ 6665-91. Кроме того, Комиссия приходит к аналогичному выводу о несостоятельности довода касательно несоответствия требований установленных в п.26 Технического задания ГОСТ 5781-82.
Заявитель полагает, что в п.40, 41 Технического задания Заказчиком установлены требования к одному и тому же параметру (длина столба и высота столба), при этом в одном случае установлено конкретное значение, а в другом диапазон требуемых значений, что вводит участника закупки в заблуждение. Однако, в п.41 Технического задания установлено, что длина столба должна быть менее 6 м, а высота столба в зависимости от высоты панелей, должна обеспечивать необходимую конструктивную безопасность системы ограждения при этом, не превышая 6000 мм. Комиссия не усматривает, в данной части, неопределенности, неоднозначности в установленных показателях и их значениях.
В соответствии с п.23 Технического задания физико-механические показатели швеллеров должны находиться в границах заданных требованиями и нормами, указанными в ГОСТ 8240-97 Швеллеры стальные горячекатаные.
Согласно п.2.3 ГОСТ 8240-97 Размеры швеллеров, площадь поперечного сечения, масса 1 м и справочные значения для осей должны соответствовать приведенным в таблицах 1-5. В указанных таблицах установлен следующий показатель "Площадь поперечного сечения F" с единицей измерения "см2", следовательно, данная единица измерения наравне с указанным показателем является неизменной. Вместе с тем, в нарушение п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках, Заказчиком установлена единица измерения, являющаяся частью показателя, не в соответствии с ГОСТ 8240-97 (см2).
Комиссия отмечает, что аналогичное нарушение Закона о закупках, допускается Заказчиком в пп.48, 49 Технического задания, а именно в части установленных единиц измерения временного сопротивления разрыву и относительного удлинения электродов, являющихся часть таких показателей, не в соответствии с ГОСТ 9467-75.
Вместе с тем, следует отметить, что указанные нарушение Закона о закупках не повлияли на результат проведения электронного аукциона.
Комиссия отмечает, что жалоба была направлена в Пермское УФАС России посредством электронной почты 29.06.2015 г. (в предпоследний день срока подачи заявок), что, по мнению Комиссии, может свидетельствовать об отсутствии у подателя жалобы намерения принять участие в данной закупке.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что согласно протоколу рассмотрения заявок от 07.07.2015 г., на участие в аукционе было подано семь заявок.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Альфа тендер" на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по объекту "Строительство универсальной спортивной площадки с искусственным покрытием (межшкольный стадион) в д. Ванюки, Пермский район, Пермский край" (извещение N 0856300007415000071) обоснованной в части 3, 11-15 доводов.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
3. Предписание об устранении выявленных нарушений Закона о закупках не выдавать, в связи с тем, что выявленные нарушения Закона о закупках не повлияли на результат закупки.
4. Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за нарушение требований Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 8 июля 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.07.2015