Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 11 июня 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Эфир-Медиа" (далее - Заявитель) на действия Министерства финансов Пермского края (далее - Заказчик), Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края (далее - Уполномоченный орган) при проведении открытого конкурса на оказание услуг по организации и проведению мероприятий по повышению финансовой грамотности среди взрослого населения (извещение N 0156200009915000096),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0156200009915000096 Заказчиком, Уполномоченным органом проводился открытый конкурс на оказание услуг по организации и проведению мероприятий по повышению финансовой грамотности среди взрослого населения.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
Заявитель полагает, что в документации не определен объем оказываемых услуг.
Вместе с тем, с данным доводом нельзя согласиться по следующим основаниям.
Согласно п.1 ч.1 ст.50 Закона о закупках, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (п.2 ст.42 Закона о закупках).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно п.2 ч.1 ст.33 Закона о закупках, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего.
Требования к оказываемой услуге обозначены в Главе 5 Техническое задание.
Комиссия отмечает, что в п.7 Технического задания документации о закупке указано конкретное количество мероприятий - 8 с их основными содержанием и этапами проведения, включающими в себя количественные и качественные показатели к услугам, установленными минимальными или конкретными значениями.
Этапы мероприятий, виды работ по каждому этапу, требования к объему и качеству оказываемых услуг, отчетные материалы, срок (график) оказания услуг установлены в п.8 Технического задания.
Так, например, указано, что видеозанятий должно быть не менее 20 (1 этап мероприятия), продолжительность видеоурока должна быть сформирована таким образом, чтобы раскрыть темы занятий по программе, согласованной с Заказчиком, но не менее одного академического часа (45 минут), время проведения одного очного занятия (этап 2 - организация занятий по основам финансовой грамотности через ТОС (неработающие граждане, пенсионеры) в районах города Перми и Пермского края - не мене одного академического часа (45 минут) и т.д.
Заявитель полагает, что Заказчику, Уполномоченному органу следовало определить четкую продолжительность всех без исключения занятий, консультаций, определить период конкурса для СМИ по теме "Финансовая грамотность", определить перечень наград для победителей конкурса, запланированного во время проведения 2 этапа.
Вместе с тем, анализ требований, установленных в документации, с учетом специфики объекта закупки, с учетом пояснений представителя Заказчика, Уполномоченного органа, позволяет сделать вывод о том, что описание объекта закупки не противоречит правилам описания объекта закупки, приведенным выше.
Кроме того, согласно требованиям документации о закупке, в частности, концепция видеоурока, график проведения консультаций, медиаплан размещения программ и др. будет согласовываться Исполнителем с Заказчиком.
Более того, объектом закупки является оказание услуг по организации и проведению мероприятий, в состав которых входит, в том числе, проведение конкурса для СМИ по теме "Финансовая грамотность", при этом, представитель Заказчика пояснила, что для Заказчика совершенно не важно какие будут приобретаться призы, относительно дорогие, символические и т.п., в данном случае результатом будет проведение конкурса на заданную тему.
В п.8 Главы 5 документации о закупке содержится следующее требование:
Исполнитель должен организовать не менее 9 (девяти) публикаций об актуальных вопросах в финансовой сфере в печатных СМИ: не менее 1 издания периодичностью выхода газеты не менее 4 раз в неделю и тиражом еженедельного номера газеты не менее 25 000 экз.
Доводы Заявителя о том, что данное требование является незаконным, также отклоняется Комиссией, поскольку спорное требование является требованием именно к оказываемой услуге. Кроме того, понимание данного требования, озвученное в ходе рассмотрения жалобы, могло сформироваться у Заявителя после получения разъяснений Заказчика по данному вопросу. Однако, запрос о разъяснении положений документации о закупке ООО "Эфир-Медиа" направлен не был.
Доводы о том, что требование о периодичности выхода печатных изданий - не менее 4 раза в неделю ни как не обосновано Заказчиком, Уполномоченным органом и не связано с предметом закупки, о том, что требования установлены только к одному печатному СМИ, хотя предполагается, что публикации будут выполнены в нескольких СМИ, также отклоняются как несостоятельные, поскольку, как указано выше, описание объекта закупки относится к исключительной компетенции Заказчика, Уполномоченного органа, которые вправе устанавливать такие характеристики, которые являются определяющими, важными для них, в данном случае, в частности, это обусловлено необходимостью оперативного и своевременного размещения информации. Доказательств того, что спорные требования ограничивают количество участников закупки, Заявителем не представлено.
Согласно ч.3.1 ст.53 Закона о закупках, в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником конкурса в соответствии с частью 2 статьи 51 настоящего Федерального закона, конкурсная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в конкурсе на любом этапе его проведения.
В Разделе 12 Главы 2 документации о закупке указано следующее: Единая комиссия отстраняет заявку на участие в конкурсе по следующим основаниям: наличие недостоверных сведений в представленных документах и (или) информации, установленных в пункте 2 Раздела 7 настоящей конкурсной документации.
Спорное положение документации о закупке коррелирует с положением, содержащимся в ч.3.1 ст.53 Закона о закупках.
Под "недостоверностью" понимаются противоречивые, вызывающие сомнения в своей достоверности сведения (информация), указанные в заявке участника конкурса, которые не могут использоваться без дополнительной проверки, в том числе расхождение в адресе места нахождения участника конкурса, в информации об оказываемых видах и объемах услуг, сроках оказания услуг, цене контракта и иных условиях исполнения контракта, указанных в документах, предусмотренных частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе.
Поскольку определение "недостоверности" в действующем законодательстве не закреплено, а его формулировка, содержащаяся в конкурсной документации, исключает произвольное толкование спорного понятия недостоверности как участником закупки, так и членами Конкурсной комиссии и Заказчиком, в действиях Заказчика, Уполномоченного органа, включивших в документацию именно такое определение недостоверности, нарушений требований Закона о закупках не может быть установлено.
Комиссия отмечает, что в нарушение требований, обозначенных в ч.9 ст.105 Закона о закупках, к жалобе не приложены документы, подтверждающие ее обоснованность.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Эфир-Медиа" на действия Министерства финансов Пермского края, Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края при проведении открытого конкурса на оказание услуг по организации и проведению мероприятий по повышению финансовой грамотности среди взрослого населения (извещение N 0156200009915000096) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 11 июня 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.06.2015