Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 23 июня 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Армада" (далее - Заявитель) на действия администрации Юсьвенского сельского поселения (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на выполнение проектно изыскательских работ и экспертизы проекта по строительству очистных сооружений в с. Юсьва Пермского края (извещение N 0156300029415000007),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0156300029415000007 Заказчиком проводился электронный аукцион на выполнение проектно изыскательских работ и экспертизы проекта по строительству очистных сооружений в с. Юсьва Пермского края.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
В соответствии с п.1 Раздела 4 документации о закупке, объект закупки - выполнение проектно изыскательских работ и экспертизы проекта по строительству очистных сооружений в с. Юсьва Пермского края.
В п.1.4.1.6 п.1.4 Раздела 2 документации о закупке Заказчиком установлено, в том числе, следующее требование к участникам закупки:
обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта (договора) заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов (договоров) на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма.
В п.2 Раздела 6 "Требования, предъявляемые к участникам электронного аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ" документации о закупке, участник закупки должен соответствовать единым требованиям, в том числе, обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма: а именно на архитектурный проект "Строительство очистных сооружений в Юсьвинском сельском поселении Юсьвинского муниципального района Пермского края", разработанный ООО "АЛЬЯНС" (ИНН: 5907998326):
договор на оказание услуг по разработке проектной документации, акт сдачи-приемки оказанных услуг или иной документ, подтверждающий обладание участником размещения заказа исключительными правами на объект интеллектуальной собственности или согласие или договор разработчика ООО "АЛЬЯНС" (ИНН: 5907998326) на уступку или передачу права на разработанный проект.
Согласно п. 4 Части 2 "Состав технической документации" в котором содержится перечень основных требований и содержание требований, указано - Исходные данные - Архитектурный проект "Строительство очистных сооружений в Юсьвенском сельском поселении Юсьвинского муниципального района Пермского края", шифр 19/02-2015, выполненный ООО "АЛЬЯНС". В п.30 названной части содержится следующее требование: Обладание участниками исключительными правами на объект интеллектуальной собственности, а именно, на архитектурный проект: "Строительство очистных сооружений в Юсьвинском сельском поселении Юсьвинского муниципального района Пермского края", разработанный ООО "АЛЬЯНС" (ИНН 5907998326): договор на оказание услуг по разработке проектной документации, акт сдачи-приемки оказанных услуг или иной документ, подтверждающий обладание исключительными правами на объект интеллектуальной собственности, или согласие, или договор разработчика ООО "АЛЬЯНС" на уступку или передачу права на разработанный проект.
В п.3.2.6 проекта контракта установлено требование о предоставлении Заказчику копий документов, подтверждающих обладание ИСПОЛНИТЕЛЕМ исключительными правами на объект интеллектуальной собственности, а именно, на архитектурный проект "Строительство очистных сооружений в Юсьвинском сельском поселении Юсьвинского муниципального района Пермского края", разработанный ООО "АЛЬЯНС" (ИНН 5907998326): договор на оказание услуг по разработке проектной документации, акт сдачи-приемки оказанных услуг или иной документ, подтверждающий обладание исключительными правами на объект интеллектуальной собственности, или согласие, или договор разработчика ООО "АЛЬЯНС" на уступку или передачу права на разработанный проект.
Заявитель указывает на то, что данные требования нарушают нормы Закона о закупках.
Оценив представленные доказательства в совокупности и взаимосвязи, исследовав представленные доказательства, в том числе, письменный отзыв Заказчика, который, в свою очередь, устно позицию пояснить не смог, равно как и ответить на вопросы, Комиссия пришла к выводу о том, что требования Заявителя подлежат удовлетворению в силу следующего.
Согласно ч.1 ст.8 Закона о закупках, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (ч.2 названной статьи).
В соответствии с ч.1 ст.2 Закона о закупках, законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В ч.1 ст.31 Закона о закупках обозначены единые требования, которые предъявляются к участникам закупки. Так, содержание п.8 ч.1 ст.31 Закона о закупках обязывает Заказчика установить требование об обладании участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма.
Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона (ч.6 ст.31 Закона о закупках).
В п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно п.2 ч.1 ст.33 Закона о закупках, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом (ч.3 ст.33 Закона о закупках).
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. В частности, при описании объекта закупки Заказчик вправе указывать такие параметры к товарам, работам, услугам, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающими количество потенциальных участников закупок.
Как указано выше, описание объекта закупки, в том числе, спорные положения содержатся в Технической части.
Заказчик, устанавливая в документации спорные требования, обосновывает это тем, что 10.02.2015 г. администрацией Юсьвенского сельского поселения с ООО "АЛЬЯНС" был заключен договор N 19/02-2015, согласно п.1.1 которого, Исполнитель принимает на себя обязательства по выполнению следующих работ:Архитеркутрный проект на "Строительство очистных сооружений в Юсьвенском сельском поселении Юсьвинского муниципального района Пермского края". Согласно п. 4.1 данного договора, по окончанию выполнения работ, Исполнитель направляет Заказичку документацию, оформленную в установленном порядке, в количестве двух экземпляров. Экземпляры, сверх указанного количества, а также ссылочные документы, высылаются за дополнительную плату. В п. 8.1 договора указано, что проектная документация "архитектурный проект_", выполненная Исполнителем ООО "Альянс", является его интеллектуальной собственностью. Интеллектуальное право на архитектурный проект принадлежит ООО "Альянс". Права на совершение сделок по продаже, передаче прав и т.д. интеллектуального права на "Архитектурный проект_" принадлежит только ООО "Альянс" (п.8.2 договора). Исключительные права на использование и распоряжение изобретениями и другими объектами интеллектуальной собственности, созданные Исполнителем в ходе работ по настоящему договору, принадлежат только Исполнителю ООО "Альянс" и оформляются в соответствии с действующим законодательством РФ (п.8.3).
В соответствии с п.8.7 договора право собственности на результат работ по данному Договору, в том числе, техническую документацию, созданные на средства Заказчика, переходит к нему с момента подписания акта приемки-сдачи, при условии полной оплаты выполненных работ.
Результатом работ по данному договору явился "Архитектурный проект_.", который был оплачен Заказчиком, вместе с тем, как указано в договоре, исключительные права на использование и распоряжение объектами интеллектуальной собственности, созданными Исполнителем, принадлежат только ООО "Альянс".
В соответствии со статьей 758 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязан по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы.
Согласно пункту 1 статьи 1259 ГК РФ произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов, являются объектами авторских прав.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об архитектурной деятельности) архитектурный проект - архитектурная часть документации для строительства и градостроительной документации, содержащая архитектурные решения, которые комплексно учитывают социальные, экономические, функциональные, инженерные, технические, противопожарные, санитарно-эпидемиологические, экологические, архитектурно-художественные и иные требования к объекту в объеме, необходимом для разработки документации для строительства объектов, в проектировании которых необходимо участие архитектора. При этом архитектурное решение - авторский замысел архитектурного объекта, его внешнего и внутреннего облика, пространственной, планировочной и функциональной организации, зафиксированный в архитектурной части документации для строительства и реализованный в построенном архитектурном объекте.
Согласно части 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта. Частью 12 статьи 48 ГрК РФ предусмотрено, что архитектурные решения являются составной частью проектной документации.
То обстоятельство, что объектом авторского права является архитектурный проект, то есть архитектурная часть документации, в которой выражено архитектурное решение, следует из приведенных норм законодательства.
Вместе с тем, в данном случае требование в том виде, как оно сформулировано Заказчиком: обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма: а именно на архитектурный проект "Строительство очистных сооружений в Юсьвинском сельском поселении Юсьвинского муниципального района Пермского края", разработанный ООО "АЛЬЯНС" (ИНН: 590799832), нарушает нормы Закона о закупках, нарушает правила описания объекта закупки, ведет к ограничению количества участников аукциона.
Комиссия отмечает, что Законом о закупках предусмотрена обязанность устанавливать требование об обладании участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, но только в случае, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты.
В данном же случае при исполнении спорного контракта Заказчик не приобретет права на "Архитектурный проект_", выполненный ООО "Альянс", а приобретает в собственность проектную документацию (Выполненная по настоящему контракту проектная документация является собственностью ЗАКАЗЧИКА и используется по его усмотрению. Право собственности на проектную документацию, разработанную по настоящему контракту, переходит к ЗАКАЗЧИКУ в момент подписания акта приема-сдачи оказанных услуг. Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, которым ИСПОЛНИТЕЛЬ обладает на предусмотренном законом основании или в связи с заключением и (или) исполнением настоящего Контракта, передаются ЗАКАЗЧИКУ по окончании оказания услуг, предусмотренных настоящим Контрактом, в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации - п.10.6 проекта контракта).
То есть в документации прямо указано, что исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, которым обладает Исполнитель по настоящему контракту, передается Заказчику по окончанию оказания услуг, т.е. после изготовления проекта.
Кроме того, необходимо отметить следующее.
Пунктом 12 статьи 48 ГрК РФ предусмотрено, что в состав проектной документации объектов капитального строительства, за исключением проектной документации линейных объектов, включаются следующие разделы:
1) пояснительная записка с исходными данными для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, в том числе с результатами инженерных изысканий, техническими условиями;
2) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка;
3) архитектурные решения;
4) конструктивные и объемно-планировочные решения;
5) сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений;
6) проект организации строительства объектов капитального строительства;
7) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей (при необходимости сноса или демонтажа объектов капитального строительства, их частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства);
8) перечень мероприятий по охране окружающей среды;
9) перечень мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;
10) перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда (в случае подготовки соответствующей проектной документации);
10.1) требования к обеспечению безопасной эксплуатации объектов капитального строительства;
11) смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов;
11.1) перечень мероприятий по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений, сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов;
12) иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с ч.13 ст. 48 ГрК РФ, состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к различным видам объектов капитального строительства, в том числе к линейным объектам, состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к отдельным этапам строительства, реконструкции объектов капитального строительства, состав и требования к содержанию разделов проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства, а также состав и требования к содержанию разделов проектной документации, представляемой на экспертизу проектной документации и в органы государственного строительного надзора, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 утверждено "Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" (далее - Положение).
Заказчиком в п.26 Технической части установлено требование к составу проекта - состав проектной документации должен соответствовать Постановлению Правительства РФ от 16.02.2008 г. N 87, состав рабочей документации должен соответствовать ГОСТ_.
Таким образом, для надлежащего выполнения условий контракта, его Исполнитель обязан изготовить проектную документацию, включающую, в том числе, и архитектурные решения, при этом, исходя из технического задания к закупке, Заказчик обязывает Исполнителя использовать в качестве исходных данных уже готовые архитектурные решения, выполненные третьим лицом (ООО "Альянс").
При этом Комиссией Пермского УФАС России отмечается, что представление на государственную экспертизу, которая является одним из этапов выполнения работ по контракту, в составе проектной документации двух различных вариантов архитектурных решений (изготовленных Исполнителем по контракту, а также выполненных третьих лицом - ООО "Альянс") действующими нормативно-правовыми актами, в том числе Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87, не предусмотрено.
Кроме прочего, изготовление Исполнителем тождественных уже выполненным ООО "Альянс" архитектурных решений либо предоставление данных архитектурных решений в составе разработанной Исполнителем проектной документации на государственную экспертизу будет противоречить требованиям ст. 1270 ГК РФ.
С учетом изложенного, установленное Заказчиком требование о соответствии проектной документации требованиям Положения, в соответствии с которым, в состав проектной документации согласно п.п.3 п.12 ст.48 Градостроительного кодекса Российской Федерации входят и архитектурные решения, которые уже выполнены ООО "Альянс", фактически делает неисполнимыми условия контракта.
Более того, согласно требованиям документации закупке "Архитектурный проект_" является исходными данными, которые в соответствии с требованиями ч.1 ст.759 ГК РФ Заказчик обязан передать Исполнителю, который, в свою очередь, согласно п.3.2.1 проекта контракта обязан оказать услуги в полном объеме в соответствии с исходными данными.
Вместе с тем, спорное требование также ограничивает количество участников закупки, поскольку выполнение условий контракта напрямую зависит от воли третьего лица - ООО "Альянс", т.е. отнесено к субъективному усмотрению данного лица, обладающего в силу подпункта 10 п. 2, п. 3 ст. 1270 ГК РФ исключительными правами на использование своего архитектурного проекта путем его практической реализации.
Указанное выше позволяет сделать вывод о том, что Заказчиком нарушены правила описания объекта закупки, а именно, п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках, а также нарушено положение ч.6 ст.31 Закона о закупках.
Вывод Пермского УФАС России подтверждается и тем обстоятельством, что из шести рассмотренных вторых частей заявок соответствующей требованиям аукционной документации признана лишь заявка ООО "Альянс" (протокол подведения итогов аукциона от 16.06.2015 г.).
Кроме того, Комиссия отмечает следующее.
В документации о закупке (Раздел 6) "Требования, предъявляемые к участникам_" установлено следующее требование: Участник закупки должен обладать действующим свидетельством, выданным саморегулируемой организацией о допуске к работам по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданным саморегулируемой организацией в области архитектурно-строительного проектирования (виды работ см. в п.2.2 строки 13 настоящей Информационной карты аукциона в электронной форме). Основание: Градостроительный кодекс РФ (глава 6); приказ Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 N 624.
В п.34 Технической части в графе "Перечень видов работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" указано следующее: Наличие свидетельства, выданного саморегулируемой организацией в области архитектурно-строительного проектирования, о допуске к работам по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства с наличием работ по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании Контракта юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком).
При наличии в свидетельстве о допуске к работам видов работ, требуемых выполнения по условиям Контракта, Исполнитель имеет право выполнить такие работы самостоятельно без привлечения субподрядчиков. Исполнитель (генеральный проектировщик) осуществляет также организацию и координацию работ по подготовке проектной документации и несет ответственность за достоверность, качество и полноту выполненной проектной документации. Работы по подготовке проектной документации должны выполняться лицами, имеющими выданное саморегулируемой организацией в области архитектурно-строительного проектирования свидетельство о допуске к видам работ по подготовке проектной документации. Основание: Градостроительный кодекс РФ (глава 6), Приказ Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624. .
В соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о закупках, при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона о закупках, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п.2 ч.5 ст.66 Закона о закупках, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 1 и 2 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 4 ст. 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Таким уполномоченным органом является Министерство регионального развития Российской Федерации, Приказом N 624 от 30.12.2009 утвердившее Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
В соответствии с ч. 4 ст. 48 ГрК РФ виды работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией (далее - СРО) свидетельства о допуске к таким видам работ.
Часть 5 статьи 48 ГрК РФ предусматривает, что лицом, осуществляющим подготовку проектной документации, может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, организует и координирует работы по подготовке проектной документации, несет ответственность за качество проектной документации и ее соответствие требованиям технических регламентов. Лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, вправе выполнять определенные виды работ по подготовке проектной документации самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным ч. 4 ст. 48 ГрК РФ, и (или) с привлечением других соответствующих указанным требованиям лиц.
Следовательно, выполнение работ по проектированию всегда предполагает деятельность по организации работ по подготовке проектной документации и лицо, осуществляющее выполнение строительных работ, должно иметь выданное СРО свидетельство о допуске к работам по организации работ по подготовке проектной документации.
Требования к составу второй части заявки обозначены в Разделе 8. При этом, требование о том, что в составе второй части заявки должно быть представлено свидетельство СРО, выданное саморегулируемой организацией в области архитектурно-строительного проектирования, о допуске к работам по подготовке проектной документации, отсутствует.
При таких обстоятельствах Заказчиком нарушено требование п.2 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
Комиссия отмечает, что установленные в документации о закупке положения о том, что участник должен обладать СРО, указание в "Перечне видов работ_" на наличие свидетельства, не свидетельствует об исполнении Заказчиком требований Закона о закупках в данной части, поскольку требование о наличии в заявке участника свидетельства СРО в силу прямого указания Закона о закупках должно содержаться именно в требованиях к составу второй части заявки.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Армада" на действия администрации Юсьвенского сельского поселения при проведении электронного аукциона на выполнение проектно изыскательских работ и экспертизы проекта по строительству очистных сооружений в с. Юсьва Пермского края (извещение N 0156300029415000007) обоснованной.
2. Признать в действиях администрации Юсьвенского сельского поселения выявленное в ходе рассмотрения жалобы нарушение требований п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
3. Признать в действиях администрации Юсьвенского сельского поселения выявленное в ходе рассмотрения жалобы нарушение требований ч.6 ст.31 Закона о закупках.
4. Признать в действиях администрации Юсьвенского сельского поселения выявленное в ходе рассмотрения жалобы нарушение требований п.2 ч.1 ст.64 Закона о закупках выявленное в ходе проведения внеплановой проверки.
5. В целях устранения выявленных нарушений, выдать предписание Заказчику, Единой комиссии администрации Юсьвенского сельского поселения, Оператору электронной площадки.
6. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 23 июня 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.07.2015