Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 22 июня 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее -Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Стройпрогресс" (далее - Заявитель) на действия МУ "Управление капитального строительства" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству футбольного поля с покрытием из синтетической травы в объеме реконструкции стадиона в районе городского парка по адресу Советский пр.,29 (изв. N 0156300046615000174),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N0156300046615000174 Администрацией города Березники (далее - Уполномоченный орган) проводился электронный аукцион на выполнение работ по строительству футбольного поля с покрытием из синтетической травы в объеме реконструкции стадиона в районе городского парка по адресу Советский пр.,29.
По мнению Заявителя, нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС Россииот 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
В соответствии с протоколом подведения итогов от 30.04.2015 г., заявка ООО "Стройпрогресс"признана соответствующей требованиям документации об электронном аукционе. ООО "Стройпрогресс"признано победителем электронного аукциона.
Согласно ч. 1 ст. 70 Закона о закупках, по результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со статьей 69 настоящего Федерального закона признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
В соответствии с ч. 2 ст. 70 Закона о закупках, в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
В ч. 3 ст. 70 Закона о закупках установлено, что в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица. В случае, если при проведении такого аукциона цена контракта снижена на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, победитель такого аукциона предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с частью 1 статьи 37 настоящего Федерального закона, обеспечение исполнения контракта или информацию, предусмотренные частью 2 статьи 37 настоящего Федерального закона, а также обоснование цены контракта в соответствии с частью 9 статьи 37 настоящего Федерального закона при заключении контракта на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствия, средств для скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, оказываемой в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива).
В соответствии с ч.13 ст.70 Закона о закупках, победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, или направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, по истечении тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 настоящего Федерального закона (в случае снижения при проведении такого аукциона цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта).
Согласно ч.4 ст.96 Закона о закупках, контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч.1 ст.37 Закона о закупках, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Аналогичные требования установлены Заказчиком в п.1 раздела 14информационной карты аукционной документации.
Требования к обеспечению исполнения контракта установлены Заказчиком в п.1 раздела 16 информационной карты аукционной документации, а именно, 15 % от начальной (максимальной) цены контракта, что составляет 5 306 720, 73 руб.
Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником аукциона, с которым заключается контракт, самостоятельно:
-банковская гарантия, выданная банком;
-внесение денежных средств на соответствующий счет Заказчика.
Комиссией установлено, что в срок, предусмотренный ч. 2 ст. 70 Закона о закупках, Заказчиком размещен в единой информационной системе проект контракта.
Победителем электронного аукциона ООО "Стройпрогресс" была предложена цена контракта (21 580 664,39 руб.), которая более чем на 25% ниже начальной максимальной цены контракта, в связи с чем обеспечение исполнения контракта должно быть в 1,5 раза выше установленного в аукционной документации.
В регламентированный Законом о закупках срок, лицом, имеющим право действовать от имени победителя аукциона подписан проект контракта, а также представлена Банковская гарантия N 45669 от 07.2015 г. подтверждающая обеспечение исполнения контракта на сумму 5 306 720, 73 руб. Таким образом, победитель аукциона не предоставил повышенное обеспечение исполнения контракта, в связи с чем, 13.05.2015 г. ООО "Стройпрогресс" признано уклонившимся от заключения контракта.
На основании изложенного, 18.05.2015 г. в адрес Управления поступило обращение Заказчика о включении в реестр недобросовестных поставщиков ООО "Стройпрогресс".
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о закупках, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно решению N РНП-59-423 от 28.05.2015 г. Комиссией Пермского УФАС России принято решение о не включении сведений об ООО "Стройпрогресс" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).Все обстоятельства уклонения ООО "Стройпрогресс" от заключения контракта, в том числе, частично изложенные в жалобе, были исследованы Комиссией в рамках рассмотрения указанного обращения и отражены в принятом решении (N РНП-59-423 от 28.05.2015 г.).
Вместе с тем, Комиссия считает необходимым отметить следующее, в соответствии с настоящей жалобой, Заявитель полагает, что Заказчик не проинформировал ООО "Стройпрогресс" о несоответствии банковской гарантии, а также составил протокол об отказе от заключения контракта в несоответствующий Закону о закупках срок, более того, указывает на то, что вышеуказанные действия привели к незаконному перечислению, удержанию денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки, на счет Заказчика.
В соответствии с ч.5 ст.45 Закона о закупках Заказчик рассматривает поступившую в качестве обеспечения исполнения контракта банковскую гарантию в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня ее поступления.
В соответствии с ч.6 ст.45 Закона о закупках основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является:
1) отсутствие информации о банковской гарантии в предусмотренных настоящей статьей реестрах банковских гарантий;
2) несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в частях 2 и 3 настоящей статьи;
3) несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с ч.7 ст.45 Закона о закупках в случае отказа в принятии банковской гарантии заказчик в срок, установленный частью 5 настоящей статьи, информирует в письменной форме или в форме электронного документа об этом лицо, предоставившее банковскую гарантию, с указанием причин, послуживших основанием для отказа.
Согласно представленным документам и информации Комиссия установила, что победитель электронного аукциона в качестве обеспечения исполнения контракта представил банковскую гарантию, которая не соответствует требованиям Закона о закупках, а именно в части суммы, тогда как, необходимо было представить повышенное обеспечение исполнения контракта. Кроме того, победителем наряду с несоответствующей банковской гарантией были представлены пять контрактов в качестве подтверждения добросовестности участника закупки, однако, Заказчик,в силу ч.1 ст.37 Закона о закупках, был не вправе давать оценку таким контрактам. Комиссия считает возможным отметить, что представленные в качестве подтверждения добросовестности контракты, в силу ст.37 Закона о закупках, не могут быть признаны соответствующими, так как, на момент их представления, три контракта из пяти не исполнены, оставшиеся два контракта отсутствуют в реестре контрактов, размещенном на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.
Указанные выше обстоятельства, были отражены в протоколе об отказе от заключения контракта от 13.05.2015 г., который в день его принятия опубликован на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, а также направлен ООО "Стройпрогресс" по адресу электронной почты, указанному во второй части заявки общества, что не отрицается Заявителем. Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчик не проинформировал ООО "Стройпрогресс" о несоответствии банковской гарантии признан несостоятельным.
Кроме того, Комиссия также признает не состоятельным довод Заявителя о том, что Заказчику необходимо было принимать протокол об отказе от заключения контракта лишь 14.05.2015 г., в связи с тем, что такое решение принимается в течение трех рабочих дней с даты размещения в единой информационной системе проекта контракта, следовательно, принимая решение об отказе от заключения контракта Заказчик в праве совершить указанное действие ранее окончательной даты, в данном случае, 13.05.2015 г.
Более того, неверным является вывод подателя жалобы о возможности в указанный период, т.е. до истечения трехдневного срока внести в направленную, при подписании проекта контракта, банковскую гарантию изменения. Указанная возможность не предусмотрена ст.70 Закона о закупках, устанавливающей порядок заключения контракта, корректировка банковской гарантии возможна исключительно до подписания проекта контракта участником закупки и направления его Заказчику.
В связи с изложенным, вывод Заявителя о том, что описанные действия Заказчика не позволили участнику закупки внести изменения в несоответствующую банковскую гарантию,основан на неверном толковании положений Закона о закупках.
В соответствии с ч.8 ст.44 Закона о закупках денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявок, при проведении электронных аукционов перечисляются на счет оператора электронной площадки в банке. Доходы, полученные оператором электронной площадки от размещения денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявок, подлежат выплате участникам электронных аукционов за период размещения указанных средств на счете оператора электронной площадки в банке с момента блокирования указанных средств до прекращения их блокирования в соответствии с положениями настоящей статьи на основании договора, заключенного оператором электронной площадки с каждым участником закупки при прохождении им аккредитации на электронной площадке.
В соответствии с ч.11 ст.44 Закона о закупках оператор электронной площадки и банк, в котором оператором электронной площадки открыт счет для учета денежных средств, внесенных участниками закупок в качестве обеспечения заявок на участие в электронных аукционах, несут солидарную ответственность перед такими участниками за соблюдение срока возврата им указанных средств в соответствии с требованиями настоящей статьи.
В соответствии с ч.12 ст.44 Закона о закупках при проведении электронного аукциона блокирование денежных средств, внесенных участником такого аукциона в качестве обеспечения заявки на счет оператора электронной площадки, прекращается оператором электронной площадки в случаях, предусмотренных статьей 44 Закона о контрактной системе.
Согласно п.2 ч.13 ст.44 Закона о закупках возврат денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявок, не осуществляется в случаях указанных в части 13 статьи 44 Закона о контрактной системе, в том числе в случае непредоставления или предоставления с нарушением условий, установленных Законом о контрактной системе до заключения контракта заказчику обеспечения исполнения контракта. В случае проведения электронного аукциона денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявок, перечисляются на счет, который указан заказчиком.
Из совокупности приведенных выше положений Закона о закупках следует, что блокирование, возврат, перечислениеденежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявок при электронном аукционе, осуществляется исключительно оператором электронной площадки. Комиссией установлено, что указанные действия оператора электронной площадки Заявителем в установленном порядке не обжаловалось.
Более того, Комиссия полагает необходимым отметить, что в силу п.2 ч.13 ст.44 Закона о закупках предоставление обеспечения исполнения контракта с нарушением условий, влечет за собой перечисление денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявок, на счет, указанный Заказчиком, что и было совершенно в данном случае.
Кроме того, Заказчик пояснил, что контракт так и не был заключен, в связи с чем, Заказчик понес как временные, так и материальные убытки и на момент рассмотрения данной жалобы, проводится повторный электронный аукцион.
Таким образом, с учетом приведенных положений Закона о закупках, в действиях Заказчика нарушений Закона о закупках не может быть установлено, доказательства обратного Заявителем не представлены,
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Стройпрогресс" на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству футбольного поля с покрытием из синтетической травы в объеме реконструкции стадиона в районе городского парка по адресу Советский пр.,29 (изв. N 0156300046615000174) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 22 июня 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.06.2015