Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 23 июня 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Запад Урал Лифт - Управляющая компания" (далее - Заявитель) на действия Единой комиссии ГКБУ "УЭАЗ" (далее - Аукционная комиссия) при проведении электронного аукциона на право заключения гражданско-правового договора на разработку проектно-сметной документации на капитальный ремонт лифтов в административном здании по адресу: г. Пермь, Луначарского, 100 (извещение 0356200000115000110),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356200000115000110 Заказчиком проводился электронный аукцион на право заключения гражданско-правового договора на разработку проектно-сметной документации на капитальный ремонт лифтов в административном здании по адресу: г. Пермь, Луначарского, 100.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Аукционной комиссии.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона заявка подателя жалобы была признана несоответствующей требованиям и условиям документации об электронном аукционе, поскольку в представленном СРО отсутствует вид работ по инженерным изысканиям - 6.Обследование состояния грунтов основания зданий и сооружений.
В соответствии с ч.1 ст.69 Закона о закупках Аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Согласно ч.2 ст.69 Закона о закупках Аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
В соответствии с п.1 ч.6 ст. 69 Закона о закупках, заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В Разделе 8 документации о закупке Заказчиком установлено требование о предоставлении в составе второй части заявки документом или копии документов, подтверждающих соответствие участника аукциона требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки:
- действующее свидетельство, выданное саморегулируемой организацией участнику закупки, о допуске к следующим видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, определенным приказом Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 г. N 624:
I. Виды работ по инженерным изысканиям
6. Обследование состояния грунтов основания зданий и сооружений.
II. Виды работ по подготовке проектной документации
2. Работы по подготовке архитектурных решений
3. Работы по подготовке конструктивных решений
4.5. Работы по подготовке проектов внутренних диспетчеризации, автоматизации и управления инженерными системами
12. Работы по обследованию строительных конструкций зданий и сооружений
и/или
13. Работы по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком).
Поскольку в представленной в составе второй части заявки копии свидетельства СРО N 12590229-02 от 07.12.2012 г., отсутствовал вид работ по инженерным изысканиям - 6. Обследование состояния грунтов основания зданий и сооружений, в действиях Аукционной комиссии, которая, как указано выше, рассматривает вторые части заявок на соответствие требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, нарушений требований Закона о закупках не может быть установлено.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о закупках, при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона о закупках, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п.2 ч.5 ст.66 Закона о закупках, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 1 и 2 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 6 ст. 66 Закона о закупках, требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Как указано выше, Заказчиком установлено требование о наличии у участника закупки, в том числе, допусков на выполнение работ по инженерным изысканиям, проектированию, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, включающих виды работ, выполняемых собственными силами.
Согласно ч.1 ст.706 Гражданского кодекса РФ (часть вторая) от 26.01.1996 г. N14-ФЗ если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
Запрет на привлечение субподрядчиков в документации не установлен.
В рассматриваемом случае объектом закупки является выполнение проектных и изыскательских работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства.
С учетом наличия функциональной и технологической связи проектных и изыскательских работ объединение в один лот указанных двух видов работ действующему законодательству не противоречит.
Вместе с тем, Комиссия отмечает следующее.
Согласно ч. 4 ст. 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Таким уполномоченным органом является Министерство регионального развития Российской Федерации, Приказом N 624 от 30.12.2009 утвердившее Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Указанные в аукционной документации виды работ содержатся в названном перечне.
В соответствии с ч. 4 ст. 48 ГрК РФ виды работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией (далее - СРО) свидетельства о допуске к таким видам работ.
Часть 5 статьи 48 ГрК РФ предусматривает, что лицом, осуществляющим подготовку проектной документации, может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, организует и координирует работы по подготовке проектной документации, несет ответственность за качество проектной документации и ее соответствие требованиям технических регламентов. Лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, вправе выполнять определенные виды работ по подготовке проектной документации самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным ч. 4 ст. 48 ГрК РФ, и (или) с привлечением других соответствующих указанным требованиям лиц.
Следовательно, выполнение работ по проектированию всегда предполагает деятельность по организации работ по подготовке проектной документации и лицо, осуществляющее выполнение строительных работ, должно иметь выданное СРО свидетельство о допуске к работам по организации работ по подготовке проектной документации.
Согласно ст. 47 ГрК РФ инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства; виды работ по инженерным изысканиям, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные СРО свидетельства о допуске к таким видам работ.
В силу ч. 5.2 ст. 48 ГрК РФ договором о подготовке проектной документации, заключенным застройщиком или техническим заказчиком с физическим или юридическим лицом, может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий; в этом случае указанное физическое или юридическое лицо осуществляет также организацию и координацию работ по инженерным изысканиям и несет ответственность за достоверность, качество и полноту выполненных инженерных изысканий.
То есть работы по инженерным изысканиям, выполняемым на этапе архитектурно-строительного проектирования, организуются и контролируются лицом, осуществляющим организацию работ по подготовке проектной документации.
В соответствии с ч. 5.1 ст. 48 ГрК РФ в случае, если работы по организации подготовки проектной документации объекта капитального строительства включены в указанный в ч. 4 ст. 55.8 настоящего кодекса перечень, лицо, осуществляющее подготовку проектной документации такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное СРО свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации.
Названные работы по организации подготовки проектной документации привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком) поименованы в п. 13 перечня, утвержденного Приказом N 624.
Из анализа приведенных норм следует, что для выполнения проектно-изыскательских работ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо должны обладать свидетельством СРО на допуск к работам по организации подготовки проектной документации привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком), причем вне зависимости от того, будут они выполнить работы самостоятельно либо с привлечением к выполнению работ субподрядчиков, обладающих необходимыми допусками СРО к перечисленным выше работам.
Кроме того, Комиссия отмечает, что такое свидетельство обеспечивает право проектной организации (юридического лица или индивидуального предпринимателя) привлекать для выполнения инженерных изысканий третьих лиц (субподрядчиков) и является достаточным для заключения Заказчиком с таким участником договора на выполнение проектно-изыскательских работ.
При указанных выше обстоятельствах Заказчиком нарушены требования ч.6 ст.66 Закона о закупках.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Запад Урал Лифт - Управляющая компания" на действия Единой комиссии ГКБУ "УЭАЗ" при проведении электронного аукциона на право заключения гражданско-правового договора на разработку проектно-сметной документации на капитальный ремонт лифтов в административном здании по адресу: г. Пермь, Луначарского, 100 (извещение 0356200000115000110) необоснованной.
2.Признать в действиях ГКБУ "УЭАЗ" нарушение ч.6 ст.66 Закона о закупках Закона о закупках, выявленное в ходе проведения внеплановой проверки.
3. В целях устранения нарушений требований Закона о закупках, допущенных ГКБУ "УЭАЗ", выдать предписание ГКБУ "УЭАЗ", Аукционной комиссии.
4. Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц ГКБУ "УЭАЗ" к административной ответственности за нарушение требований Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 23 июня 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.06.2015