Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 26 мая 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "ПЕРМЬТЕХСПЕЦ" (далее - Заявитель) на действия МКУ "Управление по строительству, ЖКХ и содержанию дорог администрации Уинского муниципального района" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на оказание услуг по строительному контролю на объекте "Реконструкция здания школы по адресу: с.Уинское, ул. 30 лет Победы, 2 под здание детского сада" (извещение N 0156300045715000016),
УСТАНОВИЛА:
На официальном сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком было размещено извещение N 0156300045715000016 о проведении открытого конкурса на оказание услуг по строительному контролю на объекте "Реконструкция здания школы по адресу: с.Уинское, ул. 30 лет Победы, 2 под здание детского сада".
По мнению Заявителя, нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика.
Выслушав доводы и возражения представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, исследовав и оценив представленные документы, Комиссия Пермского УФАС России установила.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.50 Закона о закупках, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно ч. 1 ст. 32 Закона о закупках, для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации
Согласно ч.4 ст.32 Закона о закупках, в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В соответствии с ч.5 ст.32 Закона о закупках, сумма величин значимости всех критериев, предусмотренных настоящей статьей, составляет сто процентов. Величина значимости критерия, указанного в пункте 2 части 1 настоящей статьи, не должна превышать величину значимости критерия, указанного в пункте 1 части 1 настоящей статьи.
В п.9 ч.1 ст.50 Закона о закупках установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе, критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч.8 ст.32 Закона о закупках, порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Такой порядок установлен Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 г. N 1085 (далее - Правила).
Согласно п.10 Правил, в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В соответствии с п.11 Правил для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
В соответствии с п.28 Правил, оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного абзацем вторым пункта 11 настоящих Правил.
Согласно ч.9 ст.32 Закона о закупках, не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящей статьей критериев или их величин значимости, установленных частью 6 настоящей статьи и в соответствии с частью 8 настоящей статьи, за исключением случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи. В случае невыполнения заказчиком требования настоящей части определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть признано недействительным по иску участника или участников закупки.
В Главе 3 "Критерии оценки заявок на участие в электронном аукционе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие" конкурсной документации Заказчиком установлены, в том числе, следующие критерии оценки:
Показатель N 2: Наличие у участника закупки необходимых трудовых ресурсов для выполнения работ (количество дипломированных специалистов, участвующих в выполнении работ, составляющих предмет настоящего конкурса, прошедших повышение квалификации в данной сфере за последние 5 лет).
Подтверждается списком сотрудников с приложением копий обязательных и заверенных документов:
- Копии трудовых договоров подтверждающих, что сотрудник состоит в трудовых отношениях с исполнителем;
- Копии дипломов специалистов;
- Копии сертификатов и удостоверений о повышении квалификации по строительному контролю, в том числе не менее одного специалиста по "Экспертизе результатов исполнения государственных и муниципальных заказов";
- Копии аттестатов "НОСТРОЙ" по ЕСА руководителей и специалистов строительного комплекса;
- Копии удостоверений специалистов сварочного производства (объекты- " Строительные конструкции" ) не ниже III уровня (не менее одного специалиста);
- Копии удостоверений специалистов по неразрушающему контролю ( объекты- "Здания и сооружения" п.11) не ниже II уровня (не менее двух специалистов).
Значимость показателя:80 %
Количество дипломированных специалистов, участвующих в выполнении работ, составляющих предмет настоящего конкурса, прошедших повышение квалификации в данной сфере за последние 5 лет, с приложением обязательного перечня документов |
Количество баллов |
Количество баллов с учётом коэффициента значимости показателя |
|
|
|
свыше 6 |
100 |
80 |
до 5 |
50 |
40 |
Информация отсутствует |
0 |
0 |
Показатель N3: Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки открытого конкурса лицензионного программного обеспечения, необходимого для выполнения работ.
При этом учитывается предоставление в составе конкурсной заявки следующих копий подтверждающих документов:
- бухгалтерской справки о наличии материально-технических ресурсов, копии паспортов, или сертификатов, фото ТМЦ, счета-фактуры Собственных, либо арендуемых ТМЦ.
Значимость показателя:10 %
Обеспеченность участника открытого конкурса материально-техническими ресурсами, необходимых для выполнения работ |
Количество баллов |
Количество баллов с учётом коэффициента значимости показателя |
Наличие измерительного оборудования и инструмента, лабораторий для осуществления строительного контроля выполняемых работ |
100 |
10 |
Отсутствие, либо неполное наличие измерительного оборудования и инструмента, лабораторий для осуществления строительного контроля выполняемых работ |
0 |
0 |
Информация отсутствует |
0 |
0 |
Рейтинг заявки по стоимостному критерию "Квалификация участника закупки" вычисляется путем умножения суммы баллов, полученных по трем показателям оцениваемого участника, умноженной на коэффициент значимости критерия.
Заявитель полагает, что Заказчиком в рамках критериев оценки неправомерно установлены требования о предоставлении в качестве подтверждения критерия оценки "Наличие у участника закупки необходимых трудовых ресурсов для выполнения работ (количество дипломированных специалистов, участвующих в выполнении работ, составляющих предмет настоящего конкурса, прошедших повышение квалификации в данной сфере за последние 5 лет)", в том числе, копии сертификатов и удостоверений о повышении квалификации по строительному контролю, в том числе не менее одного специалиста по "Экспертизе результатов исполнения государственных и муниципальных заказов", а также копии аттестатов "НОСТРОЙ" по ЕСА руководителей и специалистов строительного комплекса. Участнику закупки непонятно, что подразумевается под "Экспертиза результатов исполнения государственных и муниципальных заказов" и почему необходимо представить именно аттестат "НОСТРОЙ" по ЕСА руководителей и специалистов строительного комплекса.
В ходе рассмотрения жалобы представитель Заказчика не смогла пояснить, почему установлены выше приведенные требования таким образом. Кроме того, представитель Заказчика отметила, что участнику закупки для подтверждения данного критерия необязательно предоставлять все перечисленные в конкурсной документации документы, необходим наличие хотя бы одного документа из данного перечня.
В свою очередь, Комиссия отмечает, что из требований конкурсной документации следует, что участники закупки должны предоставить именно все перечисленные документы в подтверждение указанного показателя, ссылка на право участников закупки предоставить один из указанных документов в тексте конкурсной документации отсутствует.
Податель жалобы указывает на то, что по критерию оценки "Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки открытого конкурса лицензионного программного обеспечения, необходимого для выполнения работ" отсутствует перечень требуемого лицензионного программного обеспечения, также отсутствует перечень оборудования и инструментов, наличие которых необходимо по данному критерию оценки.
Комиссией установлено, что, действительно, в конкурсной документации отсутствует конкретизация, какое лицензионное программное обеспечение и оборудование с инструментами должно быть у участника закупки для предоставления в рамках поименованного выше критерия оценки.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии не смогла указать, что именно требуется Заказчику в подтверждение данного критерия оценки.
Учитывая изложенное, Комиссия пришла к выводу, что установленные Заказчиком в конкурсной документации показатели критериев оценки квалификации и порядок оценки по данному критерию не позволяют выявить лучшие из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, в связи с чем, в действиях Заказчика имеется нарушение п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о закупках.
В п. 8 ч. 1 ст. 50 Закона о закупках установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать порядок предоставления участникам открытого конкурса разъяснений положений конкурсной документации, даты начала и окончания срока такого предоставления.
Согласно ч. 7 ст. 50 Закона о закупках, любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.
В извещении о проведении открытого конкурса установлено, что дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе 21.05.2015 10:00 ч.
Комиссией установлено, что запрос о разъяснении положений конкурсной документации был направлен Заявителем 18 мая 2015 г., т.е. позднее, чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, в связи с чем, Заказчиком не было дано разъяснение положений конкурсной документации на запрос подателя жалобы.
Таким образом, в действиях Заказчика отсутствуют нарушение требований Закона о закупках.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ПЕРМЬТЕХСПЕЦ" на действия МКУ "Управление по строительству, ЖКХ и содержанию дорог администрации Уинского муниципального района" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на оказание услуг по строительному контролю на объекте "Реконструкция здания школы по адресу: с.Уинское, ул. 30 лет Победы, 2 под здание детского сада" (извещение N 0156300045715000016) обоснованной в части первого, второго, третьего и четвертого доводов.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
3. Выдать Заказчику, Конкурсной комиссии предписание об устранении выявленных нарушений требований Закона о закупках.
5. Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за нарушение требований Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 26 мая 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.06.2015