Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 6 июля 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу АО "ЭтТех СПб" (далее - Заявитель) на действия Конкурсной комиссии ПАО "Протон-Пермские моторы" (далее - Конкурсная комиссия) при проведении открытого конкурса на реализацию проекта "Реконструкция и техническое перевооружение заготовительного, механосборочного и испытательного производства"(корпус N58) (извещение N 0456000001115000008),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0456000001115000008 ПАО "Протон-Пермские моторы" (далее - Заказчик) проводился открытый конкурс на реализацию проекта "Реконструкция и техническое перевооружение заготовительного, механосборочного и испытательного производства"(корпус N58).
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Конкурсной комиссии.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе от 11.06.2015 г. заявке подателя жалобы присвоен второй номер, рейтинг по критерию "Квалификация участников закупки" составил 30 %, присвоено максимальное значение в баллах - 100. Победителем конкурса признано ЗАО "СМУ-14".
Вместе с тем, Заявитель полагает, что Конкурсная комиссия в нарушение требований, обозначенных в документации о закупке, приняла к оценке не все документы, подтверждающие опыт по выполнению работ сопоставимого характера, и не учла ряд специалистов, находящихся в штате.
Комиссия, изучив в совокупности и взаимосвязи представленные доказательства, приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 6 Закона о закупках контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок (ч. 1 ст. 8 Закона о закупках).
В силу ст. 24 Закона о закупках одним из способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) установлен открытый конкурс, под которым понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования. Для проведения открытого конкурса заказчик разрабатывает и утверждает конкурсную документацию (ч. 1, 3 ст. 48 Закона о закупках).
Положениями ст. 51 Закона о закупках предусмотрен порядок подачи заявок на участие в открытом конкурсе, согласно ч. 2 которой, участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией).
Пунктом 6 части 2 статьи 51 Закона о закупках установлено, что в случае, если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника открытого конкурса, заявка участника открытого конкурса может содержать также документы, подтверждающие его квалификацию, при этом отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям настоящего Федерального закона.
Согласно п.14 Информационной карты документации о закупке заявка должна содержать сведения о квалификации участника конкурса (Форма 4) с приложением документов, подтверждающих его квалификацию.
В силу ч.1, ч.2 ст.32 Закона о закупках, для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации. При проведении запроса предложений заказчик вправе не применять предусмотренные частью 1 настоящей статьи критерии, вправе устанавливать по своему усмотрению не предусмотренные частью 1 настоящей статьи критерии оценки заявок, окончательных предложений, их величины значимости, а также вправе не применять установленные частью 6 настоящей статьи величины значимости критериев.
В соответствии с ч.2 ст.53 Закона о закупках, заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям настоящего Федерального закона, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
Согласно ч.3 ст.53 Закона о закупках, Конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Согласно части 3.1. статьи 53 Закона о закупках в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником конкурса в соответствии с частью 2 статьи 51 настоящего Федерального закона, конкурсная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в конкурсе на любом этапе его проведения.
В силу ч.5 ст.53 Закона о закупках, Конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
В соответствии с п.9 ч.1 ст.50 Закона о закупках конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ч.4 ст.32 Закона о закупках, в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В соответствии с ч.5 ст.32 Закона о закупках, сумма величин значимости всех критериев, предусмотренных настоящей статьей, составляет сто процентов. Величина значимости критерия, указанного в пункте 2 части 1 настоящей статьи, не должна превышать величину значимости критерия, указанного в пункте 1 части 1 настоящей статьи.
Частью 8 ст.32 Закона о закупках предусмотрено, что Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Такой порядок установлен Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 г. N 1085 (далее - Правила).
Согласно п.10 Правил, в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В соответствии с п.11 Правил для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
В соответствии с п.28 Правил, оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного абзацем вторым пункта 11 настоящих Правил.
Критерии оценки заявок и порядок оценки установлены в Приложении к информационной карте.
Так, одним из критериев является критерий "Квалификация участников закупки" (значимость критерия 30 %).
В п.3 установлен следующий порядок оценки заявок по спорному критерию: для оценки заявок по критерию "Квалификация участников закупки", каждой заявке выставляется значение от 0 до 100 баллов. Сумма максимальных значений всех показателей этого критерия, установленных в настоящей конкурсной документации, составляет 100 баллов. Предмет оценки и перечень показателей по критерию "Квалификация участников закупки" при проведении оценки заявок Участников конкурса, поданных на участие в настоящем конкурсе:
Показатель критерия
Опыт участника по выполнению работ сопоставимого характера, в
частности за период 2010-2014 гг. на общую сумму:
а) свыше 1 млрд. руб. 80
б) от 500 млн. руб. до 1 млрд. руб. 40
в) менее 500 млн. руб. 0
Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами, а именно наличие в штате организации инженерно-технического персонала строительных специальностей в количестве:
а) более 30 чел. 20
б) от 20 до 30 чел. 10
в) менее 20 чел. 0
Примечание: Отсутствие документов, подтверждающих квалификацию является основанием для получения по результатам оценки такой заявки 0 баллов по соответствующему показателю критерия "Квалификация участников закупки".
В Форме 4, которая предлагается к заполнению, указано, что опыт участника подтверждается копиями договоров и актов выполненных работ или копиями справок о стоимости выполненных работ и затрат, обеспеченность участника закупки трудовым ресурсами подтверждается штатным расписанием или сведениями по форме КНД 1110018 и копиями дипломов о высшем или среднем профессиональном образовании по инженерно-строительным специальностям, копиями трудовых книжек.
В ходе рассмотрения жалобы установлено, что порядок оценки, обозначенный в документации о закупке, Конкурсной комиссией не нарушен. К оценке по спорным показателям были приняты только те документы, которые полностью соответствовали требованиям, установленным в Форме 4. Доводы Заявителя подтверждения не нашли.
Кроме того, как указано выше, каким образом нарушены права и законные интересы АО "ЭлТех СПб", которому по критерию "Квалификация участников закупки" присвоено максимальное количество баллов, представитель Заявителя пояснить не смогла.
Отклоняется и довод подателя жалобы о том, что заявку ЗАО "СМУ-14" следовало признать несоответствующей требованиям конкурсной документации, так как, по мнению АО "ЭлТех СПб", победитель конкурса ЗАО "СМУ-14" не соответствует единым требованиям конкурсной документации. При этом, каким именно требованиям не соответствует победитель конкурса, представитель Заявителя пояснить не смогла.
Единые требования к участникам закупки обозначены в ч.1 ст.31 Закона о закупках. В частности, в соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о закупках, при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Комиссия отмечает, что доказательств того, что на момент рассмотрения заявки Конкурсная комиссия располагала сведениями о не соответствии участника закупки требованиям Закона о закупках и конкурсной документации, установленным в п.8 - Единые обязательные требования к участникам конкурса Информационной карты, либо в составе второй части заявки была представлена недостоверная информация, не представлено. Не представлено таких доказательств и на рассмотрении жалобы.
При указанных обстоятельствах в действиях Конкурсной комиссии нарушений требований Закона о закупках не усматривается.
Касаемо представленной в составе заявки лицензии на право осуществления работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, требование о наличии которой установлено в п.8, п. 14 Информационной карты документации о закупке, Комиссия отмечает следующее.
В соответствии с ч.9 ст.31 Закона о закупках, отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1, частях 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) настоящей статьи, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.
Пермским УФАС России в адрес УФСБ России по Пермскому краю и УФСБ России по Оренбургской области был направлен запрос (исх. N 08322-15) с просьбой предоставить информацию о том, выдавалась ли ЗАО "СМУ-14" спорная лицензия.
Согласно ответу УФСБ России по Пермскому краю (вх. N 010287-15) лицензия на право осуществления работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, ЗАО "СМУ-14" (614105, г.Пермь, Новые Ляды, Железнодорожная, 23, ИНН 5904007954) Управлением не выдавалась. Указанная организация с заявлением о выдаче лицензии не обращалась.
Согласно ответу УФСБ Росси по Оренбургской области (вх. N 010416-15 от 06.07.2015 г.) лицензия на осуществление работ со сведениями, составляющими государственную тайну, ЗАО "СМУ-14" (ИНН 5904007954) не выдавалась. По вопросу лицензирования названная компания не обращалась.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу АО "ЭтТех СПб" на действия Конкурсной комиссии ПАО "Протон-Пермские моторы" при проведении открытого конкурса на реализацию проекта "Реконструкция и техническое перевооружение заготовительного, механосборочного и испытательного производства"(корпус N58) (извещение N 0456000001115000008) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 6 июля 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.07.2015