Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 9 июля 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "КЕРАМ" (далее - Заявитель) на действия Администрации Косинского муниципального района (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на строительство объекта ФАП в д. Порошево (извещение N 0356300003715000015),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356300003715000015 Заказчиком проводился аукцион в электронной форме на строительство объекта ФАП в д. Порошево.
По мнению Заявителя, нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Требования к поставляемому товару установлены Заказчиком в приложении к аукционной документации "Техническое задание".
По мнению Заявителя в п.п. 2 п.2.12 "Благоустройство" технического задания содержится информация не поддающаяся прочтению. Заказчик пояснил, что в данном пункте содержатся требования к битуму нефтяному строительному марки БН-90/10 или эквивалент, а именно: "глубина проникания иглы при 25оС, 0,1 мм-5-20, температура размягчения по кольцу и шару, оС-90-105, растяжимость при 25оС, не менее -0,5, растворимость, %, не менее 90, изменение массы после прогрева, %, не более 0,5, температура вспышки оС, не ниже 230, материал должен соответствовать ГОСТ 6617-76".
При этом в ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что рассматриваемый пункт технического задания не поддается прочтению, таким образом, довод Заявителя подлежит удовлетворению. Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком нарушены требования п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона о закупках в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система.
Согласно части 4 статьи 4 Закона о закупках информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно.
В соответствии с частью 3 статьи 50, частью 2 статьи 65, частью 2 статьи 74 Закона о закупках документация о закупке должна быть доступна для ознакомления в единой информационной системе без взимания платы.
Согласно части 5 статьи 112 Закона о контрактной системе до ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация, подлежащая размещению в единой информационной системе, размещается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, ведение и обслуживание которого осуществляются по правилам, действовавшим до дня вступления в силу Закона о контрактной системе. Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок до ввода в эксплуатацию единой информационной системы осуществляет ведение официального сайта, в том числе обслуживание пользователей сайта, и развитие официального сайта в части формирования функциональных требований. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, до ввода в эксплуатацию единой информационной системы осуществляет обслуживание официального сайта, в том числе обеспечение бесперебойного функционирования официального сайта, развитие официального сайта в соответствии с функциональными требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 14.12.2010 N 646 и Федерального казначейства от 14.12.2010 N 21н утверждены Положения о пользовании официальным сайтом Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом (далее - Положения). При этом пунктом 3 Положений установлено, что информация, размещаемая на официальном сайте, должна быть круглосуточно доступна пользователям официального сайта для ознакомления без взимания платы и иных ограничений.
Пунктом 7 Положения предусмотрено, что программное обеспечение и технологические средства ведения официального сайта должны обеспечивать доступ пользователей для ознакомления с информацией, размещенной на официальном сайте, на основе распространенных веб-обозревателей. При этом не должна предусматриваться установка на компьютеры пользователей специально созданных для просмотра официального сайта программных и технологических средств.
В целях защиты размещаемой на официальном сайте информации пунктами 9, 10 Положения установлено требование о необходимости защиты информации от несанкционированного изменения, копирования и уничтожения.
Заявитель утверждает, что аукционная документация содержит файлы в формате ".dwg", ".gsf", ознакомление с которыми невозможно без использования программного обеспечения находящегося в свободном доступе.
В ходе рассмотрения жалобы установлено, что проектная документация по рассматриваемой закупке размещена на официальном сайте в заархивированном виде в формате "dwg", который является универсальным форматом для хранения данных 2D- и 3D-чертежей и для просмотра указанных файлов используется программа "AutoCAD", которая доступна для свободного скачивания в сети Интернет. Формат файлов ".gsf" используется для хранения файлов программы "ГРАНД-Смета". Смета опубликована в составе аукционной документации в формате .xls, который поддается прочтению с использованием MicrosoftOfficeExsel, являющейся общедоступной. Доказательств обратного жалоба не содержит.
Кроме того, Комиссия отмечает, что аукционная документация содержит сведения, требуемые Законом о закупках, для заполнения заявки. Запросов на предоставление разъяснений рассматриваемых положений аукционной документации в адрес Заказчика не поступало.
В соответствии с ч.4 ст.64 Закона о закупках, к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В ходе рассмотрения жалобы, Комиссией установлено, что проект контракта не приложен к аукционной документации, в связи с чем Заказчиком нарушены требования ч.4 ст.64 Закона о закупках.
17.06.2015 г. на официальном сайте закупок Заказчиком прикреплен файл, содержащий проект муниципального контракта, в виде разъяснений положений аукционной документации. Изменений в аукционную документацию при этом не вносилось, в связи с чем данные разъяснения не могут считаться исполнением требований ч.4 ст.64 Закона о закупках.
Помимо этого, в ходе проведения внеплановой проверки закупки Комиссией установлено следующее.
В соответствии с п.3,5 части 1 статьи 64 Закона о закупках, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе; дату проведения такого аукциона в соответствии с частью 3 статьи 68 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.3 ч.5 ст.63 Закона о закупках, в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются дата проведения такого аукциона в соответствии с частью 3 статьи 68 настоящего Федерального закона.
Согласно п.6 ст.42 Закона о закупках, в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация о сроке, месте и порядке подачи заявок участников закупки.
Таким образом, исходя из совокупного толкования изложенных норм Закона о закупках, даты окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе, проведения электронного аукциона, указанные в извещении о проведении закупки должны совпадать с датами, указанными в аукционной документации.
Комиссия установила, что в извещении N 0356300003715000015 датой и временем окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе является 25.06.2015 г. 16:00; датой проведения аукциона в электронной форме - 02.07.2015 г. При этом в п.27 информационной карты аукционной документации установлено, что дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе - 17.06.2015 г.; в п.33 установлено, что дата проведения электронного аукциона - 22.06.2015 г.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком нарушены требования ч.1 ст.64 Закона о закупках.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.64 Закона о закупках аукционная документация должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.5 ст.66 содержит исчерпывающий перечень документов, которые должны быть предоставлены участником электронного аукциона в составе второй части заявки.
При этом, согласно ч.6 ст.66 Закона о закупках, требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
В аукционной документации установлено, что участнику закупки необходимо предоставить исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, а именно:
- выписка из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия такой выписки (для юридического лица), выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия такой выписки (для индивидуального предпринимателя), которые получены не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения в единой информационной системе извещения о проведении электронного аукциона, копии документов, удостоверяющих личность (для иного физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица);
- документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника электронного аукциона - юридического лица (копия решения о назначении или об избрании либо копия приказа назначении физического лица на должность, в соответствии с которыми такое физическое лицо обладает правом действовать от имени участника электронного аукциона без доверенности (далее в настоящей статье - руководитель). В случае, если от имени участника электронного аукциона действует иное лицо, заявка на участие в электронном аукциона должна содержать также доверенность на осуществление действий от имени участника электронного аукциона, заверенную печатью участника электронного аукциона и подписанную руководителем (для юридического лица) или уполномоченным руководителем лицом, либо засвидетельствованную в нотариальном порядке копию указанной доверенности. В случае, если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем, заявка на участие в электронном аукционе должна содержать также документ, подтверждающий полномочия такого лица;
- копии учредительных документов участника электронного аукциона (для юридического лица);
- решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной.
Данный перечень документов и сведений не входит в перечень документов, обязательных для предоставления во второй части заявки, в соответствии с ч.5 ст.66 Закона о закупках.
Таким образом, Заказчиком нарушены требования ч.6 ст.66 Закона о закупках.
В соответствии с ч.3 ст.64 Закона о закупках, документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Ч.1 ст.31 Закона о закупках содержит исчерпывающий перечень требований к участникам закупки, которые устанавливаются Заказчиком.
При этом, в п.22 информационной карты аукционной документации Заказчиком в том числе установлено требование к участникам закупки: "правомочность участника закупки заключать контракт", которое не предусмотрено ч.1 ст.31 Закона о закупках.
Согласно ч.6 ст.31 Закона о закупках, Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Исходя из изложенного, Заказчиком нарушена ч.6 ст.31 Закона о закупках.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "КЕРАМ" на действия Администрации Косинского муниципального района при проведении электронного аукциона на строительство объекта ФАП в д. Порошево (извещение N 0356300003715000015) обоснованной в части описания объекта закупки, отсутствии проекта контракта в составе аукционной документации.
2. Признать в действиях Администрации Косинского муниципального района нарушения п.1 ч.1 ст.64, ч.4 ст.64 Закона о закупках, выявленные в ходе рассмотрения жалобы.
3. Признать в действиях Администрации Косинского муниципального района нарушения ч.1 ст.64, ч.6 ст.66, ч.6 ст.31 Закона о закупках, выявленные в ходе проведения внеплановой проверки закупки.
4. Предписание об устранении нарушений требований Закона о закупках не выдавать, так как Комиссией Пермского УФАС России выдано предписание от 30.06.2015 г. в результате рассмотрения жалобы ООО "Строй-Вектор" на действия Администрации Косинского муниципального района при проведении электронного аукциона на строительство объекта ФАП в д. Порошево (извещение N 0356300003715000015)
5. Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Администрации Косинского муниципального района к административной ответственности, за нарушение требований Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 9 июля 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.07.2015