Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 1 июня 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "АРИСТОКРАТ" (далее - Заявитель) на действия Конкурсной комиссии при проведении конкурса с ограниченным участием на оказание услуг по организации лечебного питания пациентов ГБУЗ ПК "Осинская ЦРБ" (извещение N 0356300118315000049),
УСТАНОВИЛА:
На официальном сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком было размещено извещение N 0356300118315000049 о проведении открытого конкурса на оказание услуг по организации лечебного питания пациентов ГБУЗ ПК "Осинская ЦРБ".
По мнению Заявителя, нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Конкурсной комиссии.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
В соответствии с ч.1 ст.56 Законом о закупках, под конкурсом с ограниченным участием понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования и победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор.
Согласно ч.3 ст.56 Закона о закупках, при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения настоящего Федерального закона о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных настоящей статьей.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участие от 19.05.2015 г., заявка ООО "Аристократ" была признана не соответствующей требованиям конкурсной документации, в связи с тем, что в предложении участника закупки отсутствует конкретное место приготовления блюд, требования к которому установлено в ч. 3, 6 Главы V "Техническое задание" конкурсной документации (в ч. 3, 6 предложения участника закупки указано: "места приготовления блюд - собственные помещения Поставщика или арендованные", "наличие собственного или арендованного помещения для приготовления пищи").
В соответствии с п.1 ч.1 ст.50 Закона о закупках, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с п.4 ч. 1 ст. 50 Закона о закупках, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе, предусмотренные статьей 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В п. "г" ч. 2 ст. 51 Закона о закупках установлено, что участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией). Примерная форма заявки на участие в открытом конкурсе может указываться в типовой конкурсной документации. Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии таких документов, а также декларация о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно ч.2 ст.31 Закона о закупках, Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в части 2 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации (ч.3 названной статьи).
Согласно ч.4 ст.31 Закона о закупках, в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 утверждены дополнительные требования к участникам закупок отдельных видов товаров (работ, услуг), осуществляемых путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов.
Требования к качественным характеристикам оказываемых услуг, в том числе, описание объекта закупки, содержится в Главе 5 конкурсной документации "Техническое задание".
В Техническом задания Заказчиком, в том числе, установлено:
3. Место оказания услуг:
Места приготовления блюд - собственные помещения Поставщика или арендованные.
6. Дополнительные условия
- Наличие собственного или арендованного помещения для приготовления пищи.
Комиссией установлено, что в п. 3 Раздела 5 конкурсной документации Заказчиком обозначены дополнительные требования к участникам закупки:
1. Наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением, нетиповых образовательных учреждений высшей категории для детей, подростков и молодых людей, проявивших выдающиеся способности, образовательных учреждений дополнительного образования детей и других организаций, осуществляющих образовательный процесс для детей, медицинских организаций, учреждений социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления, в течение 3 лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены договора, на право заключить который проводится данный конкурс с ограниченным участием.
2. Наличие собственного или арендованного (на срок исполнения договора по настоящему конкурсу) оборудования и других материальных ресурсов, необходимых для надлежащего и своевременного исполнения договора:
- автотранспортное средство, с кузовом и холодильной установкой, для перевозки грузов более 1 тонны.
- наличие собственного или арендованного помещения.
Представитель Заказчика пояснила, что дополнительное условие, предусмотренное Техническим заданием, а именно, наличие собственного или арендованного помещения для приготовления пищи, установлено в соответствии с пп. 2 п. 3 Раздела 5 конкурсной документации, которое, в свою очередь, установлено Заказчиком во исполнение требований Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1089 "Об условиях проведения процедуры конкурса с ограниченным участием при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Комиссия отмечает, что указанное Постановление Правительство утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99.
В п. 6 Приложения N2 Постановления Правительства N99 установлено только требование о наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора с бюджетным учреждением) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс.
Учитывая изложенное, Комиссия пришла к выводу, что в действиях Заказчика, установившего в пп. 2 п. 3 Раздела 5 конкурсной документации требование, противоречащее действующему законодательству, имеется нарушение ч. 6 ст. 31 Закона о закупках.
Установленные Заказчиком в Техническом задании дополнительное условие о наличии собственного или арендованного помещения для приготовления пищи и условие о месте оказания услуг, в частности, месте приготовления блюд - собственные помещения Поставщика или арендованные, с учетом предмета закупки и исходя из смысла ст. 33 Закона о закупках, ограничивают количество участников закупки, в связи с чем, в действиях Заказчика имеется нарушение п. 1 ч.1 ст. 50 Закона о закупках.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссия установила, что в составе заявки подателя жалобы отсутствует конкретное указание места приготовления Исполнителем блюд, требование об указании которого содержится в конкурсной документации.
В соответствии с ч.2 ст.53 Закона о закупках, заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям настоящего Федерального закона, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
Согласно ч.3 ст.53 Закона о закупках, Конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Таким образом, в действиях Конкурсной комиссии, рассматривающей заявки исключительно на соответствие требованиям конкурсной документации, нарушений требований Закона о закупках не установлено.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "АРИСТОКРАТ" на действия Конкурсной комиссии при проведении конкурса с ограниченным участием на оказание услуг по организации лечебного питания пациентов ГБУЗ ПК "Осинская ЦРБ" (извещение N 0356300118315000049) необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 1 ст. 50 Закона о закупках, выявленное в ходе проведения внеплановой проверки.
3. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 6 ст. 31 Закона о закупках, выявленное в ходе проведения внеплановой проверки.
4. Выдать Заказчику, Конкурсной комиссии предписание об устранении выявленных нарушений требований Закона о закупках.
5. Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за нарушение требований Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 1 июня 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.06.2015