Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 30 июня 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок:
Председатель Комиссии: |
М.А. Благодарев |
Члены Комиссии: |
Т.С. Акопян Ю.В. Моргунова, |
по итогам рассмотрения жалоб ООО "СК Абсолютстрой", ООО "РегионДорСтрой" на действия Заказчика - Отдела образования Администрации Верхнедонского района Ростовской области при проведении конкурса с ограниченным участием N 0358300027615000008 "выполнение работ: "Строительство детского сада на 80 мест в ст.Казанская Верхнедонского района Ростовской области" (далее - конкурс) по признакам нарушения Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), в присутствии представителей Заказчика (Аксенова Е.Г., Бунева Н.И.),
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступили жалобы Заявителей на действия Заказчика.
Заявители полагают, что Заказчиком неверно избран способ определения подрядчика.
ООО "РегионДорСтрой" также указывает на отсутствие в документации надлежащего порядка оценки конкурсных заявок.
Заказчик представил письменные пояснения на жалобы Заявителей.
Заказчик указывает, что способом определения подрядчика является конкурс с ограниченным участием. Возможность избрания данного способа обусловлена ценой контракта и выполнением строительных работ. В совокупности эти два условия дают Заказчику право на проведения конкурса с ограниченным участием.
Порядок оценки заявок в документации имеется и он позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта.
Комиссией Ростовского УФАС России при рассмотрении жалобы проведена в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона и п. 3. 31 Регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, внеплановая проверка соблюдения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при определении поставщика (подрядчика, исполнителя).
29.05.2015 г. на официальном сайте Российской Федерации Заказчиком опубликовано извещение о проведении конкурса.
Согласно извещению в редакции от 08.06.2015 г. начальная (максимальная) цена контракта составляет 67 614 500.00 рублей.
1) В соответствии с частью 5 статьи 24 Закона заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 указанного закона. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Согласно части 2 статьи 56 Закона проведение конкурса с ограниченным участием применяется в случае, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также в случаях выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда.
Перечень случаев отнесения товаров (работ, услуг) к товарам (работам, услугам) высокотехнологичного, инновационного или специализированного характера утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям", который включает, в том числе выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в эту группировку, в случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 млн. рублей.
Предметом конкурса является выполнение работ по строительству детского сада.
Частью 1 статьи 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлен исчерпывающий перечень особо опасных и технически сложных объектов.
Выполнение работ по предмету контракта не относятся к работам по строительству, особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог.
Действия Заказчика выразившиеся в неправомерном выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения закупки в форме конкурса с ограниченным участием, нарушают ч. 5 ст. 24 Закона.
2) В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Согласно ч. 9 ст. 32 Закона не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящей статьей критериев или их величин значимости, установленных частью 6 настоящей статьи и в соответствии с частью 8 настоящей статьи, за исключением случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи.
Согласно пункту 4 Правил для оценки заявок заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
а) стоимостные критерии оценки, в том числе цена контракта;
б) нестоимостные критерии оценки:
качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
квалификация участников закупки.
В соответствии с положениями пункта 8 Правил для оценки заявок заказчик устанавливает в документации о закупке не менее двух критериев оценки, одним из которых должен быть критерий "цена контракта".
Пунктом 10 Правил установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Кроме того, пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. В случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предусматривающий выполнение строительных работ, заказчик обязан установить показатель "опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" критерия "квалификация участников закупки".
Согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках участников закупки, которые не были отклонены.
На основании изложенного, в целях выявления лучшего условия исполнения контракта, документация о закупке должна содержать:
предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по нестоимостным критериям;
зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по критерию "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (показателям критерия) в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений;
пропорциональную зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по критерию "квалификация участников закупки" (показателям критерия), учитывая, что в отношении сведений, представляемых по указанному критерию, возможна количественная оценка;
инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией.
В случае установления в документации о закупке показателя "опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" критерия "квалификация участников закупки" заказчик раскрывает содержание, определяющее сопоставимость имеющегося у участников закупки опыта по поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг с предметом осуществляемой закупки, в том числе, указывает единицу измерения объема.
Согласно приложению к информационной карте оценка заявок осуществляется следующим образом:
"Оценка заявок по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
В целях оценки и сопоставления предложений участников закупки, по данному критерию устанавливается показатель - квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ.
Для определения рейтинга заявки по данному критерию учитываются:
квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ - наличие квалифицированных специалистов в соответствии с предметом контракта и видами выполняемых работ со стажем работы по специальности не менее 3 лет, прошедших обучение (переподготовку, повышение квалификации) в (количество человек). Значимость показателя - 100%.
Максимальное количество баллов по показателю - 100 баллов;
Минимальное количество баллов по показателю - 0 баллов;
По данному показателю оценивается количество квалифицированных специалистов. Документы, предоставляемые участником закупки в подтверждение наличия квалифицированных специалистов: копии трудовых книжек или трудовых договоров, дипломов об образовании и удостоверений (свидетельств) о повышении квалификации и других документов.
Присуждение баллов по показателю осуществляется следующим образом:
100 баллов при наличии двух и более квалифицированных специалистов;
0 баллов при отсутствии квалифицированных специалистов.
В целях оценки и сопоставления предложений участников закупки, по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" устанавливается единственный показатель - "Качество работ" (значимость показателя - 100%).
Максимальное количество баллов по показателю - 100 баллов;
Минимальное количество баллов по показателю - 0 баллов;
В рамках показателя "Качество работ" оценивается предложение участника закупки в отношении выполняемых работ, в соответствии с приведенной таблицей:
Наименование |
Количество баллов |
Наличие в составе заявки всех четырех предложений: 1) Предложение, содержащее календарный план выполнения работ: "Строительство детского сада на 80 мест в ст.Казанской Верхнедонского района Ростовской области" с разбивкой по месяцам и декадам; 2) Предложение, содержащее информацию по технике безопасности и охране труда при выполнении работ: "Строительство детского сада на 80 мест в ст.Казанской Верхнедонского района Ростовской области"; 3) Предложение, содержащее описание методов выполнения работ: "Строительство детского сада на 80 мест в ст.Казанской Верхнедонского района Ростовской области" 4) Предложение, содержащее описание мероприятий по контролю качества работ в ходе их выполнения . |
100 |
Наличие в составе заявки трех из четырех предложений: 1) Предложение, содержащее календарный план выполнения работ: "Строительство детского сада на 80 мест в ст.Казанской Верхнедонского района Ростовской области" с разбивкой по месяцам и декадам; 2) Предложение, содержащее информацию по технике безопасности и охране труда при выполнении работ: "Строительство детского сада на 80 мест в ст.Казанской Верхнедонского района Ростовской области"; 3) Предложение, содержащее описание методов выполнения работ: "Строительство детского сада на 80 мест в ст.Казанской Верхнедонского района Ростовской области" |
60 |
Наличие в составе заявки двух из четырех предложений: 1) Предложение, содержащее календарный план выполнения работ: "Строительство детского сада на 80 мест в ст.Казанской Верхнедонского района Ростовской области" с разбивкой по месяцам и декадам; 2) Предложение, содержащее информацию по технике безопасности и охране труда при выполнении работ: "Строительство детского сада на 80 мест в ст.Казанской Верхнедонского района Ростовской области"; |
20 |
Наличие в составе заявки одного из четырех предложений: 1) Предложение, содержащее календарный план выполнения работ: "Строительство детского сада на 80 мест в ст.Казанской Верхнедонского района Ростовской области" с разбивкой по месяцам и декадам; |
20 |
Отсутствие в составе заявки всех четырех предложений |
0 |
Все указанные в таблице предложения должны быть выполнены в полном соответствии с размещенной на официальном сайте www.zakupki.gov.ru проектно-сметной документацией, а также иметь логически связанный текст. Описание мероприятий по контролю качества работ в ходе их исполнения должно быть выполнено в соответствии с СП 48.13330.2011 "СНиП 12.01-2004. Организация строительства". Календарный план производства работ с разбивкой по месяцам и декадам должен включать в себя следующие сведения: наименование работ, объем работ (единица измерения и количество), затраты труда (человеко-дни), требуемые машины (наименование и число машино-смен), продолжительность работы (дней), число смен, численность рабочих в смену, состав бригады, график работ (декады, месяцы). Описание методов производства работ должно быть выполнено в соответствии с СП 48.13330.2011 "СНиП 12.01-2004. Организация строительства" (при этом, в состав описания должна быть включена не менее чем одна технологическая карта на любой вид выполняемых работ, выполненная в соответствии с МДС 12-29.2006. "Методические рекомендации по разработке и оформлению технологической карты"). Информация по технике безопасности и охране труда должна быть представлены в соответствии со СНиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования" и СНиП 12-04-2002 "Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство". Предоставление в составе заявки предложений не соответствующих описанным требованиям, расценивается, как отсутствие соответствующего предложения".
Конкурсная документация не раскрывает понятия "логически связанный текст".
Из рассматриваемой конкурсной документации усматривается отсутствие конкретного соотношения степени "логической связи" и присваиваемых баллов, что не позволяет выявить лучшее условие выполнения контракта.
Изложенный Заказчиком порядок оценки в части "переписывания СНиПов" не предусматривает объективной зависимости между сведениями, указанными участниками в заявках и количеством присваиваемых им балов.
Заказчиком в части установления в конкурсной документации показателя "квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ"" с представлением копии трудовых книжек или трудовых договоров, дипломов об образовании и удостоверений (свидетельств) о повышении квалификации и других документов без указания их количества и присуждаемых баллов, а также показателя "качество работ", описанным ранее способом, не раскрыто содержание, определяющее сопоставимость имеющегося у участников закупки опыта по выполнению работ с предметом осуществляемой закупки.
Заказчиком нарушена ч. 9 ст.32 Закона, п. 11 Правил.
3) Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1 и 2 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (ч. 5 ст. 31 Закона).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
В соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
В п. 13 информационной карты Заказчиком установлено требование к участникам закупки о представлении в составе заявки:
копии свидетельства, выданного саморегулируемой организацией, о допуске к видам работ, являющимся предметом закупки в соответствии с проектно-сметной документацией и указанным в Перечне, утвержденном приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 г. N 624.
Заказчик не указал перечень работ, на которые требуется допуск СРО.
Заказчик не указал какой именно допуск СРО необходим ему при проведении указанных торгов (какой именно пункт либо пункты допуска СРО должен быть у участника торгов).
Заказчик не установил надлежащим образом требование о наличии у участников закупки разрешительных документов.
Заказчик нарушил ч. 5 ст. 31 Закона.
В этой связи, на основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728, Комиссия Ростовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СК Абсолютстрой" обоснованной.
2. Признать жалобу ООО "РегионДорСтрой" обоснованной.
3. Признать Заказчика нарушившим ч. 5 ст. 24, ч. 5 ст. 31, ч. 9 ст. 32 Закона, п. 11 Правил.
4. Выдать Заказчику предписание об аннулировании торгов.
5. Рассмотреть вопрос о привлечении должностного лица Заказчика к административной ответственности.
Председатель Комиссии Ростовского УФАС
России по контролю в сфере закупок М.А. Благодарев
Члены Комиссии Ростовского УФАС
России по контролю в сфере закупок Т.С. Акопян
Ю.В. Моргунова
В силу ч. 9 ст. 106 Закона решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Исп. Моргунова Ю.В.; тел.: (863) 240-86-88
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 30 июня 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.07.2015