Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 7 июля 2015 г. N 204-15/гз
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
1. 2. 3. |
<_______> <_______> <_______> |
- <_______>, председатель Комиссии; - <_______>, член Комиссии; - <_______>, член Комиссии, |
|
|
|
в присутствии:
<_______>
<_______>
<_______>
рассмотрев жалобу ООО "Строй-Авангард" на действия Заказчика МБДОУ "Детский сад N1 с.Перелюб" при проведении электронного аукциона N0360300074915000001 "Реконструкция нежилого здания под детский сад по адресу: с. Перелюб, ул. Советская, 26" (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В Саратовское УФАС России поступила жалоба ООО "Строй-Авангард" (далее - Заявитель, Общество) на действия Заказчика МБДОУ "Детский сад N1 с.Пререлюб" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона N0360300074915000001 "Реконструкция нежилого здания под детский сад по адресу: с. Перелюб, ул. Советская, 26".
Из содержания жалобы следует, что Заказчиком неверно указано требование к содержанию первой части заявки в связи с указанием в документации об Аукционе указания на пластиковые оконные блоки КБЕ ЭКСПЕРТ (или эквивалент).
Также из содержания жалобы следует, что указанной в инструкции таблицы "Используемые материалы (товары)_" в приложении к документации об Аукционе нет.
На рассмотрение жалобы представители Заявителя отсутствовали.
Представители Заказчика считают доводы жалобы необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Изучив представленные сведения и документы, заслушав и исследовав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы и проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:
10.06.2015 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении Аукциона и документация об Аукционе. Начальная (максимальная) цена контракта 35 000 000,00 рублей (тридцать пять миллионов) рублей 00 копеек.
Согласно требованиям п. 9.1 документации об аукционе установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать: согласие участника электронного аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, при проведении электронного аукциона на выполнение работы или оказание услуги, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Вместе с тем, в документации об аукционе на стр.63 предусмотрено использование в работе пластиковых оконных блоков КБЕ ЭКСПЕРТ (или эквивалент).
Согласно требованиям ч.1 ст.33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен включать в описание объекта закупки слова "или эквивалент", сопровождая ими указание на товарные знаки.
Согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению.
Согласно пп. "а" п.3 ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар: документация об аукционе должна содержать согласие, предусмотренное п.2 ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
При таких обстоятельствах Заказчик, не указав в документации об аукционе требования к содержанию заявки в соответствии с пп. "а" п.3 ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, допустил нарушение п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
Является обоснованным довод жалобы о нарушении Заказчиком требований по описанию объекта закупки, в частности об отсутствии указанной в инструкции таблицы "Используемые материалы (товары)_" в приложении к документации об Аукционе, а также в части неуказания в п.2.1. документации полного перечня технической документации и нормативных документов, требованиям которых должна соответствовать выполняемая работа, ввиду следующего.
Согласно требованиям п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно требованиям п.п 1, 2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться в том числе следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Частью 2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В документации об Аукционе Заказчиком установлено, что качество выполняемых работ должно удовлетворять требованиям действующих ГОСТ, ТУ, СНиП, нормами СанПиН, технической документации и другим нормативным документам.
Содержащееся при этом требование о том, что "качество выполняемых работ должно удовлетворять требованиям действующих ГОСТ, ТУ, СНиП, нормами СанПиН, технической документации и другим нормативным документам", не отвечает установленным п.п. 1, 2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе требованиям, поскольку не содержит указание на то, каким стандартам, технической документации и каким нормативным документам должно соответствовать качество работ.
Также установлено, что виды работ приведены в Приложении N1, которое является неотъемлемой частью документации о проведении электронного аукциона.
Так, в приложении Приложении N 1 к документации об Аукционе (Техническое задание) установлены объем и требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам выполняемых работ и используемым материалам (товарам).
Наименования работ установлены в имеющейся в приложении N 1 таблице. Далее в приложении N1 установлен перечень материалов (товаров), их функциональные, технические и качественные характеристики.
Вместе с тем, таблица приложения N1 также содержит указание на товар, подлежащий использованию в работе. Так, в таблице (стр. 43 документации об Аукционе) указаны выключатели автоматические (п.п. 13, 14), далее в отдельном перечне используемых товаров (стр.51 документации об Аукционе) также содержится указание на автоматический выключатель.
Из инструкции по заполнению заявки (стр.17), требование о наличии которой в документации об Аукционе предусмотрено п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, следует, что показатели товаров указываются участником закупки в отношении тех товаров, которые указаны в таблице "Используемые материалы (товары). Функциональные, технические и качественные характеристики материалов (товаров)" Приложения N1 к Документации об электронном аукционе, в соответствии с требованиями (максимальные и (или) минимальные значения показателей или значения показателей, которые не могут изменяться).
Таблица, обозначенная как "Используемые материалы (товары). Функциональные, технические и качественные характеристики материалов (товаров)", в Приложении N1 отсутствует, в связи с чем указанные противоречия не отвечают требованиям к описанию объекта закупки, предусмотренным ст.33 Закона о контрактной системе.
Инструкция содержит противоречивые сведения относительно того, каким образом заполнять заявку в части описания характеристик используемого товара при условии указания в документации требованию к используемым материалам как в таблице, содержащей наименование работ, так и отдельным перечнем "Функциональные, технические и качественные характеристики материалов (товаров)", что не соответствует требованиям п.2 ч.1 чст.64 Закона о контрактной системе.
Также Комиссией было установлено следующее.
Согласно требований ч. 4. ст.34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
При этом частями 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определенный в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила).
Таким образом, учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, размер неустойки (штрафа, пени) подлежат включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке.
Так, п.6 Правил установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле: П = (Ц - В) x С, где: Ц - цена контракта; В - стоимость фактически исполненного в установленный срок поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства по контракту, определяемая на основании документа о приемке товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, в том числе отдельных этапов исполнения контрактов; С - размер ставки.
Пунктами 7, 8 Правил установлена формула, по которой определяется размер ставки, и формула определения применяемого при этом коэффициента.
На основании изложенного, надлежащим исполнением обязанности заказчика по установлению размеров неустойки целесообразно считать включение в проект контракта в том числе пени за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, путем указания формул и порядка расчета пени, указанных в пунктах 6 - 8 Правил.
Вместе с тем, включение в проект контракта ссылки на Правила вместо установления вышеуказанных размеров пени не является надлежащим исполнением обязанности заказчика по установлению размеров неустойки, что подтверждается позицией ФАС России, изложенной в письме от 21 октября 2014 г. N АЦ/42516/14.
В п.7.1 проекта контракта Заказчиком предусмотрено, что подрядчик уплачивает неустойку в виде пени. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле: в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. N 1063 об утверждении Правил.
Таким образом, в проекте контракта отсутствуют формулы и порядок расчета пени, предусмотренные 6 - 8 Правил, что не соответствует требованиям ч.4 ст.34 Закона о контрактной системе.
Также Заказчиком в описании объекта закупки указаны противоречивые сведения относительно требований к используемому материалу.
Так, указание в п. 15 Технического задания камня бортового БР, обозначенного в указанном же пункте как камень БВ; в п. 17 Технического задания ГОСТа 9128-97, взамен которого используется ГОСТ 9128-2009; в п.24 Технического задания на плитку керамическую для полов гладкую неглазурованную многоцветную, тогда как в указанном же пункте Заказчиком указано требование к плитке, лицевая поверхность которой может быть гладкой или рельефной, неглазурованной или глазурованной, одноцветной или многоцветной; в п.35 Технического задания на бетон класса В15, класс которого в указанном же пункте обозначенный как "не менее В15", с указанием на ГОСТ 26633-91, взамен которого принят ГОСТ 26633-2012.
Указанное изложение описания объекта закупки не соответствует требованиям п.п. 1, 2 ст.33 Закона о контрактной системе.
Учитывая вышеизложенное и на основании ч.22 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Саратовского УФАС России
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Строй-Авангард" на действия Заказчика МБДОУ "Детский сад N1 с.Перелюб" при проведении электронного аукциона N0360300074915000001 "Реконструкция нежилого здания под детский сад по адресу: с. Перелюб, ул. Советская, 26" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика МБДОУ "Детский сад N1 с.Перелюб" нарушение п.п. 1, 2 ч. 1 ст.33, п.п. 1, 2 ч.1 ст.64, ч.4 ст.34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать Заказчику МБДОУ "Детский сад N1 с.Перелюб" предписание об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель Комиссии: |
___________________ (подпись) |
<_______> |
Члены Комиссии: |
_____________________ (подпись) |
<_______> |
|
_____________________ (подпись) |
<_______> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 7 июля 2015 г. N 204-15/гз
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.07.2015