Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 28 мая 2015 г. N 233/15
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя комиссии - руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области Тихенького О.Л.
Членов комиссии:
заместителя начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области Пахомовой Ю.А.
главного специалиста - эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области Солонина К.В.,
В присутствии представителя муниципального заказчика - Пяк В.А., в отсутствии представителей ИП Ибрагимов Г.С. и ООО "Картина", уведомленных надлежащим образом, рассмотрев жалобы ИП Ибрагимов Г.С. и ООО "Картина" на действия муниципального заказчика - Администрация Северо-Курильского городского округа Сахалинской области по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения открытого конкурса N 0161300001915000049 "Выполнение проектных работ для строительства объекта "Школа в г.Северо-Курильск о.Парамушир"",
УСТАНОВИЛА:
В Сахалинское УФАС России 25.05.2015 г. поступили жалоба ИП Ибрагимов Г.С. и ООО "Картина" на действия муниципального заказчика - Администрация Северо-Курильского городского округа Сахалинской области по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения открытого конкурса N 0161300001915000049 "Выполнение проектных работ для строительства объекта "Школа в г.Северо-Курильск о.Парамушир"" (далее - конкурс).
По мнению заявителей жалобы, документация конкурса, утвержденная муниципальным заказчиком, нарушает нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Комиссия, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в порядке статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее:
Муниципальным заказчиком - Администрация Северо-Курильского городского округа Сахалинской области утверждена документация конкурса, размещенная 08.05.2015 года на официальном сайте в сети интернет http://zakupki.gov.ru., 13.05.2015 г. в извещение о проведении конкурса внесены изменения.
Срок окончания подачи заявок в соответствии с извещением о проведении открытого конкурса 28.05.2015 г. в 12-00 часов.
До окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе ИП Ибрагимов Г.С. направил в адрес Сахалинского УФАС жалобу на положения документации открытого конкурса по следующим доводам:
1. Заказчиком, по мнению заявителя, нарушены требования ч.12 ст.21 Закона о контрактной системе в связи с несоответствием информации закупки плану-графику.
Статьей 21 Закона о контрактной системе регулируется содержание планов - графиков и действий заказчиков при размещении закупок. Вместе с тем, в соответствии со ст.114 Закона о контрактной системе, части 1 - 10, 12 - 15 статьи 21 Федерального закона вступают в силу с 1 января 2016 года, а часть 11 статьи 21 Федерального закона вступают в силу с 1 января 2017 года. При таких обстоятельствах довод жалобы признается необоснованным.
2. Платежные реквизиты, указанные в извещении о проведении открытого конкурса не соответствуют платежным реквизитам, указанным в п.23 Информационной карты, что вводит участников конкурса в заблуждение.
Представитель муниципального заказчика подтвердил указанный довод, однако обратил внимание, что все поданные заявки содержат информацию о перечислении денежных средств на правильные реквизиты.
При таких обстоятельствах довод жалобы признается обоснованным, однако нарушения не повлияли на результат конкурса.
3. Заказчиком нарушены положения п.3 ч.3 ст.49 Закона о контрактной системе - не указаны способы получения конкурсной документации, срок, место и порядок ее предоставления.
Как установила комиссия в составе документации конкурса имеется раздел "3.1. Получение конкурсной документации
3.1.1. Заинтересованные лица могут бесплатно получить в электронной форме полный комплект настоящей конкурсной документации на Официальном сайте www.zakupki.gov.ru
На основании заявления любого заинтересованного лица, поданного в письменной форме в адрес Заказчика, указанный в Информационной карте конкурса, в течение двух рабочих дней с даты получения соответствующего заявления экземпляр конкурсной документации в письменной форме предоставляется такому лицу.
Плата за конкурсную документацию не установлена.
Конкурсная документация предоставляется на русском языке.
Предоставление конкурсной документации в письменной форме осуществляется в порядке, предусмотренном извещением о проведении открытого конкурса.
При разрешении разногласий (в случае их возникновения) Заказчик, Комиссия будут руководствоваться текстом документации, размещенной на Официальном сайте, и не несут ответственности за содержание конкурсной документации, полученной участником закупки из неофициальных источников".
При таких обстоятельствах довод жалобы признается необоснованным.
4. Заказчиком нарушена ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе, в связи с отсутствием в проекте контракта условия в случае заключения контракта с физическим лицом;
Часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе устанавливает: "В контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта".
Вместе с тем, предметом контракта является выполнение проектных работ.
Как следует из Перечня видов работ, утвержденных приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624, для работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации требуется получение разных свидетельств о допуске к работам, выданных соответствующими саморегулируемыми организациями.
Согласно ч. 1 ст. 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Не допускаются подготовка и реализация проектной документации без выполнения соответствующих инженерных изысканий.
В соответствии с ч. 2 ст. 47 ГрК РФ виды работ по инженерным изысканиям, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
При таких обстоятельствах довод жалобы признается необоснованным.
5. Заказчиком при утверждении документации допущены нарушения ч.5 ст.34 Закона о контрактной системе, так как размер штрафов не соответствует порядку, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с положениями Закона о контрактной системе заказчик обязан приложить к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок, проект контракта. При этом по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о закупке положениями Закона о контрактной системе не предусмотрена возможность изменения заказчиком положений проекта контракта, за исключением необходимости включения в проект контракта цены, условий или информации о товаре, предложенных победителем соответствующей закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
При этом частями 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определенный в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила).
Таким образом, учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, размер неустойки (штрафа, пени), а также условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу в случае заключения с ним контракта, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта, подлежат включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок.
На основании изложенного, надлежащим исполнением обязанности заказчика по установлению размеров неустойки целесообразно считать включение в проект контракта:
- пени за каждый день просрочки исполнения заказчиком обязательства, предусмотренного контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы;
- штрафа за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, в размере процента цены контракта, указанного в подпунктах "а" - "г" пункта 5 Правил;
- пени за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, путем указания формул и порядка расчета пени, указанных в пунктах 6 - 8 Правил;
- штрафа за ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, в размере процента цены контракта, указанного в подпунктах "а" - "г" пункта 4 Правил.
При этом подпункты "а" - "г" пунктов 4 и 5 Правил содержат различные размеры штрафа в зависимости от цены контракта. Учитывая, что контракт заключается по цене, предлагаемой участником закупки, но не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, заказчикам целесообразно устанавливать в проекте контракта под отлагательным условием все возможные значения размеров штрафа, предусмотренные Правилами для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта.
Кроме того, следует учесть, что включение в проект контракта ссылки на Правила вместо установления вышеуказанных размеров штрафа, пени не является надлежащим исполнением обязанности заказчика по установлению размеров неустойки. (Письмо ФАС России от 21.10.2014 N АЦ/42516/14).
В разделе 10 проекта контракта "Ответственность сторон" не установлены требования в соответствии с требованием ч.5 ст.34 Закона о контактной системе, в связи с чем, довод жалобы признается обоснованным.
Вместе с тем, указанные нарушения не повлекли за собой ограничений для участия в конкурсе и их возможно устранить на стадии заключение муниципального контракта.
Жалоба ООО "Картина" содержит довод о нарушении муниципальным заказчиком положений п.27 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Указанная норма содержит следующее: "27. Показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки".
Документация содержит следующие критерии Квалификации участников закупки:
1.Наибольшее количество, запроектированных объектов капитального строительства в районах с сейсмичностью не менее 8 баллов (в соответствии со СНиП II-7-81*) за три отчётных года (2012-2014 гг.) по контрактам
(подтверждается копиями контрактов и актами выполненных работ)
2. Наибольшая контрактная стоимость, запроектированных объектов капитального строительства в районах с сейсмичностью не менее 8 баллов (в соответствии со СНиП II-7-81*) за три отчётных года (2012-2014 гг.) по контрактам
(подтверждается копиями контрактов и актами выполненных работ)
3. Наибольшее количество специалистов, имеющих высшее образование в области проектирования объектов капитального строительства
(подтверждается копиями дипломов о высшем образовании и копиями трудовых книжек с первого листа и до листа, следующего после последней записи).
Таким образом, установленные критерии соответствуют п.27 Правил, а доводы жалобы являются необоснованными.
Помимо рассмотренных доводов жалоб комиссия установила в документации нарушения требований Закона о контрактной системе.
Одним из критериев оценки, в соответствии с п. 2 таблицы N 3 "Показатели (подкритерии) "Квалификация участников закупки" конкурсной документации, является квалификация участника закупки. В качестве подкритериев заказчик указывает наибольшее количество, запроектированных объектов капитального строительства в районах с сейсмичностью не менее 8 баллов (в соответствии со СНиП II-7-81*) за три отчётных года (2012-2014 гг.) по контрактам (подтверждается копиями контрактов и актами выполненных работ), а также в конкурсной документации одним из подкритериев "Квалификация участников закупки" Заказчик указывает наибольшую контрактную стоимость, запроектированных объектов капитального строительства в районах с сейсмичностью не менее 8 баллов (в соответствии со СНиП П-7-81 *) за три отчётных года (2012-2014 гг.) по контрактам (подтверждается копиями контрактов и актами выполненных работ).
В силу статьи 17 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
В соответствии с ч.2 ст. 8 ФЗ N 44 конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 50 ФЗ N 44, конкурсная документация должна содержать предусмотренные статьей 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В пункте 6 ч. 2 ст. 51 указано, что в случае, если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника открытого конкурса, заявка участника открытого конкурса может содержать также документы, подтверждающие его квалификацию.
Таким образом, указанный выше запрет на ограничение количества участников конкурса применяется и при формировании заказчиком критериев оценки.
Опыт выполнения каких-либо работ может быть оценен исключительно по их успешному выполнению, что подтверждается, в частности, подпунктом "б" пункта 27 Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Подтверждением успешного выполнения работ по проектированию, помимо исполненных контрактов, могут являться:
- получения положительного заключения экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных ст. 49 Градостроительного кодекса РФ;
- успешная реализация проекта, то есть строительство запроектированного объекта и сдача его в эксплуатацию, в случае, если в отношении проектной документации экспертиза не проводится (ч. 2, 3 ст. 49 Градостроительного кодекса).
В соответствии с ч. 5 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ лицом, осуществляющим подготовку проектной документации, может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо.
У хозяйствующего субъекта могут быть собственные проекты, не относящимися к ранее заключенным муниципальным или государственным контрактам, которые он изготовил и реализует самостоятельно как застройщик. Такие проекты проходят государственную экспертизу, а по построенным объектам имеются акты ввода в эксплуатацию. Таким образом, требования Заказчика, предоставить копии контрактов (договоров) с актами выполненных работ за отчетные 3 года, а также общую контрактую стоимость запроектированных объектов, являются явным ограничением конкуренции в сфере закупок и не позволяют Заявителю в полной мере подтвердить своё соответствие неценовому критерию "Квалификация участников закупки".
Кроме того, п.27 Правил устанавливает критерий по опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема.
Вместе с тем, в документации отсутствует указание в критерии на сопоставимый объем выполненных работ.
Преимущества при проведении оспариваемых торгов получит тот участник, который выполнял проектные работы только или в большей части на основании заключенных договоров.
Таким образом, в действиях муниципального заказчика имеются нарушения ч.2 ст.8, п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе и п.27 Правил.
Согласно требованиям пункта 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок действий (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Комиссия, руководствуясь частями 3, 15 и пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Ибрагимов Г.С. на действия муниципального заказчика - Администрация Северо-Курильского городского округа Сахалинской области по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения открытого конкурса N 0161300001915000049 "Выполнение проектных работ для строительства объекта "Школа в г.Северо-Курильск о.Парамушир"" - частично обоснованной.
2. Признать жалобу ООО "Картина" на действия муниципального заказчика - Администрация Северо-Курильского городского округа Сахалинской области по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения открытого конкурса N 0161300001915000049 "Выполнение проектных работ для строительства объекта "Школа в г.Северо-Курильск о.Парамушир"" - необоснованной.
3. В ходе проведения внеплановой проверки в действиях заказчика при формировании документации открытого конкурса установлено нарушение требований ч.2 ст.8, ч.5 ст.34, п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе и п.27 Правил, в связи с чем выдать заказчику обязательное для исполнения предписание.
4. Передать должностному лицу материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении в отношении лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии О.Л. Тихенький
Члены комиссии Ю.А. Пахомова
К.В. Солонин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 28 мая 2015 г. N 233/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.06.2015