Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 29 мая 2015 г. N 239/15
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя комиссии - руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области Тихенького О.Л.
Членов комиссии:
заместителя начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области Пахомовой Ю.А.,
главного специалиста - эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области Солонина К.В.,
В отсутствии представителей сторон, уведомленных надлежащим образом, рассмотрев жалобу ООО Центр бюджетного учета "Интеркомп" на действия государственного заказчика - Министерство образования Сахалинской области по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения открытого электронного аукциона N 0361200000315000037 "Поставка лицензий (неисключительных прав) на дополнительные модули к действующей в Сахалинской области автоматизированной информационной системе "Сетевой Город. Образование"
УСТАНОВИЛА:
В Сахалинское УФАС России 25.05.2015 г. поступила жалоба ООО Центр бюджетного учета "Интеркомп" на действия государственного заказчика - Министерство образования Сахалинской области по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения открытого электронного аукциона N 0361200000315000037 "Поставка лицензий (неисключительных прав) на дополнительные модули к действующей в Сахалинской области автоматизированной информационной системе "Сетевой Город. Образование" (далее - аукцион). Жалоба была направлена посредством почтовой доставки "DHL Express" - 22.05.2015 года. По мнению заявителя жалобы, документация аукциона, утвержденная заказчиком, нарушает нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Комиссия, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в порядке статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее:
Государственным заказчиком - Министерство образования Сахалинской области утверждена документация аукциона, размещенная 30.04.2015 года на официальном сайте в сети интернет http://zakupki.gov.ru.
Срок окончания подачи заявок в соответствии с извещением о проведении аукциона 25.05.2015 г. в 09-00 часов.
До окончания срока подачи заявок на участие в аукционе ООО Центр бюджетного учета "Интеркомп" (22.05.2015 г. согласно штемпеля почтового отделения на конверте отправки почтовой корреспонденции "DHL Express") направил в адрес Сахалинского УФАС жалобу на положения документации аукциона по следующим доводам:
В рамках указанного заказа предусмотрено приобретение:
Лицензия (неисключительное право) на модуль: "Дошкольная образовательная организация к действующей в Сахалинской области автоматизированной информационной системе "Сетевой Город. Образование" 1 (для всех дошкольных образовательных организаций и органов управления образованием);
Лицензия (неисключительное право) на модуль "Сетевой Регион. Образование" к действующей в Сахалинской области автоматизированной информационной системе "Сетевой Город. Образование" 1 (для всех органов управления образованием);
Лицензия (неисключительное право) на модуль "Учет Контингента" к действующей в Сахалинской области автоматизированной информационной системе "Сетевой Город. Образование" 1 (для всех образовательных организаций и органов управления образованием);
Автоматизированная информационная система "Сетевой Город. Образование" - это комплексная информационная система, объединяющая в единую сеть ОУ и органы управления образования в пределах всего муниципального образования, разработчиком которой является ЗАО "ИРТех" (443056 г. Самара, ул. Николая Панова, 31, оф. 203).
Как указано на сайте разработчика: Программные продукты передаются в собственность на правах неисключительной лицензии. Стоимость программного Продукта определяется в индивидуальном порядке и зависит от региона, количества подключаемых организаций и ряда других условий. В стоимость поставки лицензий на системы "Учет Контингента", "Е-услуги. Образование", "Сетевой Регион. Образование", "Сетевой Город. Образование" входит:
- год гарантийной технической поддержки (выпуск обновлений, консультации по телефону и электронной почте).
Таким образом, предметом аукциона является закупка услуг конкретного производителя, несмотря на то, что существует конкурентный рынок услуг разработки программных продуктов в сфере управления образования.
В соответствии со статьей 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
Описание объекта закупки N0361200000315000037 грубо нарушает требования статьи 33 Закона о контрактной системе.
Кроме того, статья 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлен запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Фактически действия Министерства образования Сахалинской области в рамках осуществления закупки N 0361200000315000037 направлены на ограничение конкуренции на рынке разработке программного обеспечения для нужд управления образованием (учет контингента и др.) и нарушают также указанные положения Федерального закона N 135-ФЗ, так как производится закупка программного продукта конкретного производителя, несмотря на наличие иных программных продуктов, позволяющих решать задачи управления образованием.
Государственный заказчик представил следующие возражения на доводы заявителя жалобы:
"1. В Сахалинской области на протяжении 1999-2014 гг. в рамках различных государственных программ системно внедрялись программные решения, нацеленные на автоматизацию управленческой деятельности в сфере образования и построение единой региональной информационно-образовательной среды. Данные решения должны были предусматривать реализацию в электронном виде государственных и муниципальных услуг в сфере образования в соответствии с требованиями федерального законодательства.
Закупки проводились в ходе открытых конкурентных процедур, по результатам которых были внедрены технологические решения компании ЗАО "ИРТех" (443056 г. Самара, ул. Николая Панова, 31, оф. 203). На уровне муниципальных и государственных образовательных организаций на всей территории Сахалинской области внедрены программы "Сетевой город. Образование", "Е-Услуги. Образование", при этом органы управления образования имеют возможность работать в модуле "Управление". Обязательным условием внедрения программных продуктов являлось комплексное решение с обеспечением федеральных требований по защите информации.
Факт использования на протяжении длительного периода времени на всей территории Сахалинской области АИС "Сетевой Город. Образование" подтверждается и проведением закупок по дополнению данной системы:
- в 2012 году министерством образования Сахалинской области на дополнительные модули "Начальное профессиональное образование" к действующей АИС "Сетевой Город. Образование", извещение N 0361200000312000122 .
- в 2013 году Государственным бюджетным учреждением Сахалинской области "Сахалинский областной центр информатизации" на передачу неисключительных прав (дополнительных лицензий) на использование программного обеспечения для масштабируемой действующей системы "Сетевой Город. Образование", извещение N 0361200014413000092.
- в 2013 году Государственным бюджетным учреждением Сахалинской области "Сахалинский областной центр информатизации" на передачу неисключительных прав (дополнительных лицензий) для использования программного обеспечения масштабируемой действующей системы "Сетевой город. Образование", извещение N 0361200014412000079.
В целях реализации Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" был осуществлен перевод государственных (муниципальных) услуг в сфере образования в электронный вид, для чего использованы программные интерфейсы, предоставленные ЗОА "ИРТех" для вывода на единый портал государственных (муниципальных) услуг далее - ЕПГУ) информационных систем "Сетевой город. Образование", "Е-Услуги. Образование".
Постановлением Правительства Сахалинской области от 28.06.2013 г. N 331 утверждена государственная программа Сахалинской области "Развитие образования в Сахалинской области на 2014-2020 годы" которой определено, что во всех образовательных учреждениях будет установлена автоматизированная информационная система управления учебным процессом на базе программного комплекса "Сетевой город. Образование" (раздел V государственной программы).
На текущий момент все 298 образовательных организаций дошкольного, общего, специального (коррекционного) и профессионального образования Сахалинской области являются пользователями единой информационной среды, построенной на базе программного обеспечения ЗАО "ИРТех". В базу данных внесены сведения о каждом учащемся и его образовательном маршруте, данные о педагогах и родителях.
АИС "Сетевой Город. Образование" проходит аттестацию по требованиям безопасности информации как государственная информационная система, так как была создана в ходе реализации государственной программы Сахалинской области "Развитие информационного общества и создание электронного правительства Сахалинской области на период до 2014 года", утвержденной постановлением Правительства Сахалинской области от 29 ноября 2011 г. N 503.
В текущем году в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2014 г. N 2125-р принята Концепция создания единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным образовательным и дополнительным общеобразовательным программам. В соответствии с федеральными требованиями Сахалинская область обязана обеспечить:
- создание региональных сегментов межведомственной системы;
- качество и достоверность информации, хранящейся в региональных сегментах межведомственной системы, в части учета контингента обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
- подключение региональных сегментов к федеральному сегменту межведомственной системы и предоставление качественной и достоверной информации;
- подключение информационных систем муниципального уровня и информационных систем организаций, осуществляющих образовательную деятельность, к региональным сегментам межведомственной системы.
Согласно указанной Концепции Межведомственная система представляет собой комплекс информационных систем, предназначенных для учета контингента обучающихся, взаимосвязанных с информационными системами органов государственной власти и государственных внебюджетных фондов, содержащих персональные данные несовершеннолетних. Информационное взаимодействие ведомственных информационных систем друг с другом осуществляется посредством инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном формате.
На территории Сахалинской области такой межведомственной системой является АИС "Сетевой Город. Образование". В настоящее время на основе данной системы реализуется 6 из 8 государственных (муниципальных) услуг в сфере образования и программные модули связаны с ЕПГУ. Обращение к модулям электронного дневника и электронной очереди непрерывно увеличивается с 2012 г.
На основании плана мероприятий ("дорожной карты") по созданию единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2015 г. N 236-р данные задачи должны быть реализованы до декабря 2015 г.
Дополнительно уточняем, что в 2013 в 2014 гг. в связи с предложениями иных компаний министерством образования Сахалинской области рассматривался вопрос интеграции программных продуктов других компаний в региональную информационно-образовательную среду с целью автоматизации аналитических задач на региональном уровне консолидации данных. При этом различными компаниями (ООО ЦИТ "Аверс", ЗАО "Барс Груп") отмечалось, что доработка программных решений приведет к значительному удорожанию для Заказчика конечного программного продукта, повлечет за собой финансовую неэффективность и технологическую затратность.
Таким образом, для выполнения требований федеральных нормативно-правовых актов и в целях обеспечения финансовой эффективности для регионального бюджета и технологической действенности приобретаемых модулей, министерством образования был объявлен аукцион на поставку лицензий на дополнительные модули к действующей в Сахалинской области АИС "Сетевой Город. Образование", в техническом задании документации указано, что лицензии закупаются к уже действующей в Сахалинской области автоматизированной информационной системе.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 "Правила описания объекта закупки" допускается исключение из правила установления товарного знака при закупке: "за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком".
При таких обстоятельствах доводы жалобы признаются необоснованными.
Согласно требованиям пункта 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок действий (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Комиссия, руководствуясь частями 3, 15 и пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА
Признать жалобу ООО Центр бюджетного учета "Интеркомп" на действия государственного заказчика - Министерство образования Сахалинской области по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения открытого электронного аукциона N 0361200000315000037 "Поставка лицензий (неисключительных прав) на дополнительные модули к действующей в Сахалинской области автоматизированной информационной системе "Сетевой Город. Образование" - необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии О.Л. Тихенький
Члены комиссии Ю.А. Пахомова
К.В. Солонин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 29 мая 2015 г. N 239/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.06.2015