Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 29 мая 2015 г. N 241/15
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя комиссии - руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области Тихенького О.Л.
Членов комиссии:
заместителя начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области Пахомовой Ю.А.
главного специалиста - эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области Солонина К.В.,
В присутствии представителей:
Муниципального заказчика - Пяк В.А.,
ООО "Картина" - Сагун А.С.;
ОАО "Сахалин-Инжиниринг" - Ишимова О.В., Могилевкин А.Г
Рассмотрев жалобы ООО "Картина" и ОАО "Сахалин-Инжиниринг" на действия муниципального заказчика - Администрация Северо-Курильского городского округа Сахалинской области по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения открытого конкурса N 0161300001915000048 "Выполнение проектных работ для строительства объекта "Спортивно-оздоровительный комплекс в г Северо-Курильск о.Парамушир"
УСТАНОВИЛА:
В Сахалинское УФАС России 25.05.2015 г. поступили жалоба ООО "Картина", 27.05.2015 г. - ОАО "Сахалин-Инжиниринг" на действия муниципального заказчика - Администрация Северо-Курильского городского округа Сахалинской области по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения открытого конкурса N 0161300001915000048 "Выполнение проектных работ для строительства объекта "Спортивно-оздоровительный комплекс в г Северо-Курильск о.Парамушир"" (далее - конкурс).
По мнению заявителей жалобы, документация конкурса, утвержденная муниципальным заказчиком, нарушает нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Комиссия, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в порядке статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее:
Муниципальным заказчиком - Администрация Северо-Курильского городского округа Сахалинской области утверждена документация конкурса, размещенная 07.05.2015 года на официальном сайте в сети интернет http://zakupki.gov.ru., 13.05.2015 г. в извещение о проведении конкурса внесены изменения.
Срок окончания подачи заявок в соответствии с извещением о проведении открытого конкурса 28.05.2015 г. в 15-00 часов.
До окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе поступила жалоба ООО "Картина", которая содержит довод о нарушении муниципальным заказчиком положений п.27 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Указанная норма содержит следующее: "27. Показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки".
Документация содержит следующие критерии Квалификации участников закупки:
1.Наибольшее количество, запроектированных объектов капитального строительства в районах с сейсмичностью не менее 8 баллов (в соответствии со СНиП II-7-81*) за три отчётных года (2012-2014 гг.) по контрактам
(подтверждается копиями контрактов и актами выполненных работ)
2. Наибольшая контрактная стоимость, запроектированных объектов капитального строительства в районах с сейсмичностью не менее 8 баллов (в соответствии со СНиП II-7-81*) за три отчётных года (2012-2014 гг.) по контрактам
(подтверждается копиями контрактов и актами выполненных работ)
3. Наибольшее количество специалистов, имеющих высшее образование в области проектирования объектов капитального строительства
(подтверждается копиями дипломов о высшем образовании и копиями трудовых книжек с первого листа и до листа, следующего после последней записи).
Таким образом, установленные критерии соответствуют п.27 Правил, а доводы жалобы являются необоснованными.
Так-же в Сахалинское УФАС России поступила жалоба ОАО "Сахалин-Инжиниринг" содержащая следующие доводы.
Одним из критериев оценки, в соответствии с п. 2 таблицы N 3 "Показатели (подкритерии) "Квалификация участников закупки" конкурсной документации, является квалификация участника закупки. В качестве подкритериев заказчик указывает наибольшее количество, запроектированных объектов капитального строительства в районах с сейсмичностью не менее 8 баллов (в соответствии со СНиП II-7-81*) за три отчётных года (2012-2014 гг.) по контрактам (подтверждается копиями контрактов и актами выполненных работ), а также в конкурсной документации одним из подкритериев "Квалификация участников закупки" Заказчик указывает наибольшую контрактную стоимость, запроектированных объектов капитального строительства в районах с сейсмичностью не менее 8 баллов (в соответствии со СНиП П-7-81 *) за три отчётных года (2012-2014 гг.) по контрактам (подтверждается копиями контрактов и актами выполненных работ).
В силу статьи 17 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
В соответствии с ч.2 ст. 8 ФЗ N 44 конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 50 ФЗ N 44, конкурсная документация должна содержать предусмотренные статьей 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В пункте 6 ч. 2 ст. 51 указано, что в случае, если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника открытого конкурса, заявка участника открытого конкурса может содержать также документы, подтверждающие его квалификацию.
Таким образом, указанный выше запрет на ограничение количества участников конкурса применяется и при формировании заказчиком критериев оценки.
Опыт выполнения каких-либо работ может быть оценен исключительно по их успешному выполнению, что подтверждается, в частности, подпунктом "б" пункта 27 Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Подтверждением успешного выполнения работ по проектированию, помимо исполненных контрактов, могут являться:
- получения положительного заключения экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных ст. 49 Градостроительного кодекса РФ;
- успешная реализация проекта, то есть строительство запроектированного объекта и сдача его в эксплуатацию, в случае, если в отношении проектной документации экспертиза не проводится (ч. 2, 3 ст. 49 Градостроительного кодекса).
В соответствии с ч. 5 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ лицом, осуществляющим подготовку проектной документации, может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо.
У хозяйствующего субъекта могут быть собственные проекты, не относящимися к ранее заключенным муниципальным или государственным контрактам, которые он изготовил и реализует самостоятельно как застройщик. Такие проекты проходят государственную экспертизу, а по построенным объектам имеются акты ввода в эксплуатацию. Таким образом, требования Заказчика, предоставить копии контрактов (договоров) с актами выполненных работ за отчетные 3 года, а также общую контрактую стоимость запроектированных объектов, являются явным ограничением конкуренции в сфере закупок и не позволяют Заявителю в полной мере подтвердить своё соответствие неценовому критерию "Квалификация участников закупки".
Кроме того, п.27 Правил устанавливает критерий по опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема.
Вместе с тем, в документации отсутствует указание в критерии на сопоставимый объем выполненных работ.
Преимущества при проведении оспариваемых торгов получит тот участник, который выполнял проектные работы только или в большей части на основании заключенных договоров.
Таким образом, в действиях муниципального заказчика имеются нарушения ч.2 ст.8, п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе и п.27 Правил.
Согласно требованиям пункта 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок действий (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Комиссия, руководствуясь частями 3, 15 и пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Картина" на действия муниципального заказчика - Администрация Северо-Курильского городского округа Сахалинской области по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения открытого конкурса N 0161300001915000048 "Выполнение проектных работ для строительства объекта "Спортивно-оздоровительный комплекс в г Северо-Курильск о.Парамушир"" - необоснованной.
2. Признать жалобу ОАО "Сахалин-Инжиниринг" на действия муниципального заказчика - Администрация Северо-Курильского городского округа Сахалинской области по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения открытого конкурса N 0161300001915000048 "Выполнение проектных работ для строительства объекта "Спортивно-оздоровительный комплекс в г Северо-Курильск о.Парамушир"" - обоснованной.
3. В ходе проведения внеплановой проверки в действиях заказчика при формировании документации открытого конкурса установлено нарушение требований ч.2 ст.8, п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе и п.27 Правил, в связи с чем выдать заказчику обязательное для исполнения предписание.
4. Передать должностному лицу материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении в отношении лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии О.Л. Тихенький
Члены комиссии Ю.А. Пахомова
К.В. Солонин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 29 мая 2015 г. N 241/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.06.2015