Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 10 июня 2015 г. N 773-з
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок рассмотрев жалобу ООО "Феникс" (625003, г. Тюмень, ул. Володарского, 14) о нарушении заказчиком в лице Муниципального казенного учреждения "Управление заказчика по капитальному ремонту" (620014, Свердловская обл. г. Екатеринбург, проспект Ленина, 24-а), уполномоченным органом в лице Администрации города Екатеринбурга (620014, Свердловская обл., г. Екатеринбург, проспект Ленина, 24-а), аукционной комиссией при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона (извещение N 0162300005315001841) на выполнение работ по капитальному ремонту системы наружного электроснабжения, в том числе установка эл. подстанции в МБУ ДОЛ "имени Титова" в пос. Верхняя Сысерть, Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 99, 106 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО "Феникс" (вх. N 01-11196 от 03.06.2015 г.) о нарушении заказчиком в лице Муниципального казенного учреждения "Управление заказчика по капитальному ремонту", уполномоченным органом в лице Администрации города Екатеринбурга, аукционной комиссией при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона (извещение N 0162300005315001841) на выполнение работ по капитальному ремонту системы наружного электроснабжения, в том числе установка эл. подстанции в МБУ ДОЛ "имени Титова" в пос. Верхняя Сысерть Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям статьи 105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель указал, что заявка участника закупки ООО "Феникс" необоснованно отклонена аукционной комиссией, так как указанные в заявке характеристики являются конкретными, достоверными и полностью соответствуют требованиям законодательства о контрактной системе.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, просили признать ее необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области пришла к следующим выводам.
24 апреля 2015 года на официальном сайте опубликовано извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0162300005315001841 и документация об аукционе. Начальная максимальная цена контракта составила 11 503 960,00 рублей.
28 мая 2015 г. единой специализированной комиссией была проведена процедура рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе, по ее итогам составлен протокол, подписанный присутствующими на заседании членами комиссии. В соответствии с указанным протоколом поступило 6 заявок. Заявки с порядковыми номерами 2, 4, 5, 6 были признаны соответствующими требованиям документации и допущены до участия в аукционе. Заявкам с порядковыми номерами 1, 3 отказано в допуске.
Заявка с порядковым номером 3 участника аукциона ООО "Феникс" отклонена на основании пункта 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, предоставление недостоверной информации, предусмотренной пунктом 3 части 3 статьи 66, п. 10 Информационной карты и р. 1.3.2 Форма сведений о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара документации об аукционе и технической документации, а именно: в. п. 20 участник закупки предложил к поставке "Горячекатаная арматурная сталь" ГОСТ 5781-82 и указал "Диаметр 22 мм; Класс A-I; При изгибе в холодном состоянии на 180° толщина отправки равна диаметру стрежня". Но в соответствии с ГОСТ 5781-82 табл. 8 прим. 4 для арматурной стали класса A-I (А240) диаметром свыше 20 мм при изгибе в холодном состоянии на 180° толщина отправки c=2d. В п. 59 "Болт для скрытого монтажа к стенам в соответствии с ГОСТ 7798-70, ГОСТ 1759.4-87, ГОСТ 24670-81" участник закупки в своей заявке указал "Номинальный диаметр резьбы, d 6 мм, класс прочности 8,8, Высота зоны основного металла (E) 0,46 мм". Но в соответствии с ГОСТ 7798-70, ГОСТ 1759.4-87. Согласно таблице 1 ГОСТ 7798-70 при номинальном диаметре резьбы, d 6 мм, показатель "Шаг резьбы" соответствует 1 мм. Согласно таблице 12 ГОСТ 1759.4-87 для болта с шагом резьбы 1 мм, класс прочности 8,8 соответствует показатель "Высота зоны основного металла (E) 0,307 мм".
В соответствии с требованием пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе пунктом 12 информационной карты документации об аукционе предусмотрено требование к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе, подаваемой участником, в соответствии с которым, первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать следующую информацию:
1) согласие участника на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с пунктом 3.5 аукционной документации установлено, что качественные характеристики (потребительские свойства) товаров, предлагаемых Участником закупки к использованию, по своим конкретным показателям должны соответствовать значениям, установленным в Форме 1.3.2. документации об аукционе и технической документации (технический паспорт и т.п.) на предлагаемый товар.
Качественные характеристики (потребительские свойства) товаров, предлагаемых Участником закупки к использованию, по своим конкретным, диапазонным показателям должны соответствовать значениям, установленным в проектно-технической документации об аукционе, НПБ, ГОСТ, СаНПиН, СНиП, СП, ПУЭ, ГН, ТУ со всеми рекомендованными и иными приложениями к НПБ, ГОСТ, СаНПиН, СНиП, СП, ПУЭ, ГН, ТУ с учетом требованиям заказчика к качественным характеристикам (потребительским свойствам товара) установленных в Форме 1.3.2. документации об аукционе.
Качественные характеристики (потребительские свойства) каждого конкретного товара, предлагаемого участником размещения заказа к использованию в соответствии с частью 1.3.2 "Сведения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара документации об аукционе" не должны содержать следующие слова (словосочетания) - "или", "менее", "более", "не менее", "не более", "должен быть", "выше", "ниже", "не выше", "не ниже", "примерно", "около", "допустимый", "требуемый", "приблизительно" и другие аналогичные слова (словосочетания), если это не предусмотрено ТУ, ГОСТом или паспортом на изделие. Знак "/" между двумя значениями показателей (за исключением фразы "и/или" и использование знака "/" в единицах измерения, например, "кгс/см2", "м2°С/Вт", "кг/м3" и тп.) приравнивается к разделительному союзу "или" и означает, что участник размещения заказа должен дать по данным показателям конкретное значение. В показателях с использованием фразы "и/или" участник размещения заказа должен указать показатель с союзом "и" либо выбрать одно из нескольких значений без использования союза "или". Использование знака препинания "," при перечислении значений показателя приравнивается к соединительному союзу "и".
В случае, если в ТУ, паспорте, ГОСТе указаны неконкретные показатели, то такие величины следует сопровождать словами "согласно ТУ", "согласно паспорту на изделие", "согласно ГОСТу". В случае если показатели предлагаемого товара являются переменными, такие показатели необходимо сопровождать фразой "в диапазоне".
В форме сведений 1.3.2 об объекте закупки содержит техническое задание, которым установлено техническое требование заказчика (функциональные и качественные характеристики товара, используемого при выполнении работ), в том числе:
20 |
Горячекатаная арматурная сталь |
Диаметр: до 28 мм Профиль: гладкий или периодический Площадь поперечного сечения стержня: не менее 3,5 см2 Временное сопротивление разрыву: не более 350 Н/мм2 Относительное удлинение: от 10 % Класс: A-I При изгибе в холодном состоянии на 90° или более градусов толщина отправки должна быть более или равна диаметру стрежня |
59 |
Болт для скрытого монтажа к стенам в соответствии с ГОСТ 7798-70, ГОСТ 1759.4-87, ГОСТ 24670-81 |
Болт исполнение 1 или 2 Номинальный диаметр резьбы, не более d 8 мм Длиной 1 = 60 мм Kлacc прочности от 8.8 до 12.9 Диаметр окружности da не менее 6,8 мм Относительное удлинение после разрыва 85% не менее 8 % Высота зоны основного металла (E) не более 0,46 мм |
Представленная первая часть заявки с порядковым номером 3 участника закупки ООО "Феникс" в пункте "Горячекатаная арматурная сталь" содержит характеристики: "Класс A-I; Диаметр 22 мм; При изгибе в холодном состоянии на 180° толщина отправки равна диаметру стрежня". В примечании 4 таблицы 8 ГОСТ 5781-82 установлено, что для арматурной стали класса A-I (А240) диаметром свыше 20 мм при изгибе в холодном состоянии на 180° толщина оправки равна с = 2d.
В п. 59 "Болт для скрытого монтажа к стенам в соответствии с ГОСТ 7798-70, ГОСТ 1759.4-87, ГОСТ 24670-81" заявки с порядковым номером 4 участника закупки ООО "Феникс" установлены характеристики, в том числе: "Номинальный диаметр резьбы, d 6 мм; Kлacc прочности 8.8; Высота зоны основного металла (E) 0,46 мм". В соответствии с таблицей 1 ГОСТ 7798-70 при номинальном диаметре резьбы d 6 мм, шаг резьбы соответствует 1 мм. В соответствии с таблицей 12 ГОСТ 1759.4-87 болт с шагом резьбы 1, с клaccом прочности 8,8 соответствует значение высота зоны основного металла (E) 0,307 мм.
Согласно части 3 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
Частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе установлено, что участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Таким образом, аукционной комиссий было принято правомерное решение о признании заявки с порядковым номером 3 участника закупки ООО "Феникс" не соответствующей требованиям документации об аукционе, так как в заявке указаны показатели не соответствующие значениям, установленным в п. 20, 59 Форме 1.3.2. документации об аукционе.
В соответствии с Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 августа 2013 года N575-ст с 1 июля 2014 г. для добровольного применения в Российской Федерации в качестве национального стандарта Российской Федерации вводится для добровольного применения национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 8765-2013 "Болты с шестигранной головкой с мелким шагом резьбы. Классы точности А и В", идентичный международному стандарту ИСО 8765:2011 "Болты с шестигранной головкой с мелким шагом резьбы. Классы точности А и В" в связи с чем национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ 7798-70 "Болты с шестигранной головкой класса точности В. Конструкция и размеры" и ГОСТ 7805-70 "Болты с шестигранной головкой класса точности А. Конструкция и размеры" с 1 июля 2014 г. отменен. При этом, показатели, используемые для описания объекта закупки соответствуют ГОСТ 7798-70.
В соответствии с Приказом Ростехрегулирования от 27.12.2006 N 364-ст "Об утверждении национального стандарта" утвержден национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52627-2006 (ИСО 898-1:1999) "Болты, винты и шпильки. Механические свойства и методы испытаний", модифицированный по отношению к международному стандарту ИСО 898-1:1999 "Механические свойства крепежных изделий из углеродистой стали и легированной стали - Часть 1: Болты, винты и шпильки", с датой введения в действие 1 января 2008 г. ГОСТ 1759.4-87 "Болты, винты, шпильки и гайки. Технические условия" утратил силу в части маркировки в связи с утверждением и введением в действие с 1 января 2008 г. При этом, показатели, используемые для описания объекта закупки соответствуют ГОСТ 1759.4-87.
Таким образом, доводы заявителя не находят своего подтверждения, технические характеристики товара, используемого при выполнении работ, установленные в аукционной документации отвечают требованиям ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе и потребностям заказчика.
Таким образом, комиссия Свердловского УФАС России полагает, что профессиональному участнику рынка должно быть понятно соотношение технических характеристик, установленных документацией об аукционе и государственными стандартами.
Относительно довода заявителя жалобы о несоответствии п. 20 р. 1.3.2 "Сведения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара документации об аукционе" характеристик ГОСТу 5781-82 комиссия Свердловского УФАС России приходит к выводу:
Частью 1 ст.105 Закона о контрактной системе установлено, что любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В соответствии с ч. 4 ст. 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации о таком аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с п. 3 ч.11 ст. 105 Закона о контрактной системе жалоба возвращается подавшему ее лицу без рассмотрения в случае, если жалоба подана по истечении срока, предусмотренного настоящей статьей.
Комиссией установлено, что жалоба на положения аукционной документации подана участником по истечении срока, установленного Законом о контрактной системе, а именно по истечении даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в закупке - 22.05.2015 23:59.
Таким образом, в соответствии со ст. 105 Закона о контрактной системе доводы жалобы в части нарушения положений аукционной документации рассмотрению не подлежат.
Вместе с тем, при проведении внеплановой проверки комиссией Свердловского УФАС России установлено:
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе указано, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе указано, что использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с таблицей 8 ГОСТ 5781-82 установлены характеристики механических свойств арматурной стали: "Испытание на изгиб и в холодном состоянии (с - толщина оправки, d - диаметр стержня)"
Вместе с тем, заказчиком в нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 2 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе в п. 20 р. 1.3.2 установлена характеристика "при изгибе в холодном состоянии на 90° или более градусов толщина отправки должна быть более или равна диаметру", которая не соответствует ГОСТ 5781-82.
Вместе с тем, данное нарушение не повлияло на результат закупки, так как по данному основанию никто из участников закупки не был отклонен.
В соответствии с частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи предусмотрена административная ответственность.
На основании вышеизложенного и руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, ч. 8 ст. 106 Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "Феникс" признать необоснованной.
2. В действиях уполномоченного органа в лице Администрации города Екатеринбурга, его единой специализированной комиссии нарушений законодательства о контрактной системе не выявлено.
3. В действиях заказчика в лице Муниципального казенного учреждения "Управление заказчика по капитальному ремонту" признать нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 2 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
4. Заказчику в лице Муниципального казенного учреждения "Управление заказчика по капитальному ремонту", уполномоченному органу в лице Администрации города Екатеринбурга, его единой специализированной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, так как выявленное нарушение не повлияло на результаты закупки.
5. Передать материалы дела должностному лицу Свердловского УФАС России, уполномоченному осуществлять производство по делам об административных правонарушениях по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 10 июня 2015 г. N 773-з
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.06.2015