Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 26 мая 2015 г. N 691-з
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе:
*****************************************************************,
при участии представителей:
- заказчика в лице МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N4" -Редькиной С.И. (доверенность N175 от 25.05.2015), Гаряевой И.В. (приказ N4 от 12.01.2015),Ситник О.В. (приказ N99/л от 29.04.2015);
- в отсутствии заявителя в лице ООО "Комплект сервис", уведомленного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу ООО "Комплект сервис" (127106, г. Москва, ул. Широкая, 3) о нарушении заказчиком в лице Муниципального МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N4" (623795, Свердловская обл, Артемовский р-н, Покровское с, Максима Горького, 1) при осуществлении закупки путем проведения аукциона в электронной форме на капитальный ремонт пищеблока (извещение N 0362300289715000005) Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО "Комплект сервис" (вх. N 01-10368 от 19.05.2015.) о нарушении заказчиком в лице Муниципального МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N4" при осуществлении закупки путем проведения аукциона в электронной форме на капитальный ремонт пищеблока (извещение N 0362300289715000005) Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям статьи 105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель указал, что в один предмет закупки неправомерно объединены общестроительные работы и поставка оборудования пищеблока, что включение указанного оборудования технологически и функционально не связано с предметом аукциона.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, просили признать жалобу необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 106 Закона о контрактной системе. Проверка проведена в объеме доводов, заявленных в жалобе.
Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области пришла к следующим выводам.
30 апреля 2015 года на официальном сайте опубликовано извещение о проведении аукциона в электронной форме N 0362300289715000005 и документация.
Начальная максимальная цена контракта составила 8279350,00 рублей.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Вместе с тем, согласно ч. 3 ст. 17 Закона о защите конкуренции запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.
В соответствии с пунктом 1 раздела 2 "Информационной карты" аукционной документации объектом закупки является: капитальный ремонт пищеблока МБОУ СОШ N4. Полная характеристика объема выполняемых работ и описание объекта закупки отражено в технической части аукционной документации.
В ч.2 "Техническое задание" документации об аукционе Заказчиком установлен объем требуемых работ, условия выполнения работ, требования к материалам используемым при выполнении работ, а также перечень оборудования для оснащения пищеблока, который содержит например следующие товары: электроплита, картофелечистка, стеллаж решетчатый пятиуровневый, сушилка для рук и т.д.
Возможность включения в сметную стоимость строительства затрат на приобретение оборудования и стоимости работ по его монтажу предусмотрена пунктом 3.14 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации, утвержденной постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 05.03.2004 г. N 15/1.
Классификация оборудования по его видам, функциональному назначению условиям изготовления и поставки приведена в приложении N5 к Методике определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации, утвержденной постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно- коммунальному комплексу от 05.03.2004 г. N 15/1. В соответствии с указанной классификацией к оборудованию могут относиться:
технологические линии, станки, установки, аппараты, машины, механизмы, приборы и другие устройства, совершающие различные технологические процессы, в результате которых производится энергия, вырабатывается полуфабрикат, готовый продукт или обеспечивается их перемещение, а также сопутствующие им процессы, обеспечивающие автоматизацию управления технологическими процессами, функции связи и контроля;
-санитарно-техническое оборудование, связанное с обеспечением работы технологического оборудования и технологических процессов;
-поставляемые в комплекте с основным оборудованием обвязочные трубопроводы, трубопроводная арматура, металлические конструкции, мерные с разделанными концами участки кабелей;
-первоначальный фонд инструмента, технологической оснастки и инвентаря, необходимые для эксплуатации вводимых в действие предприятий, зданий и сооружений;
- запасные части к оборудованию.
Исходя из рабочей документации и раздела 10 локально-сметного расчета по объекту перечисленное в жалобе оборудование, в том числе плита электрическая, картофелечистка при его установке требует выполнения: монтажных работ (подключение к сетям электроснабжения, водоснабжения, канализации и вентиляции, выполнение пуско-наладочных работ перед вводом объекта в эксплуатацию; выполнение пуско-наладочных работ; лабораторных испытаний при вводе объекта в эксплуатацию.
Данные виды работ при составлении сметного расчета учтены как монтажные работы согласно сборников территориальных единичных расценок на монтаж оборудования (N 28, 36, 37), ввиду чего данное оборудование является монтируемым (требующим монтажа), а без установки данного оборудования ввод в эксплуатацию объекта не возможен.
Кроме того, представители заказчика пояснили, что в соответствии с условиями проекта договора и аукционной документации генподрядчик обеспечивает выполнение строительных работ, а также комплектацию стройки технологическим и инженерным оборудованием, установка которого не возможна без выполнения монтажных работ.
Однако, раздел 14 локально-сметного расчета содержит перечень мебели (стеллаж решетчатый пятиуровневый, сушилка для рук и тп.), которая является не монтируемой и в отношении которой возможна исключительно поставка.
Согласно ст. 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Исходя из содержания вышеуказанных норм, следует, что выполнение работ по строительству и поставка товара представляют собой совершенно два различных вида закупки. Тем самым имеет место быть два различных круга участников закупок - участники, выполняющие работы по строительству, и участники, осуществляющие поставку товара.
Следовательно, объект закупки на выполнение работ по строительству, включающий в себя поставку не монтируемой мебели, лишает права участников, осуществляющих поставку таких товаров, участвовать в таких торгах.
Тем самым товар, указанный в раздел 14 локально-сметного расчета, является не монтируемой мебелью - стеллаж решетчатый пятиуровневый, сушилка для рук и тп., поскольку данный товар не является оборудованием, которое неразрывно связано с объектом строительства.
Таким образом, поставка товара, предусмотренного раздел 14 локально-сметного расчета (стеллаж решетчатый пятиуровневый, сушилка для рук), технологически и функционально не связанно с объектом закупки, что свидетельствует о нарушении п. 1 ч. 1 ст. 64, п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
За утверждение документации об аукционе с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок предусмотрена административная ответственность по ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
Кроме того, в ч.3 ст.64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В ч.2-3 ст.31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в части 2 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В п.3 раздела 4 "Информационной карты" документации об аукционе Заказчиком установлено следующее:
3 |
Дополнительные требования к участникам закупки, установленные Правительством Российской Федерации |
наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих предмету закупки работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка. Подтверждающие документы: Копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ. |
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" предъявляются дополнительные требования и соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 к настоящему постановлению.
В п.2 приложения N1 к вышеуказанному постановлению предусмотрено, что дополнительные требования к участникам закупок на выполнение работ строительных, включенных в код 45 (кроме кода 45.12) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007, устанавливаются в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей.
В п.4 раздела 2 "Информационной карты" документации об аукционе начальная (максимальная) цена контракта составляет 8279350.00 руб.
Согласно ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Таким образом, в нарушение ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе Заказчиком установлены дополнительные требования к участникам закупки не правомерно.
За установление требований к участникам закупки не предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, а также требования о представлении участниками закупки в составе заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок информации и документов предусмотрена административная ответственность по ч.4 ст.7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "Комплект сервис" признать обоснованной.
2. В действиях заказчика в лице МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N4" признать нарушение п.1 ч.1 ст.64, ч.3 ст.64, п.1 ч.1 ст.33, ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику в лице МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N4" выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Свердловского УФАС России, уполномоченному осуществлять производство по делам об административных правонарушениях по ч. 4, 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии *
Члены Комиссии *
*
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 26 мая 2015 г. N 691-з
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.06.2015