Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 25 июня 2015 г. N 859-з
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе:
*
*
*
рассмотрев жалобу ООО "Стройспецмонтаж-2000" на действия (бездействие) аукционной комиссии уполномоченного органа Департамента государственных закупок Свердловской области при проведении закупки в форме электронного аукциона (извещение N 0162200011815000855) на выполнение работ по разработке рабочей документации и строительству объекта: "Внеплощадочные сети водоснабжения, водоотведения и сооружения на них для Инновационно-технологического центра Технопарка высоких технологий "Университетский" и Научно-образовательного центра N 3 ФГАОУ ВПО "Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина". Этап 1. Система водоснабжения и водоотведения для Инновационно-технологического центра" в части наличия нарушений Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе,
при участии представителей:
- заявителя * (доверенность N 01 от 23 июня 2015 года);
- заказчика Министерства промышленности и науки Свердловской области * (доверенность N 2 от 11 июня 2015 года);
- уполномоченного органа Департамента государственных закупок Свердловской области * (доверенность от 12 января 2015 года),
У С Т А Н О В И Л А:
В Свердловское УФАС России поступила жалоба ООО "Стройспецмонтаж-2000" (вх. N 01-12287 от 19.06.2015) на действия (бездействие) аукционной комиссии Департамента государственных закупок Свердловской области при проведении электронного аукциона N 0162200011815000855 на выполнение работ по разработке рабочей документации и строительству объекта: "Внеплощадочные сети водоснабжения, водоотведения и сооружения на них для Инновационно-технологического центра Технопарка высоких технологий "Университетский" и Научно-образовательного центра N 3 ФГАОУ ВПО "Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина". Этап 1. Система водоснабжения и водоотведения для Инновационно-технологического центра", соответствующая требованиям ст. 105 Закона о контрактной системе.
Представитель заявителя пояснил, что ООО "Стройспецмонтаж-2000" необоснованно отказано в допуске к участию в аукционе, поскольку в его заявке отражены характеристики товара, соответствующие потребностям заказчика.
Представители заказчика и уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились, просили признать ее необоснованной.
Проведя анализ всех представленных материалов, Комиссия Свердловского УФАС России пришла к следующим выводам.
25 мая 2015 года на официальном сайте в сети Интернет уполномоченным органом Департаментом государственных закупок размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0162300019815000043 и документация об аукционе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна удовлетворять требованию объективности и содержать стандартные показатели, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки.
Часть 2 документации об аукционе (Техническое задание) определяет объект закупки как комплекс работ, включающих разработку рабочей документации на основании стадии "П", а также строительно-монтажные работы.
Согласно ст. 48 Градостроительного кодекса РФ архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка, а также отдельных разделов проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства в соответствии с частью 12.2 указанной статьи.
Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
В Положении о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации N 87 от 16 февраля 2008 года, указано, что в целях реализации в процессе строительства архитектурных, технических и технологических решений, содержащихся в проектной документации на объект капитального строительства, разрабатывается рабочая документация, состоящая из документов в текстовой форме, рабочих чертежей, спецификации оборудования и изделий, по которой осуществляется строительство объектов, организуется и проводится государственный строительный надзор и строительный контроль (технический и авторский надзор).
Объем, состав и содержание рабочей документации должны определяться заказчиком (застройщиком) в зависимости от степени детализации решений, содержащихся в проектной документации, указываться в задании на проектирование и соответствовать проектной документации.
В связи с тем, что на сегодняшний день строительство объектов производится в основном на основании рабочей документации, к ее подготовке должны быть допущены хозяйствующие субъекты, имеющие в своем штате работников с необходимой квалификацией и опытом работы по соответствующему профилю, обладающие оборудованием для проведения данных работ, а также имеющие систему имущественной ответственности перед потребителями за качество проведенных работ, в том числе систему страхования гражданской ответственности.
Соответственно, архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации и подготовленной на ее основе рабочей документации в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации.
Разработка рабочей документации, обеспечивающей, как и проектная документация, безопасность объекта, не является самостоятельной стадией архитектурно-строительного проектирования, в связи с чем определение термина "рабочая документация" Градостроительным кодексом РФ не предусмотрено.
В связи с тем, что рабочая документация разрабатывается только на основе и в развитии проектной документации, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы по подготовке проектной документации и на ее основе - рабочей документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, только при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам, по подготовке проектной документации, на что также указывает Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству в письме N 3991-БМ/11/ГС от 13.05.2013.
В соответствии с ч. 5 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ подготовка проектной документации может осуществляться застройщиком или привлекаемым застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическим или юридическим лицом. В силу чч. 4, 5.1 ст. 48 ГрК РФ в случае, если работы по организации подготовки проектной документации объекта капитального строительства включены в указанный в части 4 статьи 55.8 указанного Кодекса перечень, лицо, осуществляющее подготовку проектной документации такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации.
Помимо работ по проектированию лицо, осуществляющее строительство объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к таким работам, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства также включены в указанный в части 4 статьи 55.8 ГрК РФ перечень.
Перечень видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержден приказом Минрегиона России N 624 от 30.12.2009 года.
Пунктом 13 раздела II Перечня установлено, что работы по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком) отнесены к видам работ по подготовке проектной документации и могут осуществляться названными лицами только при наличии свидетельства о допуске к такому виду работ.
Пунктом 33 раздела II Перечня предусмотрено, что работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) могут осуществляться названными лицами только при наличии свидетельства о допуске к такому виду работ.
При выполнении работ по проектированию и строительству (капитальному ремонту) используются технологии, присущие каждой из данных видов деятельности отдельно. При этом организации, занимающиеся архитектурно-строительным проектированием, в силу специфики деятельности зачастую не занимаются выполнением строительных, монтажных работ. В свою очередь, на рынке Российской Федерации существует достаточное количество организаций, профессионально выполняющих работы по архитектурно-строительному проектированию. Вместе с тем, участие таких организаций в подобных закупках исключается ввиду наличия требований к осуществлению строительных работ.
В соответствии с вышеизложенным, работы по проектированию и капитальному ремонту объекта капитального строительства технологически и функционально не связаны между собой и являются работами, представленными на разных рынках, на каждом из которых имеется круг потенциальных участников, готовых выполнить указанные работы, исходя из чего их объединение в рамках объекта одной закупки с учетом необходимости получения свидетельств о допуске к таким работам от различных саморегулируемых организаций ограничивает количество участников такой закупки в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64, п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
За включение в описание объекта закупки объекта закупки товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных между собой, предусмотрена административная ответственность по ч. 4.1 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В соответствии с ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе участник должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. Установление требований к участникам закупки в нарушение требований Закона о контрактной системе запрещено (ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе).
В соответствии с требованиями документации об аукционе (п. 14.1) его участники должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, а именно иметь в наличии свидетельство о допуске к работам, выданное саморегулируемой организацией в соответствии с пунктом 33 Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 г. N 624 "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства":
п. 33.4. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком). Объекты электроснабжения до 110 кВ включительно (с указанием стоимости работ по одному договору, который может заключить участник размещения заказа);
п. 33.7. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком). Объекты водоснабжения и канализации (с указанием стоимости работ по одному договору, который может заключить участник размещения заказа).
Заказчиком не предусмотрено наличие свидетельства о допуске к работам по проектированию, которые тем не менее включены в объект закупки, кроме того сам объект закупки представляет собой выполнение работ по организации строительства объектов водоснабжения и канализации, исходя из чего требование о наличии у участника свидетельства о допуске к работам, предусмотренного п. 33.4 Перечня является избыточным и нарушает ч. 6 ст. 31, ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе.
За установление требований к участникам закупки, не предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, а также требования о представлении участниками закупки в составе заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок информации и документов предусмотрена административная ответственность по ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ.
Помимо этого Комиссией установлено, что в Требованиях к основным используемым материалам применительно к товару, предусмотренному п. 76 (труба), заказчик установил требование к стали горячекатаной, из которой формируется труба, о марке металла С235 - С345, а также о соответствии стали ГОСТу 27772-88, который распространяется на горячекатаный фасонный, листовой, широкополосный универсальный прокат и гнутые профили из углеродистой и низколегированной стали, предназначенные для строительных стальных конструкций со сварными и другими соединениями.
В п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае проведения аукциона на выполнение работ с использованием товара без указания заказчиком его товарного знака заявка на участие в таком аукционе должна содержать в первой части согласие на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара (подп. "б").
Таким образом, заказчик в нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64, ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе установил требование о представлении участником в составе заявке не характеристик товара, используемого для выполнения работ, а характеристик материалов, используемых для производства товаров, используемых для выполнения работ. Кроме того требование о соответствии стали стандарту, имеющему иную область применения, а также о применении стали, состоящей из нескольких марок металла, не соответствует п. 1 ч. 1 ст. 64, ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
За утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок предусмотрена административная ответственность по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Относительно доводов жалобы Комиссией установлено, что на дату окончания срока подачи заявок на участие в аукционе к рассмотрению поступило 4 заявки, всем заявившимся было отказано в допуске к участию в аукционе (протокол рассмотрения первых частей заявок N 0162200011815000855-1 от 11.06.2015).
Заявителю (заявка N 3) было отказано в допуске к участию в аукционе на основании п. 1 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе с обоснованием: "в п. 4 "Железобетонные плиты перекрытия" участником не предложено значение - плиты должны быть изготовлены с строповочными отверстиями диаметром не менее 20, предусмотренными для подъема и монтажа плит перекрытия, установленные Частью II;
- в п. 5 "Железобетонная перемычка" участником не предложено значение - "_ перемычки должны быть изготовлены с строповочными отверстиями диаметром не менее 20, предусмотренными для подъема и монтажа плит перекрытия, установленные Частью II".
Товары, предусмотренные пп. 4-5 Технического задания, должны быть изготовлены со строповочными отверстиями диаметром не менее 20 мм, предусмотренными для подъема и монтажа с применением специальных захватных устройств, или с монтажными петлями. Дополнительно заказчик предусмотрел соответствие железобетонных плит перекрытия ГОСТу 9561-91, в п. 1.2.10 которого указано, что для подъема и монтажа плит применяют монтажные петли или специальные захватные устройства. Исходя из данных условий, участнику предоставлена возможность предложить товар в одном из двух стандартных вариантов исполнения на свой выбор: с монтажными петлями либо со строповочными отверстиями.
На основании ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случаях непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, предоставления недостоверной информации (п. 1) или ее несоответствия требованиям документации о таком аукционе (п. 2). Таким образом, отказ заявителю в допуске к участию в аукционе необоснован, поскольку в его заявке указано, что плиты перекрытия (п. 4) и железобетонные перемычки (п. 5) изготовлены с монтажными петлями.
На основании вышеизложенного и руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "Стройспецмонтаж-2000" признать обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика Министерства промышленности и науки Свердловской области нарушения чч. 1-2 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64, ч. 6 ст. 31, ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях комиссии уполномоченного органа Департамента государственных закупок Свердловской области нарушение ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе.
4. Выдать заказчику, уполномоченному органу, его комиссии предписание об устранении допущенных нарушений.
5. Передать материалы дела должностному лицу Свердловского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях по чч. 2, 4, 4.1, 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Приложение: предписание Свердловского УФАС России N 859-з от 25.06.2015 на 1 л.
Председатель Комиссии *
Члены комиссии *
*
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 25 июня 2015 г. N 859-з
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.07.2015