Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 28 мая 2015 г. N 707-З
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия) в составе:
при участии представителей:
- заказчика в лице Администрации городского округа Первоуральск (Управление архитектуры и градостроительства) - ,
- уполномоченного органа в лице Администрации городского округа Первоуральск - ,
- в отсутствии заявителя в лице ОАО "Уралаэрогеодезия", надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу ОАО "Уралаэрогеодезия" (620062, г. Екатеринбург, ул. Первомайская, 74) о нарушении заказчиком в лице Администрации городского округа Первоуральск (Управление архитектуры и градостроительства) (623109, Свердловская обл., г. Первоуральск, ул. Ватутина, 41), уполномоченным органом в лице Администрации городского округа Первоуральск (623109, Свердловская обл., г. Первоуральск, ул. Ватутина, 41), его комиссии при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса на разработку проекта "Внесение изменений в Генеральный план города Первоуральск Свердловской области, объем оказанных услуг определен техническим заданием на конкурс" (извещение N 0162300018015000100) Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе) в соответствии со ст. 106 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ОАО "Уралаэрогеодезия" (вх. N 01-10631 22.05.2015 г.) о нарушении заказчиком в лице Администрации городского округа Первоуральск (Управление архитектуры и градостроительства), уполномоченным органом в лице Администрации городского округа Первоуральск, его комиссии при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса на разработку проекта "Внесение изменений в Генеральный план города Первоуральск Свердловской области, объем оказанных услуг определен техническим заданием на конкурс" (извещение N 0162300018015000100) Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям статьи 105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель указал, что комиссией нарушен порядок отбора участников закупки в части присвоения баллов по критерию "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", кроме того, установленный заказчиком в конкурсной документации порядок оценки заявок по указанному критерию не позволяет выявить лучшее условие выполнения контракта, в связи с отсутствием предмета оценки, а также установленной зависимости между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями.
Представитель уполномоченного органа с доводами жалобы не согласилась, просила признать жалобу необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном ст.106 Закона о контрактной системе.
Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
27 апреля 2015 года на официальном сайте опубликовано извещение о проведении открытого конкурса N 0162300018015000100 и конкурсная документация. Начальная максимальная цена контракта составила 1 503 710,00 рублей.
19 мая 2015 года конкурсной комиссией была проведена процедура рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе, по итогам которой подписан протокол, присутствующими на заседании членами комиссии.
В соответствии с указанным протоколом заявки 2 участников закупки ООО "Инженерный центр "Лидер-С" и ОАО "Уралаэрогеодезия" признаны соответствующими требованиям конкурсной документации, заявке участника закупки ООО "Инженерный центр "Лидер-С" присвоен 1 порядковый номер с итоговым рейтингом в 81,72 балла, заявке участника закупки ОАО "Уралаэрогеодезия" присвоен 2 порядковый номер с итоговым рейтингом в 79,00 баллов.
В соответствии с ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать:
9) критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
На основании ч.ч. 1, 4 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта.
В соответствии с п.3 Постановления Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1085 "Об утверждении правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки) оценка - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с п.4 Правил оценки в целях настоящих Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с п. 28 Правил оценки оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного абзацем вторым пункта 11 Правил оценки.
Пунктом 10 Правил оценки установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В силу п.11 Правил оценки для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил оценки в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Согласно п. 29 Правил оценки для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.
В п. 25 конкурсной документации заказчик установил для оценки заявок 3 критерия: цена контракта (величина значимости 60%), качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки (качество услуг) (величина значимости 30%), квалификация участника конкурса (величина значимости 10%)
В отношении нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки (качество услуг)" установлено, что для оценки будет рассмотрена информация по:
- описанию технологии,
- методов выполнения работ,
- предложения по контролю качества за выполненными работами,
- предложения по организации взаимодействия с заказчиком.
Заявка, в которой, по мнению комиссии, предложен лучший вариант качества работы, получает 100 баллов.
Заявка, в которой, по мнению комиссии, предложен худший вариант качества работы, получает 0 баллов.
Остальные заявки получают от 1 до 99 баллов соответственно.
В отношении нестоимостного критерия оценки "квалификация участника конкурса" установлено, что опыт работы участника - выполнение работ по аналогичному объекту закупки: "Разработка проекта "Внесение изменений в Генеральный план" (74.20.51.000) (предоставление копий исполненных контрактов данной организации за последние три года до момента подачи заявки на конкурс). При этом цена одного из контрактов должна составлять не менее чем двадцать процентов цены, по которой участником закупки предложено заключить контракт по итогам данного конкурса.
Заявка, в которой, по мнению комиссии, предложено наибольшее количество зарегистрированных в реестре контрактов, получает 100 баллов.
Заявка, в которой, по мнению комиссии, предложено наименьшее количество зарегистрированных в реестре контрактов, получает 0 баллов.
Остальные заявки получают от 1 до 99 баллов соответственно.
Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (ч.1 ст. 8 Закона о контрактной системе).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (ч. 1 ст. 8 Закона о контрактной системе).
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что присвоение баллов при оценке качества услуг на основе представленной информации в заявке на участие в открытом конкурсе может привести к нарушению принципа обеспечения конкуренции. Исходя из порядка оценки, установленного в конкурсной документации, лучшее предложение по данному критерию - это лучший вариант описания участников закупки оказываемых услуг (описание технологии, методов выполнения и т.д.)
Между тем, отсутствует однозначность, каким образом участником закупки должно быть исполнено данное описание, его форма, что значит лучший вариант, худший вариант описания участников закупки оказываемых услуг, каким образом по данному предложению может быть оценено качество услуг по разработке проекта "Внесение изменений в Генеральный план города Первоуральск Свердловской области, объем оказанных услуг определен техническим заданием на конкурс" и раскрыто содержание соответствующего критерия оценки, каким образом членами комиссии будут присваиваться баллы по данному критерию оценки.
Также, Комиссия приходит к выводу, что присвоение баллов при оценке квалификации участника на основе представленных копий исполненных контрактов в заявке на участие в открытом конкурсе может привести к нарушению принципа обеспечения конкуренции, так как отсутствует шкала присвоения количества баллов за определенное количество копий исполненных контрактов.
На основании вышеизложенного, в действиях заказчика выявлены нарушения ч. 8 ст. 32, п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе и п. 28 Правил оценки.
В данных действиях заказчика содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.7.30 КоАП РФ.
Конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации (ч. 5 ст.53 Закона о контрактной системе).
Пунктом 20 Правил оценки установлено, что оценка по нестоимостным критериям (показателям), за исключением случаев оценки по показателям, указанным в подпунктах а и в пункта 25 настоящих Правил, и случаев, когда заказчиком установлена шкала оценки, осуществляется в порядке, установленном пунктами 21 - 24 настоящих Правил.
Комиссией установлено, что количество баллов, присуждаемое по критерию "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки (качество услуг)" рассчитано по формуле, указанной в протоколе от 19 мая 2015 г., а именно:
, где:
КЗ - коэффициент значимости показателя,
в случае если используется один показатель, КЗ=1,
Ki - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается, Kmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки.
Таким образом, в нарушение ч. 5 ст. 53 Закона о контрактной системе, п. 20 Правил оценки количество баллов, присуждаемое по критерию "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки (качество услуг)" рассчитано по формуле, указанной в протоколе от 19 мая 2015 года, при этом положениями конкурсной документации ее применение не предусмотрено.
За нарушение порядка рассмотрения и оценки таких заявок, окончательных предложений участников закупки, установленного конкурсной документацией предусмотрена административная ответственность по ч. 2 ст.7.30 КоАП РФ
Вместе с тем, в соответствии с ч. 6. ст. 106 Закона о контрактной системе рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе, в запросе предложений, окончательных предложений в соответствии с указанными в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона критериями оценки этих заявок, окончательных предложений, т.е. качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки, а также квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Таким образом, обжалование таких результатов должно осуществляться участниками закупок только в судебном порядке.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ОАО "Уралаэрогеодезия" признать обоснованной.
2. В действиях заказчика в лице Администрации городского округа Первоуральск (Управление архитектуры и градостроительства), уполномоченного органа в лице Администрации городского округа Первоуральск выявлены нарушения ч. 8 ст. 32, п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе, п. 20, 28 Правил оценки.
3. В действиях уполномоченного органа в лице Администрации городского округа Первоуральск, его комиссии выявлены нарушения ч. 5 ст. 53, п. 20 Правил оценки.
4. Заказчику в лице Администрации городского округа Первоуральск (Управление архитектуры и градостроительства), уполномоченного органа в лице Администрации городского округа Первоуральск выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы дела должностному лицу Свердловского УФАС России, уполномоченному осуществлять производство по делам об административных правонарушениях по ч. 4, 2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 28 мая 2015 г. N 707-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.06.2015