Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 4 июня 2015 г. N 749-з
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе:
Шумковой М.Г. - заместителя начальника отдела контроля закупок, председателя Комиссии,
Мурашко Е.Н. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, председателя Комиссии,
Алиева В.А. - специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
при участии представителей:
- заказчика в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Свердловская областная клиническая больница N 1" - В. Д. Гришина (доверенность б/н от 23.04.2013 г.), Кониной А. А. (доверенность б/н от 04.07.2014 г.),
- уполномоченного органа в лице Департамента государственных закупок Свердловской области - А.В. Безносовой (доверенность N 4 от 16.03.2015),
- заявителя в лице ООО "ТК "СМК" - Я.В. Гусевой (доверенность N 20 от 26.05.2015 г.),
рассмотрев жалобу ООО "ТК "СМК" (620042, г. Екатеринбург, ул. Бакинских Комиссаров, 107-35) на действия (бездействие) заказчика в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Свердловская областная клиническая больница N 1" (620102, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Волгоградская, 185), уполномоченного органа в лице Департамента государственных закупок Свердловской области (620004, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Малышева, 101), его комиссии при проведении закупки путем проведения электронного аукциона (извещение N 0162200011815000654) на поставку круп на 2 полугодие 2015 г, и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 г N 44 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту -Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Свердловское УФАС России поступила жалоба ООО "ТК "СМК" (вх. N 01-10937 от 28.05.15г.) на действия заказчика в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Свердловская областная клиническая больница N 1", уполномоченного органа в лице Департамента государственных закупок Свердловской области, его комиссии при проведении закупки путем проведения электронного аукциона (извещение N 0162200011815000654) на поставку круп на 2 полугодие 2015 г, соответствующая требованиям статьи 105 Закона о контрактной системе.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 106 Закона о контрактной системе.
Заявитель ООО "ТК "СМК" в своей жалобе указал, что аукционная комиссия в нарушение ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе приняла решение о несоответствии первой части заявки требованиям, установленным аукционной документацией. Заявитель жалобы пояснил, что в своей заявке ООО "ТК "СМК" указало действующие нормативные акты, согласно которых производятся товары и в соответствии, с которыми оформлены документы.
Представители заказчика, уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились, и просили признать жалобу необоснованной.
Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области пришла к следующим выводам:
27.04.2015 года на официальном сайте опубликовано извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0162200011815000654 и документация об аукционе.
Начальная максимальная цена контракта составила - 1 091 914,26 рублей.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N 0162200011815000654-1 от 21.05.2015 было подано 3 заявки. Заявка заявителя отклонена - "на основании п. 2 ч. 4 ст. 67 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ по причине несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе. В сведениях участника указано в позиции "Макаронные изделия высшего сорта" указано - из муки группы А, ГОСТ Р 51865-2010, тогда как в соответствии с Частью II "Описание объекта закупки" требовалось указать два ГОСТа, а именно: ГОСТ Р 51865-02 ,51865-2010 2) В позиции "Крупа гречневая ядрица ГОСТ Р 55290-2012, доброкачественное зерно 98,4 %,сорная примесь 0,5%", тогда как в соответствии с Частью II "Описание объекта закупки" требовалось указать два ГОСТа, а именно: ГОСТ Р 55290-2012, ГОСТ 5550-74".
Относительно доводов заявителя, Комиссия Свердловского УФАС России приходит к следующему выводу:
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информации требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Заказчик в п. 14.1 информационной карты аукционной документации установил, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию: конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В ч. 2 аукционной документации заказчик установил технические характеристики к поставляемому товару, в том числе:
Наименование продукта |
Дополнительные технические характеристики |
Ед. измерения |
Количество |
График поставки |
Макаронные изделия не ниже первого сорта |
из муки группы А, ГОСТ Р 51865-02 ,51865-2010 |
кг |
4728,0 |
1 раз в неделю, время доставки с 8 до 13 часов, объем заявки 200-250 кг |
Крупа гречневая ядрица |
ГОСТ Р 55290-2012,ГОСТ 5550-74, доброкачественное зерно не менее 98,4 %,сорная примесь не более 0,5% |
кг |
4041,0 |
1 раз в неделю по заявке, время доставки с 8 до 13 часов, объем заявки 200-250 кг |
Данное требование заказчиком установлено в соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе Участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
В заявке заявителя ООО "ТК "СМК" с защищенным номером 3542227 в составе первой части заявки указано, что наименование товара "Макаронные изделия высшего сорта" соответствует характеристикам "из муки группы А, ГОСТ Р 51865-2010". Вместе с тем заказчиком в ч. 2 аукционной документации установлено требование соответствия данного ГОСТ Р 51865-02 , ГОСТ 51865-2010.
В заявке участника закупки ООО "ТК "СМК" с защищенным номером 3542227 в составе первой части заявки указано, что наименование товара "Крупа гречневая ядрица" соответствует ГОСТ Р 55290-2012. Вместе с тем заказчиком в ч. 2 аукционной документации установлено требование соответствия данного товара ГОСТ Р 55290-2012, ГОСТ 5550-74.
Комиссия Свердловского УФАС России рассмотрев документы первой части заявки участника закупки с защищенным номером 3542227 приходит к выводу о том, что в характеристиках, указанных ООО "ТК "СМК" отсутствует указание на соответствие товаров требованиям ГОСТ Р 51865-02, ГОСТ 5550-74, что не соответствует требованиям документации об электронном аукционе.
Таким образом, комиссией уполномоченного органа принято правомерное решение об отказе в допуске к участию в электронном аукционом заявки участника ООО "ТК "СМК".
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Согласно статье 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" под стандартом понимается документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг.
В соответствии со статьей 13 и пунктами 1, 2 статьи 15 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" к документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относятся:
- национальные стандарты;
- правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;
- применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;
- стандарты организаций;
- международные стандарты, региональные стандарты, региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств, зарегистрированные в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов;
- надлежащим образом заверенные переводы на русский язык международных стандартов, региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств, принятые на учет национальным органом Российской Федерации по стандартизации;
- предварительные национальные стандарты.
В соответствии с ч. 1 Приказа Росстандарта от 30.11.2010 N 657-ст "О введении в действие межгосударственного стандарта" введен в действие с 1 января 2012 г. для добровольного применения в Российской Федерации в качестве национального стандарта Российской Федерации ГОСТ 51865-2010 "Изделия макаронные. Общие технические условия", взамен ГОСТ Р 51865-2002 "Изделия макаронные. Общие технические условия".
В соответствии с ч. 1 Приказа Росстандарта от 29.11.2012 N 1687-ст "О введении в действие межгосударственного стандарта" введен в действие с 1 июля 2013 г. для добровольного применения в Российской Федерации в качестве национального стандарта Российской Федерации ГОСТ 31743-2012 "Изделия макаронные. Общие технические условия". Частью 2 Приказа Росстандарта от 29.11.2012 N 1687-ст "О введении в действие межгосударственного стандарта" отменено действие национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51865-2010 "Изделия макаронные. Общие технические условия" с 15 февраля 2015 года.
Таким образом, на момент публикации извещения в единой информационной системе заказчиком ГОСТ Р 51865-02, ГОСТ Р 51865-12 являлись недействующими.
Кроме того, установленные обстоятельства свидетельствуют о том, что перечисленные в техническом задании ГОСТ Р 51865-02, ГОСТ Р 51865-12 на товар "Макаронные изделия не ниже первого сорта" являются взаимоисключающими и не могут применяться в совокупности. Таким образом, установленное требование о соответствии товара двум ГОСТам не позволяет участнику закупки определить конкретный товар и предложить в заявке тот товар, который необходим заказчику.
Также заказчиком в нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено требование о соответствии поставляемого товара "Макаронные изделия не ниже первого сорта" недействующим ГОСТам, что ограничивает законные права и интересы участников закупки, производящих товар в соответствии с действующим ГОСТ 31743-2012 "Изделия макаронные. Общие технические условия".
В соответствии с Приказом Росстандарта от 29.11.2012 N 1471-ст "О введении в действие межгосударственного стандарта" введен в действие с 1 января 2014 г. для добровольного применения в Российской Федерации в качестве национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 55290-2012 "Крупа гречневая. Общие технические условия", взамен ГОСТ 5550-74 "Крупа гречневая. Технические условия".
Таким образом, заказчиком в техническом задании аукционной документации в нарушение п. 1, 2 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе установлены характеристики поставляемого товара "Крупа гречневая ядрица" на соответствие ГОСТ Р 55290-2012, ГОСТ 5550-74, которые являются взаимоисключающими и не могут применяться в совокупности. Таким образом, установленное требование о соответствии товара двум ГОСТам не позволяет участнику закупки определить конкретный товар и предложить в заявке тот товар, который необходим заказчику.
Неконкретно сформированные требования к товару, не позволяют участнику закупки определить каким стандартом он должен руководствоваться при представлении товара к заказчику в соответствии с техническим заданием, что нарушает объективное описание объекта закупки и свидетельствует о нарушении заказчиком положений п. 1, 2 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи предусмотрена административная ответственность.
На основании вышеизложенного и руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, ч. 8 ст. 106 Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "ТК "СМК" признать необоснованной.
2. В действиях заказчика в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Свердловская областная клиническая больница N 1" признать нарушение п. 1, 2 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. В действиях уполномоченного органа в лице Департамента государственных закупок Свердловской области, его комиссии нарушений законодательства о контрактной системе не выявлено.
4. Выдать заказчику в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Свердловская областная клиническая больница N 1", уполномоченному органу в лице Департамента государственных закупок Свердловской области, его комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
5. Передать материалы дела должностному лицу Свердловского УФАС России, уполномоченному осуществлять производство по делам об административных правонарушениях по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии М.Г. Шумкова
Члены Комиссии Е. Н. Мурашко
В.А. Алиев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 4 июня 2015 г. N 749-з
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.06.2015