Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области от 1 июля 2015 г. N 90/15-ГЗ/Ж
Комиссия Смоленского УФАС России по контролю в сфере закупок, в составе:
Председатель Комиссии: |
- Н.А. Акжитова |
- Руководитель Смоленского УФАС России; |
Заместитель Председателя Комиссии: |
- В.П. Епейкин |
- начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Смоленского УФАС России; |
Член Комиссии: |
- А.Н. Купренкова |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Смоленского УФАС России; |
при участии представителей:
от ответчика (муниципального заказчика): Соколова Владимира Валентиновича - представителя Администрации МО "Вяземский район" (доверенность N 45 от 15.04.2015);
от заявителя: Родионовой Татьяны Александровны (доверенность б/н от 13.06.2015);
в целях осуществления возложенных на Комиссию Смоленского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) (приказ Смоленского УФАС России от 09.01.2014 N 01) функций по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки во исполнение положений ст.106 Федерального закона от05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), рассмотрев поступившую в адрес Смоленского УФАС России жалобу общества с ограниченной ответственностью "Открытая студия архитектуры и урбанистики" (ООО "ОСА") (вх. N 1369/03 от 24.06.2015) на действия Единой комиссии, муниципального заказчика Администрации муниципального образования "Вяземский район" Смоленской области (далее - Администрация МО "Вяземский район") при проведении запроса котировок на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по проведению топографической съемки, межеванию земельных участков с постановкой их на государственный кадастровый учет, разработке проекта планировки территории совмещенного с проектом межевания территории для линейного объекта "Межпоселковый газопровод высокого давления от с. Туманово до д. Успенское Вяземского района Смоленской области" в объемах согласно техническому заданию (извещение N 0163300025015000353),
УСТАНОВИЛА:
Из жалобы ООО "ОСА" (далее также - заявитель, Общество), озвученной в ходе заседания Комиссии Смоленского УФАС России по контролю в сфере закупок представителем заявителя, следует, что Единой комиссией по результатам рассмотрения и оценки котировочных заявок, отраженным в протоколе N 16 К-15 от 17.06.2015, до участия в запросе котировок были допущены участники, не соответствующие требованиям документации.
В пункте 16 документацииуказано требование к составу заявки: "документы, подтверждающие соответствие предлагаемых участником запроса котировок товара, работы или услуги условиям допуска, запретам на допуск, ограничениям допуска в случае, если такие условия, запреты, ограничения установлены заказчиком в извещении о проведении запроса котировок в соответствии со статьей 14 Закона N 44-ФЗ, либо заверенные копии данных документов".
Кроме того, подготовка схем планировочной организации земельного участка трасс линейных объектов, сведений о наружных сетях инженерно-технического обеспечения, создание и обоснование инженерно-топографических планов в масштабах 1:2000 - 1:5000, в том числе в цифровой форме, съемка подземных коммуникаций и сооружений в составе инженерно-геодезических изысканий входит в "Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства", утвержденный приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624.
В соответствии с частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.
По мнению представителя заявителя, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ для выполнения работ, являющихся предметом запроса котировок, необходимо наличие Свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ в области подготовки проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Представитель заявителя полагает, что при проведении вышеуказанного запроса котировок в нарушение положений части 7 статьи 78 Закона N 44-ФЗ не обоснованно допущены до участия в запросе котировок участники, которые не соответствуют требованиям документации запроса котировок и заявки которых не соответствуют пункту 6 части 3 статьи 73 Закона N 44-ФЗ.
Кроме того, входе рассмотрения жалобы заявителя его представитель указал, что при проведении данного запроса котировок заказчик должен был в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ установить в извещении требование о наличии вышеуказанного свидетельства СРО у участников запроса котировок.
С учетом изложенного в связи с тем, что нарушены права ООО "ОСА", представитель заявителя просит признать жалобу обоснованной, провести соответствующую проверку и выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем отмены запроса котировок и проведения его заново, внеся в извещение требование о наличии у участников запроса котировок свидетельстваСРО.
Представитель заявителя с доводами жалобы не согласился.Сославшись на опубликованные в "Системе Консультант Плюс" разъяснения, подготовленные специалистами Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, в соответствии с которыми требовать от участника запроса котировок документы, указанные представителем заявителя, не допускается, полагает, что в действиях Единой комиссии при проведении запроса копирок отсутствуют нарушения Закона N 44-ФЗ и просит признать жалобу необоснованной.
В ходе рассмотрения жалобы ООО "ОСА" и проведенной в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона N 44-ФЗ внеплановой проверки, Комиссией Смоленского УФАС России по контролю в сфере закупок установлено следующее.
Извещение о проведении вышеуказанного запроса котировок размещено 04.06.2015 на официальном сайте http://zakupki.gov.ru.
Начальная (максимальна) цена контракта - 499 000 руб., 00 коп., в связи с чем осуществление закупки путем проведения запроса котировок соответствует требованиям Закона N 44-ФЗ.
В соответствии с Протоколом N 16 К-15 заседания Единой комиссии по рассмотрению и оценке заявок на участие в запросе котировок (N 0163300025015000353) от 17.06.2015 на участие в запросе котировок подано 7 заявок. Заявки всех участников признаны соответствующими требованиям, установленным муниципальным заказчиком в извещении о запросе котировок.
Комиссия Смоленского УФАС России пришла к выводу о необоснованности доводов, изложенных в жалобе Общества исходя из следующего.
Требования, предъявляемые к извещению о проведении запроса котировок, установлены в части 1 статьи 73 Закона N 44-ФЗ.
Пунктом 1 части 1 данной статьи предусмотрены требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены такими участниками в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ, равно как и требование, предъявляемое к участникам запроса котировок в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 данного Федерального закона.
При этом Котировочная заявка должна содержать исчерпывающий перечень информации и документов, предусмотренный частью 3 статьи 73 Закона N 44-ФЗ. Согласно части 4 данной статьи закона требовать от участника запроса котировок предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частью 3 данной статьи информации и документов, не допускается.
Таким образом, заказчик не вправе устанавливать в извещении о проведении запроса котировок требование о представлении участником закупки в заявке копи не предусмотренных частью 3 статьи 73 Закона N 44-ФЗ документов. Котировочная комиссия также не вправе отклонять заявку за непредставление участником закупки копии таких документов в составе заявки.
Комиссией Смоленского УФАС России установлено, что в пункте 2 раздела "Преимущества и требования к участникам" извещения о проведении запроса котировок указано: "Единые требования к участникам (в соответствии с пунктом 1 части 1 Статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ). Дополнительная информация к требованию отсутствует".
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает, в том числе, требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
К таким требованиям относится, в частности, требование к участнику закупки о наличии у него специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Комиссия Смоленского УФАС России установила, что заказчиком не предусмотрены требования к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ, поскольку в извещении N 0163300025015000353 сведений о каких-либо специальных разрешениях, которые должны иметь участники запроса котировок, не содержится.
В соответствии с частью 7 статьи 78 Закона N 44-ФЗ котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в запросе котировок, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, либо предложенная в таких заявках цена товара, работы или услуги превышает начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок, или участником запроса котировок не предоставлены документы и информация, предусмотренные частью 3 статьи 73 данного Федерального закона. Отклонение заявок на участие в запросе котировок по иным основаниям не допускается.
С учетом изложенного Комиссия Смоленского УФАС России пришла к выводу о том, что в соответствии с указанной правовой нормой у Единой комиссии муниципального заказчика отсутствовали основания для отклонения заявок участников запроса котировок в связи с несоответствием этих участников предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ требованиям к участникам запроса котировок.
Кроме того Комиссией установлено, что помимо извещения на официальном сайте http://zakupki.gov.ru заказчиком размещена "Документация", в соответствии с пунктом 16 которой заявка на участие в запросе котировок должна содержать документы, подтверждающие соответствие предлагаемых участником запроса котировок товара, работы или услуги условиям допуска, запретам на допуск, ограничениям допуска в случае, если такие условия, запреты, ограничения установлены заказчиком в извещении о проведении запроса котировок в соответствии со статьей 14 Закона N 44-ФЗ, либо заверенные копии данных документов.
Изучив извещение о проведении запроса котировок N 0163300025015000353 Комиссия Смоленского УФАС России пришла к выводу о том, что условия, запреты, ограничения в соответствии со статьей 14 Закона N 44-ФЗ заказчиком в извещении о проведении запроса котировок не установлены. Следовательно, у участников запроса котировок отсутствовала обязанность предоставлять в составе своих заявок документы, предусмотренные пунктом 6 части 3 статьи 73 Закона N 44-ФЗ.
С учетом изложенного довод заявителя о несоответствии заявок участников запроса котировок требованиям, предусмотренным данным пунктом закона, признан Комиссией не состоятельным.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Смоленского УФАС России также установлено, что в пункте 1 раздела "Преимущества и требования к участникам" извещения о проведении запроса котировок в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ содержится требование об отсутствии в предусмотренном Федеральным законом N 44-ФЗ реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, очленах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица. Дополнительная информация к требованию отсутствует".
В связи с тем, что каких-либо условий о предоставлении в котировочной заявке документов, подтверждающих соответствие участника закупки данному требованию, извещение не содержит, Комиссия Смоленского УФАС России по контролю в сфере закупок пришла к выводу о соответствии указанного пункта извещения положениям частей 3 и 4 статьи 78 Закона N 44-ФЗ.
Комиссией установлено, что сведения об одном из участников запроса котировок - ООО "Восток-Сервис" содержатся в Реестре недобросовестных поставщиков, размещенном на официальном сайте http://zakupki.gov.ru.
Вместе с тем, в соответствии с частью 7 статьи 78 Закона N 44-ФЗ отклонение заявки участника закупки в связи с несоответствием его требованиям, предъявляемым к участникам запроса котировок в соответствии пунктом 1 частью 1.1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ, не допускается.
С учетом изложенного Комиссия Смоленского УФАС России по контролю в сфере закупок пришла к выводу о том, что у Единой комиссии не имелось оснований для отклонения заявок участников запроса котировок в связи с несоответствием этих участников требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок N 0163300025015000353.
Вместе с тем, частью 8 статьи 31 Законом N 44-ФЗ предусмотрено, что комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие участников закупок требованиям, указанным в пункте 1 части 1 и части 1.1 (при наличии таких требований) данной статьи.
В случае если комиссия по осуществлению закупок или заказчик обнаружат, что участник закупки, в том числе победитель запроса котировок, не соответствует требованиям, указанным в частях 1 и1.1 статьи 31 данного закона (при наличии таких требований), или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям, то такой участник должен быть отстранен от участия в запросе котировок или заказчик должен отказаться от заключения контракта с таким участником в порядке, установленном частями 9 и 11 статьи 31 Закона N 44-ФЗ.
Принимая во внимание, что сведения, содержащиеся в Реестре недобросовестных поставщиков, находятся в открытом доступе, Комиссия Смоленского УФАС России полагает, что Единая комиссия заказчика могла и должна была проверить соответствие участников закупки требованиям, установленным в пункте 1 раздела "Преимущества и требования к участникам" извещения о проведении запроса котировок, и по результатам такой проверки участник закупки - ООО "Восток-Сервис" должен быть отстранен от участия в запросе котировок N 0163300025015000353. Однако этого сделано не было.
Таким образом, в действиях Единой комиссии муниципального заказчика содержатся нарушения частей 8 и 9 статьи 31 Закона N 44-ФЗ.
Учитывая, что ООО "Восток-Сервис" предложил самую высокую цену контракта, выявленное нарушение не повлияло и не могло повлиять на результаты запроса котировок.
Комиссией Смоленского УФАС России установлено, что помимо ООО"Восток-Сервис"на участие в запросе котировок подано еще 6 заявок участников закупки: ООО "Казачий земельный центр", ООО "ГеоКадастр", , ООО "Группа компаний "Смарт Бизнес", ООО "МФЦ "БИНОМ", ООО "ДИМЕТРА", ООО "ОСА".
Изучив данные заявки, Комиссия пришла к выводу о том, что все они соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок.
Комиссией также установлено, что доводы представителя заявителя о том, что заказчик должен был в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ установить в извещении о проведении запроса котировок требование о наличии у участников закупки свидетельства СРО, касаются положений документации о закупке.
В соответствии с частью 3 статьи 105 Закона N 44-ФЗ жалоба на положения документации о закупке может быть подана любым участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц до окончания установленного срока подачи заявок.
Согласно извещению N 0163300025015000353 срок подачи заявок завершился 17.06.2015. Следовательно, срок обжалования положений документации о закупке на момент подачи жалобы ООО "ОСА" истек.
Изучив все материалы по жалобе, выслушав представителей ответчика и заявителя, руководствуясь ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Смоленского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ОСА" на действия Единой комиссии, муниципального заказчика Администрации муниципального заказчика "Вяземский район" Смоленской области при проведении запроса котировок на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по проведению топографической съемки, межеванию земельных участков с постановкой их на государственный кадастровый учет, разработке проекта планировки территории совмещенного с проектом межевания территории для линейного объекта "Межпоселковый газопровод высокого давления от с. Туманово до д. Успенское Вяземского района Смоленской области" в объемах согласно техническому заданию (извещение N 0163300025015000353) необоснованной.
2. Признать в действиях Единой комиссии муниципального заказчика - Администрации МО "Вяземский район" нарушения частей 8 и 9 статьи 31 Закона N 44-ФЗ.
3. Предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать, так как они не повлияли и не могли повлиять на результаты запроса котировок.
4. Доводы представителя заявителя о том, что заказчик должен был в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ установить в извещении о проведении запроса котировок требование о наличии у участников закупки свидетельства СРО, не рассматривать, так как срок подачи жалобы на положения документации о закупке истек.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель Комиссии: |
______________________ |
Н.А. Акжитова |
Заместитель Председателя Комиссии: |
_____________________ |
В.П. Епейкин |
Член Комиссии: |
_____________________ |
А.Н. Купренкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области от 1 июля 2015 г. N 90/15-ГЗ/Ж
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.07.2015