Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 23 июня 2015 г. N РЗ-87/15
Резолютивная часть решения оглашена "19"июня 2015 года.
В полном объеме решение изготовлено "23" июня 2015 года.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Тамбовское УФАС России) в составе:
председатель - руководитель управления - Гречишникова Е.А.,
члены комиссии:
заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Колодина Н.Н.,
заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В.,
специалист - эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Абанкин А.А.,
в присутствии представителей:
Тамбовского областного государственного казенного учреждения социального обслуживания населения "Центр социальной помощи семье и детям "Дом милосердия",
комитета государственного заказа Тамбовской области,
ООО "Элмед",
рассмотрев жалобуООО "Элмед" (далее - Заявитель) на действияТамбовского областного государственного казенного учреждения социального обслуживания населения "Центр социальной помощи семье и детям "Дом милосердия"при проведении электронного аукциона N 0164200003015002480и проведя в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон оконтрактной системе) внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
Комитет государственного заказа Тамбовской области (далее - Уполномоченный орган) 29.05.2015 опубликовал на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке ОАО "Единая электронная торговая площадка" http://roseltorg.ru извещение N 0164200003015002480 о проведении электронного аукциона на поставку слуховых аппаратов для инвалидов Тамбовской области (далее - Аукцион).
Начальная максимальная цена контракта составляет - 1 554 573,29 рубля.
Заказчик - Тамбовское областное государственное казенное учреждение социального обслуживания населения "Центр социальной помощи семье и детям "Дом милосердия". Уполномоченный орган - комитет государственного заказа Тамбовской области. Оператор электронной торговой площадки - ОАО "Единая электронная торговая площадка".
ООО "Элмед", считая документацию об электронном аукционе не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе, обратилось с жалобой в Тамбовское УФАС России. В качестве доводов жалобы Заявитель указал следующее:
- в проекте контракта не указан конкретный срок окончания его действия;
- получатели должны будут производить настройку слуховых аппаратов за свой счет, т.к. в документации этого не предусмотрено;
- в расчете начальной максимальной цены контракта и в аукционной документации не сказано н не учтено, что Поставщик понесет дополнительные расходы по повторной доставке Товара, в случае если Получатель товара по указанному в реестре адресу не проживает;
- Заказчиком установлены ограничения допуска товаров иностранного происхождения без возможности поставки в рамках аукциона товара российских производителей.
Заказчик и Уполномоченный органс доводами жалобы не согласились, считая их необоснованными.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев представленные материалы, доводы заявителя, возражения Заказчика и Уполномоченного органа, установила следующее.
В соответствии с ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, объективность описания закупки в соответствии с совокупностью вышеуказанных норм Закона о контрактной системе заключается в установлении Заказчиком таких требований к закупаемым товарам, которые позволяют определить его соответствие потребностям Заказчика, и при этом являются объективными, не ограничивающими количество участников закупки.
1. Довод Заявителя о том, что в документации электронного аукциона не указан конкретный срок окончания действия контракта, что делает невозможным предоставление в качестве обеспечения исполнения контракта банковской гарантии, срок действия которой должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц, комиссией Тамбовского УФАС России признается необоснованным, в связи со следующим.
В соответствии с п.п. 10.1 п. 10 "Срок действия Контракта" проекта контракта документации электронного аукциона:"Контракт вступает в силу со дня его подписания обеими Сторонами и действует до полного исполнения Сторонами обязательств по Контракту".
В соответствии с ч. 1 ст. 314 Гражданского кодекса Российской Федерации ("Срок исполнения обязательств") если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения либо период, в течение которого оно должно быть исполнено (в том числе в случае, если этот период исчисляется с момента исполнения обязанностей другой стороной или наступления иных обстоятельств, предусмотренных законом или договором), обязательство подлежит исполнению в этот день или соответственно в любой момент в пределах такого периода.
Обязательства сторон установлены в п.п 1.1 п. 1 "Предмет контракта" проекта контракта документации электронного аукциона, а именно: "Поставщик обязуется поставить инвалидам Тамбовской области (далее - Получатели) слуховые аппараты (далее - Товар), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар на условиях, предусмотренных Контрактом, извещением об осуществлении закупки (приглашением принять участие в определении поставщика), документацией о закупке, заявкой (окончательным предложением) Поставщика (участника закупки)".
Согласно п.п. 5.10 п. 5 "Порядок и срок приемки Товара. Порядок и срок оформления результатов приемки" проекта контракта документации электронного аукциона: "Моментом исполнения обязательств Поставщика по поставке Товара считается факт передачи Товара Получателям, что подтверждается Актом приема - передачи Товара Получателю и сводного реестра выдачи Товара Получателям, подписанных обеими Сторонами без претензий".
В соответствии с п.п. 3.4 п. 3 "Порядок и срок оплаты Товара" проекта контракта: "Заказчик производит безналичный расчет с Поставщиком в течение 15 (пятнадцати) банковских дней с момента подписания Сторонами Акта выверки расчетов за период и предоставления Поставщиком счета, счета - фактуры (при наличии), акта приема-передачи Товара Получателю (приложение N 2 к контракту), сводного реестра выдачи товара Получателям (приложение N 3 к контракту), отрывных талонов к Направлениям".
Поставщик выставляет Заказчику счет и документы, подтверждающие получение товара получателем на оплату за фактически поставленный товар, не позднее 10 сентября 2015 года.
Таким образом, максимальный срок действия контракта зависит непосредственно от самого поставщика и составляет: 10.09.2015 + 15 банковских дней.
Следовательно, подрядчик имеет возможность рассчитать срок исполнения им контракта и предоставить в качестве обеспечения исполнения контракта банковскую гарантию, срок действия которой будет превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
2.Довод жалобы в части установления Заказчиком ограничения допуска товаров иностранного происхождения без возможности поставки в рамках аукциона товара российских производителей комиссией Тамбовского УФАС России признан необоснованным в связи со следующим.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 N 102 "Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Заказчик обязан установить данное ограничение, так как слуховые аппараты включены в утвержденный указанным постановлением перечень, независимо от того, будет ли применено установленное ограничение при рассмотрении заявок на участие в аукционе или нет.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Законодательство не запрещает Заказчику самостоятельно определять предмет закупки и ее состав в соответствии со своей потребностью в том или ином товаре. При формировании предмета закупки Заказчик не обязан доказывать свою потребность в необходимом к поставке товаре, а участники закупки не вправе в той или иной форме воздействовать на волю Заказчика, как не вправе определять и государственные нужды.
Представители Заказчика в ходе рассмотрения жалобы пояснили, что при описании объекта закупки,прежде всего, руководствовались потребностями конечных получателей закупаемого товара - инвалидов Тамбовской области.
Техническое задание документации электронного аукциона разработано на основании конкретной потребности детей-инвалидов Тамбовской области в слуховых аппаратах, определенной индивидуальными программами реабилитации, разработанными федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.
Врачом отоларингологом-сурдологом ГБУЗ "ТОКБ им. Бабенко" на основании проведенных медицинских исследований (аудиограмм) были даны рекомендации о характеристиках слуховых аппаратов, которые позволят наиболее полно компенсировать потерю слуха у детей-инвалидов. В техническое задание были включены только те характеристики слуховых аппаратов, которые были указаны специалистом.
Отсутствие товара отечественного производства, отвечающего потребностям заказчика, не может свидетельствовать о нарушении заказчиком правил описания объекта закупки в части нарушения принципа импортозамещения. Указанный принцип направлен не на полное вытеснение импортного товара с российского рынка, а прежде всего на стимулирование инновационного развития отечественного производства в целях повышения его конкурентоспособности.
Довод заявителя жалобы о том, что совокупность установленных заказчиком требований к товару указывает на слуховые аппараты, производимые только компанией "Oticon" (Дания), опровергается фактом подачи на участие в аукционе заявки с предложением к поставке также слуховых аппаратов "Avail" (США), полностью отвечающих требованиям заказчика.
Об отсутствии ограничения количества участников закупки со стороны заказчика свидетельствует и факт подачи 4 заявок, по результатам рассмотрения которых все участники закупки были допущены аукционной комиссией к участию в аукционе.
Кроме того, Заявитель не обосновал в чем у него как у поставщика возникает проблема с участием в закупке и предложением товара, отвечающего требованиям технического задания.
3.Доводы Заявителя отом, что "получатели должны будут производить настройку слуховыхаппаратов за свой счет, т.к. в документации этого не предусмотрено" и "в расчете начальной максимальной цены контракта и в аукционной документации не сказано и не учтено, что Поставщик понесет дополнительные расходы по повторной доставке Товара, в случае если Получатель товара по указанному в реестре адресу не проживает" комиссией Тамбовского УФАС России не рассматривались, поскольку в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе Тамбовское УФАС России как контрольный орган не вправе осуществлять проверку обоснованности и целесообразности закупки, а также формирования начальной (максимальной) цены контракта, поскольку это не относится к функциям и полномочиям территориальных антимонопольных органов.
Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что заявитель не обосновал и не представил доказательства тому, что его права и законные интересы при проведении электронного аукциона нарушены тем, что предмет контракта не предусматривает настройку поставляемых слуховых аппаратов.
На основании изложенного комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу о необоснованности доводов, указанных в жалобе.В действиях Заказчика по утверждению документации об аукционе нарушений не установлено.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Тамбовского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобуООО "Элмед"необоснованной.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в арбитражный суд Тамбовской области по адресу: 392000, г. Тамбов, ул. Пензенская, 67/12.
Председатель комиссии Е.А. Гречишникова
Члены комиссии Н.Н. Колодина
В.В. Иванов
А.А. Абанкин
Исп.: А.А. Абанкин тел: 8 (4752) 72-73-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 23 июня 2015 г. N РЗ-87/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.06.2015