Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 8 июня 2015 г. N ВЛ\3101
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Томского УФАС России) в составе: председателя комиссии: | |||
Шевченко В.И., |
руководителя управления; |
||
членов комиссии: | |||
Лосева В.Г., |
врио заместителя начальника отдела контроля закупок; |
||
Константинова В.А., |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок; |
||
Иванова Р.М., |
специалиста 1 разряда отдела контроля закупок, |
||
при участии |
представителей: |
- Заказчика ОГБУЗ "Томский Фтизиопульмонологический медицинский центр" - Жвакиной Т.В.. (доверенность б/н, от 14.01.2015), Параева А.В. (доверенность N11 от 05.06.2015),
Заявитель - ООО "НПК Пожхимзащита", надлежащим образом, уведомленный о времени и месте рассмотрении жалобы представителя не направил, о причинах неявки не сообщил, рассмотрев дело N03-10/75-15, возбужденное по жалобе ООО "НПК Пожхимзащита" на действие Заказчика ОГБУЗ "Томский Фтизиопульмонологический медицинский центр",
УСТАНОВИЛА:
В Томское УФАС России обратилось ООО "НПК Пожхимзащита" (далее - Заявитель) (вх.N2922 от 01.06.2015) с жалобой, поданной в срок и соответствующей ст.105 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон 44-ФЗ), на действия Заказчика при проведении запроса котировок "Поставка газодымозащитных комплектов в 2015 году для нужд ОГБУЗ "ТФМЦ" (извещение N0365200017215000093), (далее - запрос котировок), нарушающие, по мнению Заявителя, законодательство о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В жалобе Заявитель сообщает, что Заказчик в техническом задании указал требования которым, в совокупности, соответствует товар лишь одного производителя - ОАО "Сорбент" (самоспасатель фильтрующий ГЗДК-У) и установил избыточные требования о наличии, у поставляемых самоспасателей, сертификата на соответствие требованиям Федерального закона от 22.07. 2008 N123-ФЗ по ГОСТ Р 53261-2009.Нарушив тем самым ст. 33 Закона 44-ФЗ.
Просит:
1. Приостановить размещение данного заказа .
2. Выдать предписание об устранении допущенных нарушений Закона 44-ФЗ.
Представители Заказчика в заседании Комиссии предоставили письменный отзыв на жалобу и пояснили следующее: генеральный директор 000 "НПК Пожхимзащита" Гвоздев С.В. верно указал на модели и нескольких производителей, . газодымозащитных комплектов, а именно: модель ГДЗК-У производителя ОЛО "Сорбент", Россия, модели ГДЗК, ГДЗК-ЕN производителя ОЛО "ЭХМЗ", Россия. К данным моделям можно добавить модель ParatC производителя Drager, Германия. Рассматриваемые модели соответствуют требованиям, указанным в техническом задании извещения N 0365200017215000093. Скриншоты моделей приложили.
Федеральным законом N123-ФЗ от 22.07.2008 "Технический регламент О требованиях пожарной безопасности" регламентируется обязательное подтверждение соответствия требованиям пожарной безопасности, в том числе средств индивидуальной защиты и спасения граждан (ст. 123, ч.4 ст. 145 Федерального закона 123-ФЗ). Распоряжением правительства N304-р от 10.03.2009 утвержден обязательный стандарт, на соответствие которому сертифицируются фильтрующие самоспасатели, а именно ГОСТ Р 53261-2009.
До даты окончания приема заявок указанного в извещении о проведении запроса котировок (извещение N0365200017215000093 от 26.05.2015) было подано три заявки, а именно: 000 "Всероссийское добровольное пожарное общество", предложен комплект ГДЗК, производитель Россия; 000 "Навигатор-Т", предложен комплект ГДЗК-У, производитель Россия; 000 Торговый Дом "Респект", предложен комплект ГДЗК, производитель Россия.
Заказчик считает, что не нарушил требования ст.33 Закон 44-ФЗ, соответственно жалоба 000 "НПК Пожхимзащита" является необоснованной.
Изучив доводы жалобы 000 "НПК Пожхимзащита", письменного отзыва Заказчика, и заслушав представителей Заказчика, проведя внеплановую проверку на основании ч.15 ст.99 Закона 44-ФЗ всех материалов закупки N0365200017215000093, Комиссия Томского УФАС России установила:
Извещение N0365200017215000093 о проведении запроса котировок опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 26.05.2015.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 88500 (восемьдесят восемь тысяч пятьсот) рублей 00 коп.
Заказчик - ОГБУЗ "Томский Фтизиопульмонологический медицинский центр". Предмет запроса котировок: "Поставка газодымозащитных комплектов в 2015 году для нужд ОГБУЗ "ТФМЦ".
Статьей 1 Закона 44-ФЗ установлено, что данный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, в части, касающейся заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги, в том числе бюджетным учреждением.
В силу части 1 статьи 33 Закона 44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки при необходимости. В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом (часть 3 статьи 33 Закона44-ФЗ).
Из смысла указанной нормы следует, что если указанные в документации о запросе котировок требования к товару не нарушают прямых запретов, установленных в пункте 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, и направлены на определение потребностей заказчика, такие положения документации не могут быть признаны нарушающими требования законодательства.
Статья 33 Закона 44-ФЗ не содержит запрета заказчику устанавливать какие-либо конкретные требования к товару, а также не запрещает заказчику проводить закупку товара, выпускаемого, в том числе единственным поставщиком. Закон также не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара в извещении устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.
При этом установление заказчиком любых параметров, характеристик, требований к товару, работам, услугам может повлечь невозможность принять участие того или иного юридического, физического лица в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), ограничить число участников закупки, поскольку не все поставщики (исполнители) имеют возможность поставить товар, выполнить работу, оказать услугу, соответствующую всем условиям документации о запросе котировок.
Предметом рассматриваемого запроса котировок является право на заключение государственного контракта на поставку газодымозащитных комплектов, а не на изготовление предмета закупки, поэтому участником закупки может выступать любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе и не являющийся производителем требуемого к поставке товара (газодымозащитных комплектов), готовый поставить товар, отвечающий требованиям документации о запросе котировок и удовлетворяющий потребностям заказчика.
Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников закупки.
Согласно правовой позиции, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 N 11017/10 по делу N А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки.
Исходя из положений Закона 44-ФЗ, в торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. Поэтому включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
В данном случае в рамках формирования заказа Заказчик руководствовался существующей потребностью, возникшей в связи с осуществлением им основной деятельности;
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что при описании объектов закупки Заказчиком не использованы товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также иные требования, им указаны необходимые функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики товаров.
Федеральным законом N123-ФЗ от 22.07.2008 "Технический регламент О требованиях пожарной безопасности" регламентируется обязательное подтверждение соответствия требованиям пожарной безопасности, в том числе средств индивидуальной защиты и спасения граждан (ст. 123, ч.4 ст. 145 Федерального закона 123-ФЗ). Распоряжением правительства N304-р от 10.03.2009 утвержден обязательный стандарт, на соответствие которому сертифицируются фильтрующие самоспасатели, а именно ГОСТ Р 53261-2009.
09.12.2011 странами - участницами Таможенного союза утвержден Перечень стандартов, в результате которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение ТР ТС 019/2011. Производители самоспасателей, при прохождении сертификации на соответствие требованиям ТР ТС 019/2001, проводят испытания на соответствие стандартам, указанным в данном Перечне.
В данном Перечне содержатся ссылки на ГОСТ Р 22.9.09-2005 и СТБ 11.14.05-2010, при этом указания на ГОСТ Р 53261-2009 отсутствуют.
Однако СТБ 11.14.05-2010 и ГОСТ Р 53261-2009 содержат одинаковые показатели предельных концентраций опасных веществ при которых должна обеспечиваться защита, в связи с чем, в документации и указано, что время защитного действия должно быть в соответствии с требованием ТР ТС 019/2011 не менее 30 минут при воздействии продуктов горения в концентрациях установленных в ГОСТ Р 53261-2009 и СТБ 11.14.05-2010.
Таким образом требования ГОСТ Р 53261-2009 не противоречат СТБ 11.14.05-2010 и соответственно требованиям ТР ТС 019/2001 т.е. Заказчиком установлено требование в соответствии со стандартами и нормами действующего законодательства
При этом подача заявок тремя хозяйствующими субъектами 000 "Всероссийское добровольное пожарное общество", 000 "Навигатор-Т", 000 Торговый Дом "Респект" свидетельствует о возможности осуществить поставку по заданным параметрам.
Доказательств, свидетельствующих об ограничении количества потенциальных участников закупки, о создании одним участникам закупки преимуществ перед другими, Заявителем не представлено.
Проведя внеплановую проверку, проверив иные действия аукционной комиссии, положения документации об электронном аукционе, в том числе, действия заказчика по установлению требований в документации об электронном аукционе, Комиссия Томского УФАС России не выявила нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 31 ч.1 ст.64, ч.5 ст.66, ч.6 ст.69, ст.99, ст.105, ст.106 Закона 44-ФЗ, Комиссия Томского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу 000 "НПК Пожхимзащита" на действия Заказчика ОГБУЗ "Томский Фтизиопульмонологический медицинский центр" о включении, в документацию о торгах требований по совокупности соответствующих товару определённого производителя и избыточных требований на наличие сертификата соответствия при проведении запроса котировок "Поставка газодымозащитных комплектов в 2015 году для нужд ОГБУЗ "ТФМЦ" (извещение N0365200017215000093) необоснованной.
Председатель комиссии Шевченко В.А.
Члены комиссии Лосев В.Г.
Константинов В.А.
Иванов Р.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 8 июня 2015 г. N ВЛ\3101
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.06.2015