Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 8 декабря 2014 г. N 03-10/192-14
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Томского УФАС России) в составе: председателя комиссии: | |
Алиев Р.А., |
заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок; |
членов комиссии: | |
Ураевой Л.Р., |
заместителя начальника отдела контроля закупок; |
Криворучко А.П., |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок; |
Мамоновой Д.С., |
специалиста-эксперта отдела контроля закупок; |
Гайдамовича И.П., |
специалиста 1 разряда отдела контроля закупок; |
при участии представителей:
заявителя - УМП "Спецавтохозяйство г. Томска" Лузановой Александры Андреевны (доверенность N47 от 10.04.2014),
заказчика - ОГБУЗ "ТОНД" Масунова Владимира Игоревича (доверенность б/н от 08.12.2014), Гутова Дениса Александровича (доверенность б/н от 08.12.2014),
рассмотрев на основании ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон 44-ФЗ) дело N03-10/192-14, возбужденное по жалобе УМП "Спецавтохозяйство г. Томска" на действия заказчика - Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Томский областной наркологический диспансер" при проведении электронного аукциона "Оказание услуг по вывозу и размещению медицинских отходов класса А" (Извещение N036200007414000047 от 26.11.2014),
УСТАНОВИЛА:
03.12.2014 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Томской области обратилось (вх.9020) УМП "Спецавтохозяйство г. Томска" с жалобой на действия заказчика - Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Томский областной наркологический диспансер" (далее - ОГБУЗ ТОНД) при проведении электронного аукциона "Оказание услуг по вывозу и размещению медицинских отходов класса А", нарушающие, по мнению заявителя, положения Закона 44-ФЗ. Жалоба подана должным образом и соответствует требованиям ст.105 Закона 44-ФЗ.
В своей жалобе заявитель указывает на п.1 ч.1 ст.31 Закона 44-ФЗ, согласно которому при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, а также на ч.3 ст.4 Закона N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", согласно которому собственник отходов I-IV класса опасности вправе отчуждать эти отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения этими отходами, если у такого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности.
Заявитель сообщает о том, что в связи с вступлением в силу Закона N9З-ФЗ сбор и использование отходов I-IV класса опасности выведены из перечня лицензируемых видов деятельности. Ранее, Федеральным законом от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" транспортирование отходов I-IV класса опасности выведено из перечня лицензируемых видов деятельности.
Заявитель считает, что с учетом перечисленных изменений, положения, предусмотренные ч.3 ст.4 Закона 89-ФЗ необходимо выполнять в случае отчуждения, передачи отходов собственником отходов другому лицу в целях их обезвреживания и размещения.
Заявитель ссылается на определения из ст.1 Федерального закона N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", согласно которым - размещение отходов это хранение и захоронение отходов, в свою очередь - хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; а захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
Заявитель указывает на техническое задание к контракту, на контракт, а также на документацию и извещение, в которых указано, что аукцион проводится на заключение контракта на оказание услуг по вывозу и размещению медицинских отходов, цена на оказываемые услуги формируется с учетом расходов на затраты по размещению отходов в специально отведенных для этих целей местах, и считает, что указанное влечет установление требований к участникам электронного аукциона о наличии лицензии на размещение отходов. Однако в извещении такое требование не содержится, а в Перечне документов, подтверждающих соответствие участника требованиям, установленным законодательством к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работ, оказание услуги, являющихся объектом закупки - не установлено.
Заявитель сообщает, что на территории муниципального образования "Город Томск" лицензию на размещение медицинских отходов имеет только УМП "Спецавтохозяйство г. Томска".
Заявитель указывает на ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), согласно которой утверждение документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.
Заявитель считает, что действия заказчика, не установившего в документации об электронном аукционе надлежащим образом требования в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работы, оказание услуги, нарушают п.1 ч.1 ст.31 Закона 44-ФЗ и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ и просит признать в действиях заказчика нарушение п.1 ч.1 ст.31, п.1 ч.1 ст.64 Закона 44-ФЗ и отменить электронный аукцион на заключение контракта на оказание услуг по вывозу и размещению медицинских отходов класса А, (извещение N0365200007414000047).
В письменных пояснениях на жалобу (вх.9109 от 05.12.2014) заказчик, а также в ходе рассмотрения дела N03-10/192-14 представители заказчика сообщили, что считают жалобу заявителя необоснованной на основании следующего:
1. Заявитель обжалует действия, как заказчика, так и комиссии, однако, комиссия, в соответствии с требованиями Закона 44-ФЗ, не устанавливает требования к участникам закупки и не утверждает документацию об аукционе. Установление требований к участникам закупки и утверждение документации об аукционе лежит полностью на заказчике.
2. Федеральный закон от 24.06.1998 N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон 89-ФЗ) определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
В соответствии со ст.4.1 Закона 89-ФЗ отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности - I-V.
Согласно ч.2 ст.2 Закона 89-ФЗ отношения в области обращения с отходами лечебно-профилактических учреждений регулируется соответствующим законодательством Российской Федерации.
Деятельность по обращению с медицинскими отходами лечебно-профилактических и медицинских учреждений и специализированных организаций регулируется Федеральным законом от 30.03.1999 N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон 52-ФЗ), Федеральным законом от 21.11.2011 N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон 323-ФЗ), СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами", утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.12.2010 N163 (далее - СанПиНом 2.1.7.2790-10).
Согласно Закону 323-ФЗ и СанПиНу 2.1.7.2790-10 у медицинских отходов существует следующая классификация: А, Б, В, Г, Д. В соответствии с указанной классификацией медицинские отходы класса А являются эпидемиологически безопасными отходами, которые по составу приближены к твердо-бытовым отходам.
Согласно требованиям ч.3 ст.49 Закона 323-ФЗ медицинские отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Транспортирование отходов класса А организуется с учетом схемы санитарной очистки, принятой для данной территории, в соответствии с требованиями санитарного законодательства к содержанию территорий населенных мест и обращению с отходами производства и потребления.
Постановлением администрации г. Томска от 11.11.2009 N111 О "Об организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования "Город Томск" (далее - Постановление 111) на территории г. Томска утвержден регламент обращения с отходами. В п.7.9 указанного регламента установлено, что вывоз отходов и их последующее размещение, осуществляется в местах, определяемых в соответствии с регламентом - территории, специально отведенные в установленном порядке для этих целей органами местного самоуправления муниципального образования "Город Томск" и отвечающие предусмотренным действующим законодательством требованиям (полигон захоронения отходов, свалки и др.).
Согласно требованиям п.2.8 СанПиН 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2001 N16 и введенных в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2001 N16 (далее - СП 2.1.7.1038-01), на полигоны твердых бытовых отходов осуществляется прием твердых отходов лечебно-профилактических учреждений в соответствии с правилами сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений.
Заказчик является лечебно-профилактическим учреждением. Следовательно, к заказчику в полной мере относятся требования по обращению с медицинскими отходами, которые установлены в Законе 52-ФЗ, Законе 323-ФЗ, СанПиНе 2.1.7.2790-10 и иных нормативных актов РФ.
В соответствии с требованиями и условиями аукциона требуется осуществлять вывоз и размещение медицинских отходов класса А. Согласно извещению и документации об аукционе заказчиком не установлено требования к участникам о наличии лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов 1 - IV классов опасности, т.к. медицинские отходы, образующиеся у заказчика являются отходами класса А и не являются опасными отходами I-IV классов, согласно СанПиН 2.1.7.2790-10 и Закона 323-ФЗ.
Требованиями п.30 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон 99-ФЗ) установлено, что лицензированию подлежит лишь деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности.
Таким образом, исходя из описания объекта закупки, законодательство Российской Федерации не устанавливает требование о наличии лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности при оказании услуг по вывозу и размещению медицинских отходов класса А.
В подтверждение факта об отсутствии необходимости включения в извещение и документацию об аукционе требования к участникам закупки о наличии лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности при оказании услуг по вывозу и размещению медицинских отходов класса А, заказчик ссылается на решение комиссии Томского УФАС по делу N03-10/166-11 от 26.12.2011.
На основании изложенного заказчик и его представители просят отказать заявителю в удовлетворении его жалобы.
Изучив доводы жалобы УМП "Спецавтохозяйство г. Томска", заслушав представителей заказчика и заявителя, Комиссия Томского УФАС России установила:
Извещение N036200007414000047 о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе опубликованы на сайте zakupki.gov.ru 26.11.2014.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 180 652,50 руб.
Заказчик - Областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Томский областной наркологический диспансер".
Предмет аукциона: Оказание услуг по вывозу и размещению медицинских отходов класса А.
В силу п.1 ч.1 ст.31 Закона 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с п.30 ч.1 ст.12 Закона 99-ФЗ, деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности относится к лицензируемому виду деятельности, то есть для ее осуществления подрядчик обязан иметь лицензию.
Изучив извещение об электронном аукционе, документацию об электронном аукционе, Комиссия Томского УФАС России установила, что согласно описанию объекта закупки, в том числе, приведенному в техническом задании и контракте, заказчику требуются услуги по вывозу и размещению медицинских отходов класса А.
Согласно Закону 323-ФЗ и СанПиНу 2.1.7.2790-10 медицинские отходы класса А являются эпидемиологически безопасными отходами, которые по составу приближены к твердо-бытовым отходам, то есть такие отходы не относятся к отходам I-IV классов опасности, деятельность по обезвреживанию и размещению которых подлежит лицензированию на основании п.30 ч.1 ст.12 Закона 99-ФЗ.
Комиссия Томского УФАС России пришла к выводу, что, исходя из описания объекта закупки, законодательство Российской Федерации не устанавливает требование о наличии лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности при оказании услуг по вывозу и размещению медицинских отходов класса А, поэтому заказчиком правомерно не установлено в документации об электронном аукционе требования к участникам о наличии лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов 1 - IV классов опасности.
Внеплановая проверка иных действий заказчика при проведении электронного аукциона "Оказание услуг по вывозу и размещению медицинских отходов класса А" (Извещение N036200007414000047 от 26.11.2014) не выявила нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного, руководствуясь, ст.33, ст.64, ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Закона 44-ФЗ, Комиссия Томского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу УМП "Спецавтохозяйство г. Томска" на действия заказчика - Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Томский областной наркологический диспансер" (далее - ОГБУЗ ТОНД) при проведении электронного аукциона "Оказание услуг по вывозу и размещению медицинских отходов класса А" (Извещение N036200007414000047 от 26.11.2014) необоснованной.
Председатель комиссии |
|
Алиев Р.А. |
Члены комиссии: |
|
Ураева Л.Р. |
|
|
Криворучко А.П. |
|
|
Мамонова Д.С. |
|
|
Гайдамович И.П. |
В соответствии с ч.9 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 8 декабря 2014 г. N 03-10/192-14
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.06.2015