Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 8 июня 2015 г. N 116
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), рассмотрев в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе) жалобу ОАО "СОГАЗ" на действия ФГБНУ "Госрыбцентр" и его котировочной комиссии при проведении запроса котировок (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте РФ размещении заказов www.zakupki.gov.ru 0367100026915000061) на право заключения государственного контракта на оказание услуги по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств на период 2015-2016 г.г.(ОСАГО) для нужд Байкальского филиала ФГБНУ "Госрыбцентр",
У С Т А Н О В И Л А:
В Тюменское УФАС России 01.06.2015 г. поступила жалоба заявителя на действия заказчика и его котировочной комиссии при проведении запроса котировок N 0367100026915000061.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Информация о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы размещена на официальном сайте РФ размещении заказов www.zakupki.gov.ru, в адрес заказчика и заявителя направлены уведомления о рассмотрении жалобы.
В этой связи, на основании ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, приказа Тюменского УФАС России от 03.06.2015 г. N 287 "О проведении внеплановой проверки", комиссией Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок проводится внеплановая проверка действий заказчика, котировочной комиссии при проведении запроса котировок N 0367100026915000061.
В рамках проводимой внеплановой проверки по жалобе заявителя у заказчика были затребованы все имеющиеся документы и материалы по проведению вышеуказанного запроса котировок, которые представлены заблаговременно до дня заседания Комиссии.
Согласно жалобе, заявитель не согласен с действиями котировочной комиссии в связи с признанием победителем указанного запроса котировок ООО "Росгострах", поскольку на момент процедуры оценки и сопоставления поступивших котировочных заявок названный участник не соответствовал требованию, предусмотренному п. 1 части 1 статьи 31 Закона о закупки. В качестве обоснования своих доводов заявитель ссылается на то обстоятельство, что Банк России приказом от 26.05.2015 г. N ОД-1155 ограничил действие лицензии ООО "Росгострах" на осуществление обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО), в связи с чем, в настоящее время данная страховая организация не может заключать договоры страхования по указанному виду страхования.
Заказчик с доводами, изложенными в жалобе заявителя не согласился, факт нарушения Закона о контрактной системе не признал, а требования, изложенные в ней, не подлежащими удовлетворению.
Как следует из пояснений заказчика, представленных в материалы дела, действия котировочной комиссии в связи с признанием победителем запроса котировок ООО "Росгострах" не нарушает требований законодательства в сфере закупок, поскольку данный участник закупки на момент проведения оценки и сопоставления заявок соответствовал всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок и направил заявку ранее других заявок на участие в запросе котировок, в которых предложена аналогичная цена.
При этом заказчик указал, что котировочная комиссия на момент проведения оценки и сопоставления заявок 28.05.2015 г. не располагала информацией об издании Банком России приказа БР N ОД-155 ОБ о приостановлении действия лицензии ООО "Росгосстрах" в части оказания услуг ОСАГО. Данная информация фактически начала поступать в средства массовой информации 29.05.2015 г. то есть уже после определения победителя данного запроса котировок и публикации соответствующего протокола на официальном сайте. В свою очередь, 01.06.2015 г. Единой комиссией заказчика на основании ч.9 статьи 31 Закона о контрактной системе было проведено дополнительное заседание по запросу котировок N 0367100026915000061, решением которой ООО "Росгосстрах" было отказано в заключении государственного контракта, как участнику закупки, не соответствующему требованиям извещения о проведении запроса котировок. При этом, победителем был определен участник закупки в лице ОАО "СОГАЗ", подавший заявку следующим после ООО "Росгосстрах".
Исследовав материалы дела, заслушав представителей заявителя и заказчика, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 72 Закона о контрактной системе под запросом котировок понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товарах, работах или услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок и победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта.
На основании пункта 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе, в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии со статьей 31 Закона о контрактной системе.
Как усматривается из материалов дела, ФГБНУ "Госрыбцентр", выступило организатором проведения запроса котировок на право заключения государственного контракта на оказание услуги по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств на период 2015-2016 г.г.(ОСАГО) для нужд Байкальского филиала ФГБНУ "Госрыбцентр" с начальной (максимальной) ценой контракта 22 277,03 рублей.
Информация об электронном аукционе (с документацией об аукционе) 20.05.2015 была размещена на официальном общероссийском сайте размещения заказов в сети Интернет: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0367100026915000061.
В соответствии с частью 2 статьей 4.1 Закона Российской Федерации от 27.11.1999 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" деятельность субъектов страхового дела подлежит лицензированию.
Согласно п.5 статьи 32.6 названного Закона ограничение действия лицензии страховщика означает запрет на заключение договоров страхования по отдельным видам страхования, договоров перестрахования, а также внесение изменений, влекущих за собой увеличение обязательств страховщика, в соответствующие договоры.
В п. 20 извещения о проведении запроса котировок N 0367100026915000061 заказчиком в соответствии со статьей 31 Закона о контрактной системе установлено требование о соответствии участников закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Соответственно, участник закупки, претендующий на заключение государственного контракта с заказчиком на оказания услуг, являющихся объектом закупки, должен соответствовать требованиям, предъявляемым действующим законодательством к данному виду деятельности, то есть обладать действующей лицензией на оказание услуги по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Как установлено частью 7 статьи 78 Закона о контрактной системе, котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в запросе котировок, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, либо предложенная в таких заявках цена товара, работы или услуги превышает начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок, или участником запроса котировок не предоставлены документы и информация, предусмотренные частью 3 статьи 73 настоящего Федерального закона. Отклонение заявок на участие в запросе котировок по иным основаниям не допускается.
Согласно протокола заседания комиссии по рассмотрению и оценке заявок на участие в запросе котировок N 0367100026915000061 от 28.05.2015 г. победителем признано ООО "Росгосстрах", заявка которого поступила ранее других заявок на участие в запросе котировок, в которых предложена такая же цена, как и данного участника.
Исходя из представленных в материалы дела документов не следует, что на момент подачи ООО "Росгосстрах" котировочной заявки, а также в период процедуры оценки и сопоставления заявок на участие в запросе котировок Единая комиссия заказчика располагала информацией о несоответствии данного участника закупки установленным требованиям.
Комиссией установлено, что приказом N ОД-155 ОБ от 26.05.2015 г. (опубликован 27.05.2015 г. в вестнике Банка России N 46 (1642 от 27.05.2015 г.) Центральный банк Российской Федерации (Банк России) ограничил действие лицензии ООО "Росгосстрах" на осуществление обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Вместе с тем заявителем не представлено каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что Единая комиссия заказчика располагала данной информацией на момент рассмотрения заявок на участие в запросе котировок N 0367100026915000061.
В соответствии с ч. 9 ст. 31 Закона о контрактной системе отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1, частях 1.1 и 2 (при наличии таких требований) настоящей статьи, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.
В соответствии с ч. 11 ст. 31 Закона о контрактной системе в случае отказа заказчика от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по основаниям, предусмотренным частями 9 и 10 настоящей статьи, заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем установления факта, являющегося основанием для такого отказа, составляет и размещает в единой информационной системе протокол об отказе от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о лице, с которым заказчик отказывается заключить контракт, о факте, являющемся основанием для такого отказа, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт. Указанный протокол в течение двух рабочих дней с даты его подписания направляется заказчиком данному победителю.
Исходя из вышеприведенных нормоположений, отказ от заключения контракта и соответственно формирование протокола об отказе от заключения контракта возможны лишь в случае не соответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении и документации о закупке в соответствии с частями 1, 1.1, и 2 статьи 31 Закона о контрактной системе. При этом, несоответствие участника закупки установленным требованиям может быть выявлено как на этапе рассмотрения заявок, так и при заключении контракта с таким участником (победителем).
Как следует из материалов дела, 01.06.2015 г. Единой комиссией заказчика на основании ч.9 статьи 31 Закона о контрактной системе было проведено дополнительное заседание по запросу котировок 0367100026915000061, решением которой ООО "Росгосстрах" было отказано в заключении государственного контракта, как участнику закупки, не соответствующему требованиям извещения о проведении запроса котировок. При этом, победителем был определен участник закупки в лице ОАО "СОГАЗ", подавший заявку следующим после ООО "Росгосстрах". Соответствующий протокол опубликован на официальном сайте 02.06.2015 г.
Учитывая изложенные обстоятельства, Комиссия приходит к выводу о необоснованности жалобы заявителя, кроме того, в настоящее время права и законные интересы ОАО "СОГАЗ" никак не могут быть ущемлены действиями заказчика, в связи с чем с отсутствуют основания и предмет настоящей жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, п. 3.34, 3.36 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Приказом ФАС России N 727/14 от 19.11. 2014 г., Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ОАО "СОГАЗ" на действия ФГБНУ "Госрыбцентр" и его котировочной комиссии при проведении запроса котировок N 0367100026915000061) на право заключения государственного контракта на оказание услуги по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств на период 2015-2016 г.г.(ОСАГО) для нужд Байкальского филиала ФГБНУ "Госрыбцентр" необоснованной.
В соответствии с ч.9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 8 июня 2015 г. N 116
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.06.2015