Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 15 июня 2015 г. N 122
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), рассмотрев в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе) жалобу ООО жалоба ООО "ЧСВ" на действия администрации Тобольского муниципального района Тюменской области и его аукционной комиссии при проведении электронного аукциона (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте РФ размещении заказов www.zakupki.gov.ru 0167300028815000035) на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по устройству двух гибридных колодцев - скважин в д. Нижние Аремзяны (далее - электронный аукцион),
У С Т А Н О В И Л А:
В Тюменское УФАС России 05.06.2015 г. поступила жалоба заявителя на действия заказчика аукционной комиссии при проведении электронного аукциона N 0167300028815000035.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Информация о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы размещена на официальном сайте РФ размещении заказов www.zakupki.gov.ru, в адрес заказчика и заявителя направлены уведомления о рассмотрении жалобы.
В соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, на основании приказа Тюменского УФАС России от 09.06.2015 г. N 303 "О проведении внеплановой проверки", комиссией Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок проводится внеплановая проверка действий заказчика и его аукционной комиссии при проведении электронного аукциона N 0167300028815000035.
В рамках проводимой внеплановой проверки по жалобе заявителя у заказчика были затребованы все имеющиеся документы и материалы по проведению вышеуказанного электронного аукциона, которые представлены заблаговременно до дня заседания Комиссии.
Согласно жалобе, заказчиком нарушены правила описания объекта закупки, установленные статьей 33 Закона о контрактной системе, в частности, заказчик, располагая информацией о правообладателе патента (Чемакин С.В.) на полезную модель "Колодец-скважина", устройство которой является предметом настоящей закупки обязан бы указать на наличие патента в описании объекта закупки.
Кроме того, заявитель не согласен с действиями аукционной комиссии по признанию победителем ООО СК "ТюменьСтройРесурс", поскольку заявка данного участника закупки подлежала отклонению в виду отсутствия в ее составе согласия правообладателя на использование патента на полезную модель N 130614 "Колодец-скважина".
Заказчик с доводами, изложенными в жалобе заявителя не согласился, факт нарушения Закона о контрактной системе не признал, а требования, изложенные в ней, не подлежащими удовлетворению. Аукционная комиссия при принятии оспариваемого решения действовала в соответствии с положениями Закона о контрактной системе и требованиями, установленными в документации об аукционе.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей заказчика и Общества, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела, администрация Тобольского муниципального района Тюменской области, выступило организатором проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по устройству двух гибридных колодцев - скважин в д. Нижние Аремзяны с начальной (максимальной) ценой контракта 784 084, 55 рублей.
Информация об электронном аукционе (с документацией об аукционе) 15.05.2015 (MSK+2) была размещена на официальном общероссийском сайте размещения заказов в сети Интернет: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки N 0167300028815000035.
До окончания указанного в извещении срока подачи заявок на участие в аукционе 25.05.2015 09:00 посредством программно-аппаратного функционала оператора электронной площадки - ОАО "ЕЭТП" поступили заявки на участие в названном электронном аукционе от двух участников ООО "ЧСВ" и ООО "ТюменьСтройРесурс", которые были допущены до участия в электронном аукционе.
Заявитель принял участие в аукционе и сделал ценовое предложение в размере 363 750.70 рублей (протокол проведения электронного аукциона от 01.06. 2015 г.)
Как следует из решения аукционной комиссии по подведению итогов электронного аукциона, оформленного протоколом от 03.06.2015 г. заявка ООО "ЧСВ" была отклонена на основании п.1 ч.6 ст.69, п.7 ч.2 ст. 62 Закона о контрактной системе, в связи с тем, что данным участником закупки не представлены копии документов, подтверждающих полномочия лица на осуществление от имени участника аукциона - юридического лица действий по участию в аукционах.
В качестве обоснования такого решения, аукционная комиссия сослалась на положения Устава ООО "ЧСВ", согласно которого директор избирается сроком на 1 год, при этом, представленные в составе заявки документы в отношении данного лица датированы 2013 годом.
Комиссией в рамках осуществленной внеплановой проверки соблюдения заказчиком и его аукционной комиссией требований Закона о контрактной системе и иных нормативных-правовых актов о контрактной системе при проведении электронного аукциона, установлено следующее.
Как следует из части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно ч. 1 статьи 61, ч.1 статьи 62 Закона о контрактной системе для обеспечения доступа к участию в электронных аукционах оператор электронной площадки осуществляет аккредитацию участников такого аукциона, а также ведение реестра участников электронного аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
В части 2 статьи 61 данного Закона предусмотрено, что для получения аккредитации участник электронного аукциона предоставляет оператору электронной площадки следующие документы и информацию, в том числе:
копия выписки из единого государственного реестра юридических лиц (для юридического лица), полученная не ранее чем за шесть месяцев до даты обращения с заявлением, указанным в пункте 1 настоящей части (пункт 2);
копии учредительных документов этого участника (для юридического лица) (пункт 3);
копии документов, подтверждающих полномочия лица на получение аккредитации от имени этого участника - юридического лица (решение о назначении или об избрании лица на должность, в соответствии с которым данное лицо обладает правом действовать от имени этого участника без доверенности для получения аккредитации (пункт 4).
копии документов, подтверждающих полномочия руководителя. В случае, если от имени этого участника действует иное лицо, также представляется доверенность, выданная физическому лицу на осуществление от имени этого участника действий по участию в таких аукционах (в том числе на регистрацию на таких аукционах), заверенная его печатью и подписанная руководителем или уполномоченным им лицом. В случае, если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем, также представляется копия документа, подтверждающего полномочия этого лица (пункт 5).
В реестре участников электронных аукционов, получивших аккредитацию на электронной площадке, в отношении каждого участника должны содержаться сведения, указанные в части 2 статьи 62 Закона о контрактной системе, в том числе, документы и сведения, перечисленные в части статьи 61 указанного Федерального закона. В частности, в данном реестре должны содержаться копии документов, подтверждающих полномочия лица на осуществление от имени участника такого аукциона - юридического лица действий по участию в таких аукционах (в том числе на регистрацию на таких аукционах) в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 61 настоящего Федерального закона (п.7).
Таким образом, для прохождения аккредитации участнику электронного аукциона необходимо представить оператору электронной площадки документы и сведения, указанные в Законе, при этом данное требование распространяется на всех участников, в том числе на общества с ограниченной ответственностью.
Частью 10 статьи 61 Закона о контрактной системе установлено, что в случае внесения изменений в документы и информацию, указанные в части 2 настоящей статьи, замены или прекращения действия указанных документов либо выдачи участником электронного аукциона новых доверенностей на осуществление от его имени действий по участию в таких аукционах этот участник обязан незамедлительно направить оператору электронной площадки новые документы и информацию, уведомление о прекращении действия указанных в части 2 настоящей статьи документов.
Ответственность за достоверность документов и информации, предоставляемых в соответствии с частями 2 и 10 настоящей статьи, и соответствие указанных документов и информации требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, за действия, совершенные на основании указанных документов и информации, за своевременное уведомление оператора электронной площадки о внесении изменений в документы и информацию, предоставляемые в соответствии с частью 2 настоящей статьи, за замену указанных в части 2 настоящей статьи документов несет участник электронного аукциона, предоставивший указанные документы и информацию (часть 11 статьи 61).
Статьей 69 Закона о контрактной системе установлен порядок рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе.
Так, частью 1 указанной статьи установлено, что аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке (ч.2 статьи 69 Закона о контрактной системе).
Частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе установлено, что одним из оснований для отклонения заявки на участие в электронном аукционе является непредставление документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, а также несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличие в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с п. 1 ст. 53 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами.
На основании ч. 1 статьи 32 Федерального закона от 08.02.1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об обществах с ограниченной ответственностью) руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества или единоличным исполнительным органом общества и коллегиальным исполнительным органом общества. Исполнительные органы общества подотчетны общему собранию участников общества и совету директоров (наблюдательному совету) общества.
Частью 1 статьи 40 Закона об обществах с ограниченной ответственностью установлено, что единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и другие) избирается общим собранием участников общества на срок, определенный уставом общества, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества.
В п. 1 части 3 статьи 40 Закона об обществах с ограниченной ответственностью определено, что единоличный исполнительный орган общества с ограниченной ответственностью обладает полномочиями без доверенности действовать от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки.
Возникновение прав и обязанностей единоличного исполнительного органа связано с решением уполномоченного органа управления юридического лица, которое оформляется протоколом общего собрания его участников или решением единственного участника.
Следовательно, в случае подписания заявки на участие в открытом аукционе директором общества с ограниченной ответственностью, надлежащим документом, подтверждающим его полномочия на осуществление действий от имени участника закупки (юридического лица), будет являться протокол общего собрания общества об избрании директора, подписанный всеми участниками общества и организация, подающая заявку на участие в закупке, должна в составе документов обеспечить наличие такого решения (или выписку из него).
В соответствии с ч.1 статьи 12 Закона об обществах с ограниченной ответственностью устав Общества является учредителем документом общества, содержащим положения, определяющие организацию и порядок его деятельности.
Комиссией были изучены документы и сведения, представленные ООО "ЧСВ" в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе, и направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Закона о контрактной системе.
Так, к заявке приложен Устав ООО "ЧСВ" (утвержден 20.08.1998 г.) в соответствии которым руководство текущей деятельностью Общества осуществляется единоличным исполнительным органом - директором, действующим от имени Общества без доверенности, срок пребывания которого в указанной должности определен в один год.
Помимо этого, в составе заявки ООО "ЧСВ" на участие в указанном аукционе содержалось решение единственного участника от 12.01.2013 г., на основании которого директором Общества был избран (назначен) Чемакин С.В. Каких-либо иных документов, устанавливающих полномочия руководителя Общества, заявка не содержит.
При этом, в заседание Комиссии заявителем в качестве документа, подтверждающего его полномочия было представлено решение единственного участника ООО "ЧСВ" от 01.01. N 1 о назначении директором общества Чемакина С.В.
Исходя из вышеприведенных законоположений следует, что по истечении срока действия документов, устанавливающих полномочия лица, действующего от имени участника размещения заказа, у Общества возникла обязанность по незамедлительному направлению новых документов в адрес оператора электронной площадки. Вместе с тем, указанная обязанность заявителем не исполнена, что, безусловно, создает для него условия для наступления негативных последствий при участии в аукционах в электронной форме в виде признания заявки Общества не соответствующей требованиям документации и Закона о контрактной системе.
Согласно жалобе, аукционная комиссия неправомерно признала победителем ООО СК "ТюменьСтройРесурс", поскольку заявка данного участника закупки подлежала отклонению в виду отсутствия в ее составе согласия правообладателя на использование патента на полезную модель N 130614 "Колодец-скважина.
Однако, Комиссия не принимает обозначенный довод заявителя, как не соответствующий нормам действующего законодательства и фактическим обстоятельствам настоящего дела.
Так, в части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе перечислено, какие документы и информацию должна содержать вторая часть заявки на участие в электронном аукционе, при этом, поименованный в указанной статьей перечень является исчерпывающим и не подлежащим расширительному толкованию.
В частности, частью 6 указанной статьи установлено, что требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Согласно пункту 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены, в том числе, частью 5 статьи 66 названного Закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Частью 7 статьи 69 Закона о контрактной системе установлен запрет на принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи.
Соответственно, довод заявителя о необходимости наличия составе заявки ООО СК "ТюменьСтройРесурс" согласия правообладателя (гр.Чемакина С.В.) на использование патента на полезную модель, является необоснованным.
При таких обстоятельствах, в действиях аукционной комиссии отсутствуют нарушения требований Закона о контрактной системе, а также прав и законных интересов подателя жалобы как участника закупки.
Относительно доводов заявителя о наличии в аукционной документации нарушений правил описания объекта закупки, Комиссия считает необходимым указать следующее.
В соответствии с ч.1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой закупки имеет право обжаловать в установленном порядке действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, аукционной комиссии, если такие действия нарушают права и законные интересы участника закупки.
В свою очередь ч.4 статьи 105 указанного Федерального закона установлено, что жалоба на положения документации об открытом аукционе в электронной форме (электронном аукционе), может быть подана участником размещения заказа (участником закупки) до окончания срока подачи заявки на участие в таком аукционе. По истечении указанного срока обжалование действий заказчика, уполномоченного органа, осуществляется только в судебном порядке.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона N 0167300028815000035 определено, что срок (дата и время) окончания срока подачи заявок на участие в указанной закупке установлен до 25.05.2015 до 09:00.
Вместе с тем, жалоба ООО "ЧСВ" поступила в Тюменское УФАС России 05.06.2015 г. (письмо вх. N 4139 от 05.06.2015 г), соответственно, требования законодательства о контрактной системе относительно сроков обжалования положений документации об открытом аукционе в электронной форме заявителем не соблюдены, из чего следует, что у Комиссии отсутствуют правовые основания для рассмотрения жалобы заявителя в части обжалования положений документации об открытом аукционе в электронной форме (электронном аукционе) в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе.
В этой связи, Комиссия считает, что заявитель жалобы вправе был обжаловать в установленном законом порядке (до окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе) спорные положения аукционной документации, однако данным правом не воспользовался. При этом, подав заявку на участие в данном электронном аукционе, заявитель тем самым принял все условия аукциона (контракта), объявленные заказчиком, согласился, в том числе с самим предметом закупки - устройством двух гибридных колодцев. Соответственно, не этапе подаче заявки и при участии непосредственно в самом аукционе, у Общества не возникало никаких вопросов относительно правомерности действий заказчика, в том числе, в части использования формулы полезной модели N 130614 при описании объекта закупки.
При этом, из документации об электронном аукционе N 0167300028815000035, в частности Приложения N 1 к документации (Описание объекта), ведомости объемов работ и локальных сметных расчетов никак не усматривается, что заказчик при описании объекта закупки использовал признаки патента на полезную модель, правообладателем которой является гр.Чемакин С.В. В свою очередь, разрешение вопросов, связанных с защитой исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности не относится к полномочиям антимонопольного органа, рассмотрение указанной категории споров осуществляется в гражданско-правовом порядке.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, п. 3.34, 3.36 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Приказом ФАС России N 727/14 от 19.11. 2014 г., Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "ЧСВ" на действия администрации Тобольского муниципального района Тюменской области и его аукционной комиссии при проведении электронного аукциона N 0167300028815000035 на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по устройству двух гибридных колодцев - скважин в д. Нижние Аремзяны необоснованной.
В соответствии с ч.9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 15 июня 2015 г. N 122
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.06.2015