Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 18 июня 2015 г. N 123-01
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), рассмотрев в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе) жалобу ЗАО "Страховая группа "УралСиб" на действия Северо-Уральского управления Ростехнадзора и его конкурсной комиссии при проведении открытого конкурса N 01-ОК/2015 (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте РФ размещении заказов www.zakupki.gov.ru 0367100008815000077) на право заключения контракта по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) для обеспечения нужд Северо-Уральского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору,
У С Т А Н О В И Л А:
В Тюменское УФАС России 10.06.2015 г. поступила жалоба заявителя на действия заказчика и конкурсной комиссии при проведении открытого конкурса N 01-ОК/2015.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Информация о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы размещена на официальном сайте РФ размещении заказов www.zakupki.gov.ru, в адрес заказчика и заявителя направлены уведомления о рассмотрении жалобы. Рассмотрение дела назначено на 17 июня 2015 г. в 16 часов 00 мин.
В соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, на основании приказа Тюменского УФАС России от 11.06.2015 г. N 313 "О проведении внеплановой проверки", комиссией Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок проводится внеплановая проверка действий заказчика и его конкурсной комиссии при проведении открытого конкурса N 01-ОК/2015 (N 0367100008815000077).
В рамках проводимой внеплановой проверки по жалобе заявителя у заказчика были затребованы все имеющиеся документы и материалы по проведению вышеуказанного открытого конкурса, которые представлены заблаговременно до дня заседания Комиссии.
Согласно жалобе, заявитель не согласен с действиями конкурсной комиссии заказчика по отказу Обществу в допуске к участию в вышеуказанном открытом конкурсе по причине не предоставления документа, подтверждающего внесение обеспечение заявки на участие в конкурсе. В свою очередь заявитель полагает, что представленное им в составе заявке платежное поручение от 14.05.2015 г. N 53026857, подтверждающее оплату обеспечения заявки, является достаточным для признания его заявки соответствующей требованиям конкурсной документации.
В качестве обоснования неправомерности действий конкурсной комиссии заявитель ссылается на то обстоятельство, что в составе заявки на участие в настоящем конкурсе была приложена доверенность от 24.12.2012 г. N 1116 на гр. Брудкова М.Г., являющегося лицом, подписавшим заявку и имеющего полномочия действовать от имени ЗАО "Страховая группа "УралСиб" при участии в названном открытом конкурсе. При этом, подписав заявку, гр.Брудков М.Г. также перечислил обеспечение заявки, что, не противоречит ни Закону о контрактной системе, ни условиям конкурсной документации.
Заказчик с доводами, изложенными в жалобе заявителя не согласился, факт нарушения Закона о контрактной системе не признал, а требования, изложенные в ней, не подлежащими удовлетворению. Конкурсная комиссия при принятии оспариваемого решения действовала в соответствии с положениями Закона о контрактной системе и требованиями, установленными в конкурсной документации. В частности, учитывая, что отношения, связанные с осуществлением закупок для обеспечения государственных нужд складываются непосредственно с лицом, подавшим заявку на участие в закупке и с которым может быть заключен контракт, представленное в составе заявки ЗАО "Страховая группа "УралСиб" платежное поручение от 14.05.2015 г. N 53026857 от имени физического лица - гр.Брудкова М.Г., не являющегося участником закупки, не может являться надлежащим документом, подтверждающим внесение обеспечение исполнения контракта. Кроме того, непосредственно от самого юридического лица обеспечение заявки поступило позднее на основании платежного поручения от 19.05.2015 г. N 641.
В связи с отсутствием в материалах дела всех необходимых документов и материалов, запрошенных у заказчика уведомлением от 15.06.2015 исх.N 3675 в заседании Комиссии объявлялся перерыв до 18.06.2015 г. до 16 часов 10 минут. После перерыва в заседании присутствовал представитель заказчика, представил недостающие документы.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей заказчика и Общества, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Как следует из части 2 статьи 48 Закона о контрактной системе заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 48 Закона контрактной системе установлено понятие открытого конкурса, под которым понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Согласно п. 10 части 1 статьи 50 Закона контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать размер обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, а также условия банковской гарантии (в том числе срок ее действия).
Частью 1 статьи 51 Закона контрактной системе установлено, что заявки на участие в открытом конкурсе представляются по форме и в порядке, которые указаны в конкурсной документации, а также в месте и до истечения срока, которые указаны в извещении о проведении открытого конкурса.
В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе сказано, что участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией). Примерная форма заявки на участие в открытом конкурсе может указываться в типовой конкурсной документации. Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, а именно следующие информацию и документы об участнике открытого конкурса, подавшем заявку на участие в открытом конкурсе: документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе с отметкой банка, или заверенная банком копия этого платежного поручения либо включенная в реестр банковских гарантий банковская гарантия).
Согласно части 1 статьи 44 Закона о контрактной системе при проведении конкурсов и аукционов заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок. При этом в конкурсной документации, документации об аукционе заказчиком должны быть указаны размер обеспечения заявок в соответствии с Законом и условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом). Обеспечение заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе может предоставляться участником закупки путем внесения денежных средств или банковской гарантией. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе осуществляется участником закупок.
В силу ч. 3 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Как усматривается из материалов дела, Северо-Уральское управление Ростехнадзора, выступило организатором проведения открытого конкурса N 01-ОК/2015 на право заключения контракта по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) с начальной (максимальной) ценой контракта 293 769, 70 рублей.
Информация об открытом конкурсе (с конкурсной документацией) 14.05.2015 (MSK+2) была размещена на официальном общероссийском сайте размещения заказов в сети Интернет: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки N 0367100008815000077.
Согласно п. 26 раздела II конкурсной документации (информационная карта конкурса N 01-ОК/2015) предусмотрено, что в составе заявки на участие в конкурсе должны быть документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе с отметкой банка, или заверенная банком копия этого платежного поручения, либо включенная в реестр банковских гарантий банковская гарантия).
В п. 32 информационной карты установлен размер обеспечения заявки на участие в конкурсе в размере 1 % от начальной (максимальной) цены контракта, что составляет 2 937, 70 рублей
До окончания указанного в извещении срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе (до 04.06.2015 10:00) были поданы заявки от 7 (семи) участников закупки, в том числе от заявителя жалобы ЗАО "Страховая группа "УралСиб" с порядковым номером заявки 1.
Как следует из решения конкурсной комиссии по рассмотрению и оценке заявок на участие в открытом конкурсе N 01-ОК/2015, оформленного протоколом от 04.06.2015 г. заявка ЗАО "Страховая группа "УралСиб" была отклонена от участия в указанном открытом конкурсе по следующему основанию: "Документы заявки представлены не в полном объеме или предоставлена недостоверная информация Платежное поручение от 14.05.2015 N53026857 для обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе оплачено от имени Брудкова Михаила Геннадьевича. В соответствии с п.5 ч.2 ст.51 44-ФЗ Участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией). Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, а именно документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе с отметкой банка, или заверенная банком копия этого платежного поручения либо включенная в реестр банковских гарантий банковская гарантия)"
Комиссией установлено, что заявка на участие в открытом конкурсе от имени ЗАО "Страховая группа "УралСиб" подписана директором Тюменского филиала указанной страховой организации Брудковым М.Г., действующим на основании Доверенности от 24.12.2012 г. N 1116. В составе заявки в качестве обеспечения заявки приложено платежное поручение 14.05.2015 г. N 53026857 на перечисление денежных средств в сумме 2 937, 70 рублей, что соответствует размеру, установленному в конкурсной документации.
При этом, из платежного поручения следует, что платеж осуществлен от имени гр.Брудкова М..Г., в качестве получателя платежа указано Северо-Уральское управление Ростехнадзора, назначение платежа: "Обеспечение заявки на участие в открытом конкурсе N 0367100008815000077. Фактическое поступление денежных средств по указанному платежному поручению на расчетный счет заказчика, обозначенный в документации, последним не оспаривается.
Как следует из пояснений заказчика, представленное в составе заявки ЗАО "Страховая группа "УралСиб" платежное поручение не может служить документом, подтверждающим внесение обеспечение заявки, учитывая, что отношения, связанные с осуществлением закупок для обеспечения государственных нужд складываются у заказчика непосредственно с лицом, подавшим заявку на участие в закупке и с которым может быть заключен контракт, а гр.Брудков М.Г. в рассматриваемом конкурсе таковым не является.
Однако, Комиссия не может согласиться с обозначенной позицией заказчика, как не соответствующей нормам действующего законодательства и фактическим обстоятельствам дела.
Так, проанализировав положения Закона о контрактной системе во взаимосвязи с нормами гражданского законодательства, на которых в силу ч.1 статьи 2 указанного Федерального закона основывается законодательство о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия пришла к выводу о том, что каких-либо ограничений в части перечисления денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе лично участником закупки не установлено, а предусмотрено лишь представление участником документов, подтверждающих внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки (платежного поручения либо банковской гарантии).
Кроме того, положения названного Федерального закона не содержат прямого указания на исполнение требования о внесении денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе лично участником такого конкурса. Данное требование отсутствует и в конкурсной документации N 01-ОК/2015.
В силу пункта 1 статьи 313 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательства может быть возложено должником на третье лицо, если из закона, иных правовых актов, условий обязательства или его существа не вытекает обязанность должника исполнить обязательство лично. В этом случае кредитор обязан принять исполнение, предложенное за должника третьим лицом.
Как установлено Комиссией, доверенность от 24.12.2012 г. N 1116 на гр. Брудкова М.Г., приложенная в составе заявки ЗАО "Страховая группа "УралСиб" содержала п. 3.1.8, из которого следует, что Общество уполномочило указанного гражданина, в том числе, на осуществление действий по перечислению денежных средств на расчетные счета в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе (аукционе).
В этой связи, Комиссия соглашается с позицией заявителя о том, что гр. Брудков М.Г. в рассматриваемом случае при оплате обеспечения заявки действовал в интересах Общества, в рамках правомочий, предоставленных указанной доверенностью.
В соответствии с ч. 2 ст. 53 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
Исходя из части 3 указанной статьи следует, что конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Таким образом, поскольку ни положения Закона о контрактной системе, ни имеющаяся в материалах настоящего дела конкурсная документация N 01-ОК/2015 не содержит требования о перечислении денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе лично участником, то документ, представленный ЗАО "Страховая группа "УралСиб" в подтверждение перечисления денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе (платежное поручение 14.05.2015 г. N 53026857) должен были быть принят организатором конкурса и конкурсной комиссией в качестве надлежащего документа и, при отсутствии иных оснований для отказа, заявитель должен быть допущен к участию в открытом конкурсе.
Обозначенная правовая позиция, изложенная в настоящем решении подтверждается судебной арбитражной практикой, в частности постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 31.08.2010 г. по делу N А70-13737/2009.
Кроме того, является несостоятельным довод заказчика относительно того, что Обществом было представлено платежное поручение от 19.05.2015 г. N 641, которое следует расценивать как обеспечение заявки, поступившее от участника закупка.
Комиссия, изучив содержание указанного документа, установила, что платеж предназначался в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе с другим реестровым номером. Присутствовавший в заседании представитель заявителя пояснил, что перечисление денежных средств по указанному платежному поручению было осуществлено Обществом ошибочно, в связи с чем, не может являться обеспечением заявки по рассматриваемому конкурсу.
Согласно п. 3 ч. 10 статьи 53 Закона о контрактной системе протокол рассмотрения конкурсных заявок должен содержать информацию об участниках конкурса, заявки на участие в конкурсе которых были отклонены, с указанием причин их отклонения, в том числе положений Закона о контрактной системе и положений конкурсной документации, которым не соответствуют такие заявки, предложений, содержащихся в заявках на участие в конкурсе и не соответствующих требованиям конкурсной документации.
Комиссией в рамках осуществленной внеплановой проверки по жалобе заявителя было установлено, что протокол по рассмотрению и оценке заявок на участие в открытом конкурсе N 01-ОК/2015 от 04.06.2015 г. в нарушение ч.10 статьи 53 Закона о контрактной системе не содержит информацию об основании признания заявки ЗАО "Страховая группа "УралСиб" не соответствующей положениям Закона о контрактной системе и конкурсной документации в том числе с указанием положений конкурсной документации, которым не соответствует заявка на участие в нем, а также не содержит указания на положения Закона о контрактной системе, на основании которых заявка заявителя признана не соответствующей конкурсной документации. В данном случае, конкурсная комиссия ограничилась только ссылкой на п.5 части 2 статьи 51 Закона, устанавливающей обязанность участника закупки представить обеспечение заявки, при этом, в чем конкретно выразилось несоответствие заявки ЗАО "Страховая группа "УралСиб" установленным требованиям, в протоколе не указано.
Нарушение указанной нормы Закона о контрактной системе содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2.1 ст. 7.30 КоАП РФ.
По смыслу части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере закупок уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок федеральный орган исполнительной власти вправе выдать специализированной организации, заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Учитывая изложенные обстоятельства, Комиссия указывает на наличие в действиях конкурсной комиссии Северо-Уральского управления Ростехнадзора нарушений, предусмотренных ч.2,3, 10 статьи 53 Закона о контрактной системе и считает необходимым выдать обязательное для исполнения предписание в адрес указанных лиц об устранении допущенных нарушений законодательства о контрактной системе путем отмены протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе N 01-ОК/2015 от 04.06.2015 г. и осуществления повторной процедуры рассмотрения заявок на участие в указанном конкурсе в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе с учетом выводов, изложенных в настоящем Решении.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, п. 3.34, 3.36 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб, утв. Приказом ФАС России N 727/14 от 19.11. 2014 г., Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1.Признать жалобу ЗАО "Страховая группа "УралСиб" на действия Северо-Уральского управления Ростехнадзора и его конкурсной комиссии при проведении открытого конкурса N 01-ОК/2015 (N 0367100008815000077) на право заключения контракта по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) для обеспечения нужд Северо-Уральского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору обоснованной.
2.Признать конкурсную комиссию Северо-Уральского управления Ростехнадзора нарушившей требования ч.2,3, 10 статьи 53 Закона о контрактной системе при осуществлении процедуры рассмотрения и оценки заявок на участие в отрытом конкурсе N 01-ОК/2015 (N 0367100008815000077).
3. Выдать Северо-Уральскому управлению Ростехнадзора и его конкурсной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений ч.2,3, 10 статьи 53 Закона о контрактной системе путем отмены протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе N 01-ОК/2015 от 04.06.2015 г. и осуществления повторной процедуры рассмотрения заявок на участие в указанном конкурсе в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе с учетом выводов, изложенных в настоящем Решении.
В соответствии с ч.9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 18 июня 2015 г. N 123-01
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.06.2015