Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 1 июня 2015 г. N 104
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Тюменского УФАС России, Комиссия, антимонопольный орган) в составе:
председателя Комиссии Тюменского УФАС России, руководителя Тюменского УФАС России Веретенникова И.В.,
членов Комиссии Тюменского УФАС России:
начальника отдела Верзуна Ю.Д.,
ведущего специалиста-эксперта Логиновой Н.В.,
с участием представителей сторон:
от заявителя: Общества с ограниченной ответственностью "Трейд-Фарм" (далее также - Общество, заявитель, участник закупки) - не явился, направил ходатайство от 28.05.2015 о рассмотрении дела в отсутствии представителя Общества,
от заказчика: Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тюменской области "Областная клиническая больница N 2" (далее также - заказчик) - Шпургалова А.А., по доверенности,
от уполномоченного органа: Управление государственных закупок Тюменской области (далее также-уполномоченный орган)- Шуневич М.И., по доверенности,
рассмотрев жалобу ООО "Трейд-Фарм" на действия заказчика: ГБУЗ ТО "Областная клиническая больница N 2", уполномоченного органа: Управления государственных закупок Тюменской области при проведении электронного аукциона N АЭ-1671/15 (реестровый номер закупки: 0167200003415002022) на поставку аллергенов для диагностики туберкулеза (далее также - электронный аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В Тюменское УФАС России 25.05.2015 в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе), поступила жалоба заявителя на действия заказчика, уполномоченного органа при проведении электронного аукциона.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заказчика, уполномоченного органа и заявителя.
В этой связи, на основании ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, приказа Тюменского УФАС России от 26.05.2015 г. N 270 "О проведении внеплановой проверки", Комиссией Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок проводится внеплановая проверка действий заказчика, уполномоченного органа при проведении электронного аукциона.
Заявитель указывает что, в проекте контракта на поставку аллергенов для диагностики туберкулеза отсутствует примерный график поставки товара, что не позволяет участнику закупки сформировать свое ценовое предложение, так как стоимость товара в зависимости от условий поставки, в том числе от количества необходимого к поставке товара, может меняться.
Кроме того, заявитель считает, что заказчиком нарушены положения статьи 65 Закона о контрактной системе в части нарушения порядка разъяснения и внесение в аукционную документацию изменений.
Присутствовавший в заседании Комиссии представитель уполномоченного органа не согласился с доводами заявителя по основаниям, изложенным в письменных возражениях (письмо от 28.05.2015 N 0862), согласно которых документация об электронном аукционе N АЭ-1671/15 не противоречит требованиям законодательства РФ о контрактной системе. Помимо этого, уполномоченным органом представлены материалы и документы по проведению электронного аукциона.
Представитель заказчика, присутствовавший в заседании Комиссии поддержал позицию уполномоченного органа о несостоятельности жалобы.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя уполномоченного органа, заказчика и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается, что Управление государственных закупок Тюменской области выступило организатором проведения электронного аукциона (реестровый номер закупки 0167200003415002022) на поставку аллергенов для диагностики туберкулеза в интересах Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тюменской области "ОКБ N 2".
Информация об электронном аукционе (с документацией об аукционе) была размещена на официальном общероссийском сайте размещения заказов в сети Интернет: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167200003415002022.
Как следует из ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе указано, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчик, если это возможно, при составлении описания объекта закупки должен использовать стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии (п.2 ч. 1 ст.33 Закона о контрактной системе).
Действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своей закупки, исходя из потребностей последнего. В частности, при описании товара заказчик вправе указывать качественные параметры к объекту закупок, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающими количество потенциальных участников закупок, он не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару.
Согласно пункту 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, данный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок.
Следует отметить, что основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения аукциона, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате аукциона лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок.
В части довода заявителя что, в проекте контракта отсутствует четкий график поставки товара, Комиссия считает необоснованным в виду следующего.
Согласно п. 2.1.1 проекта контракта на поставку аллергенов для диагностики туберкулеза, поставка товара осуществляется отдельными партиями в течение 10 календарных дней с момента подачи заявки заказчиком. Заявки заказчика на поставку товара подаются с момента заключения договора по 10.12.2015 г.
В приложении N 1 к аукционной документации установлено, что заказчику необходимо 214 упаковок раствора аллергена туберкулезного, 0,1 мл/1 доза-флакон 3 мл (30 доз).
Согласно статье 526 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 г. N 51-ФЗ (далее также-Гражданский Кодекс РФ), по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.
В соответствии с пунктом 3 статьи 455 ГК РФ условие договора купли-продажи о товаре считается согласованным, если договор позволяет определить наименование и количество товара.
В силу пункта 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В силу пункта 5 ст. 454, п. 3 ст. 455, ст. 506 ГК РФ для договора поставки существенным является условие о поставке товара, которое позволяет определить наименование и количество поставляемого товара.
При этом, в Законе о контрактной системе не содержится норм, устанавливающих требования к сроку и условиям поставки, а также ограничения в части количества поставок ("по заявкам заказчика"), которые могут быть осуществлены в рамках заключенного контракта.
В этой связи, Комиссия также учитывает пояснения представителя заказчика, о том, что спорные условия контракта обусловлены исключительно потребностью заказчика на поставку аллергенов для диагностики туберкулеза на весь период действия контракта, поставка которых должна осуществляться отдельными партиями по мере возникновения такой необходимости.
Так, из пояснений заказчика следует, что данные о конкретном количестве заявок и их датах не могут быть установлены в проекте договора, так как на текущий момент не представляется возможным рассчитать необходимое и достаточное количество аллергенов для диагностики туберкулеза, которое зависит от количества детей, медицинские услуги которым оказывает заказчик, а также индивидуальных особенностей каждого ребенка ( истечение годового периода с последней диагностики, острота реакции организма на прививку БЦЖ, контакты с лицами, больными туберкулезом, схема профилактики, назначенная после контакта с лицами, больными туберкулезом).
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что определенный заказчиком порядок поставки товара соответствует государственным нуждам заказчика, не противоречит нормам действующего законодательства и является правом заказчика.
В части довода, что заказчиком нарушены положения статьи 65 Закона о контрактной системе в части разъяснения и внесение в аукционную документацию изменений, Комиссия считает необходимым указать следующее.
Согласно ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе, любой участник электронного аукциона вправе направить запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.
В течении двух дней с даты поступления указанного запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений аукционной документации, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе (ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе).
Запрос о разъяснении положений документации об аукционе поступил на электронную торговую площадку 22.05.2015 (копия скриншота представлена заказчиком).
Пунктом 14 Извещения о проведении электронного аукциона N АЭ-1671/15 на поставку аллергенов для диагностики туберкулеза установлен срок подачи заявок на участие в аукционе: " с 15 мая 2015 по 25 мая 2015".
Таким образом, запрос о разъяснении положений документации об аукционе поступил заказчику за пределами установленного законом срока на предоставление разъяснений положений аукционной документации.
Следовательно, у заказчика отсутствовала обязанность по даче разъяснения положений документации на основании поступившего запроса.
С учетом указанных обстоятельств, Комиссия считает, что заявителем в обоснование заявленных требований не представлены доказательства того, что документация электронного аукциона N АЭ-1671/15 (реестровый номер закупки: 0167200003415002022) на поставку аллергенов для диагностики туберкулеза противоречит требованиям законодательства о контрактной системе, равно как и не доказано обстоятельство необоснованного ограничения прав и законных интересов заявителя со стороны заказчика и уполномоченного органа при проведении вышеназванного аукциона.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 22 ст. 99, части 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Трейд-Фарм" на действия заказчика: ГБУЗ Тюменской области "Областная клиническая больница N 2", уполномоченного органа: Управления государственных закупок Тюменской области при проведении электронного аукциона N АЭ-1671/15 (реестровый номер закупки: 0167200003415002022) на поставку аллергенов для диагностики туберкулеза необоснованной.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии И.В. Веретенников
Члены Комиссии Ю.Д. Верзун
Н.В. Логинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 1 июня 2015 г. N 104
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.06.2015