Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 1 июля 2015 г. N 133
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии Тюменского УФАС России, заместителя руководителя Тюменского УФАС России Поткина И.В.,
членов Комиссии Тюменского УФАС России:
начальника отдела Верзуна Ю.Д.,
специалиста-эксперта отдела Худяковой О.А.,
с участием представителя сторон:
-от ООО "ЭкоМед" (далее - заявитель, участник закупки) - не явился, извещен надлежащим образом;
- от ГБУЗ ТО "Областная клиническая больница N 1" (далее - куратор) - Шелягина А.И., Обухова А.Н. (по доверенности);
- от Уполномоченного органа: Управления государственных закупок по Тюменской области (далее также - Уполномоченный орган) - Шуневич М.И. (по доверенности),
- от Государственных бюджетных учреждений здравоохранения Тюменской области: "Областная больница N4" (г. Ишим), "Областная больница N 19" (г. Тюмень), "Областная больница N 11" (р.п. Голышманово), "Областная стоматологическая поликлиника", "Областная больница N13" (с.Исетское), "Областной наркологический диспансер", "Госпиталь для ветеранов войн", "Станция скорой медицинской помощи", "Областная больница N 24" (с. Ярково), "Областная больница N 23" (г. Ялуторовск), "Областной противотуберкулезный диспансер", "Областная больница N 21" (с. Упорово), "Родильный дом N3", "Областная больница N 16" (с. Омутинское), "Областная больница N20" (с Уват), "Областная инфекционная клиническая больница", "Областная станция переливания крови", "Областная больница N 9" (с.Вагай), "Перинатальный центр" (г. Тюмень), "Областная больница N 14 имени В.Н. Шанурина" (с. Казанское), "Областной кожно-венерологический диспансер" (далее - заказчики) не явились, извещены надлежащим образом.
рассмотрев жалобу ООО "ЭкоМед" (далее - заявитель) на действия Уполномоченного органа: Управление государственных закупок Тюменской области, заказчиков - Государственных бюджетных учреждений здравоохранения Тюменской области: "Областная больница N4" (г. Ишим), "Областная больница N 19" (г. Тюмень), "Областная больница N 11" (р.п. Голышманово), "Областная стоматологическая поликлиника", "Областная больница N13" (с.Исетское), "Областной наркологический диспансер", "Госпиталь для ветеранов войн", "Станция скорой медицинской помощи", "Областная больница N 24" (с. Ярково), "Областная больница N 23" (г. Ялуторовск), "Областной противотуберкулезный диспансер", "Областная больница N 21" (с. Упорово), "Родильный дом N3", "Областная больница N 16" (с. Омутинское), "Областная больница N20" (с Уват), "Областная инфекционная клиническая больница", "Областная станция переливания крови", "Областная больница N 9" (с.Вагай), "Перинатальный центр" (г. Тюмень), "Областная больница N 14 имени В.Н. Шанурина" (с. Казанское), "Областной кожно-венерологический диспансер", АЭ-1924/15 (реестровый номер закупки 0167200003415002253) на поставку расходного материала медицинского назначения (далее также - совместный электронный аукцион),
У С Т А Н О В И Л А:
В Тюменское УФАС России 24.06.2015 г. в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), поступила жалоба заявителя на действия уполномоченного органа и заказчиков при проведении совместного электронного аукциона.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Информация о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы размещена на официальном сайте РФ размещении заказов www.zakupki.gov.ru, в адрес уполномоченного органа, заказчиков и заявителя направлены уведомления о рассмотрении жалобы.
В этой связи, на основании ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, приказа Тюменского УФАС России от 25.06.2015 г. N 342 "О проведении внеплановой проверки", комиссией Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок проводится внеплановая проверка действий уполномоченного органа и заказчиков при проведении совместного электронного аукциона (N0167200003415002253).
В рассмотрении дела объявлялся перерыв до 01.07.2015 14 часов 30 минут. После перерыва рассмотрение продолжено.
Согласно жалобе документация об аукционе не соответствует требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе, в частности противоречит требованиям ст. 33 Закона о контрактной системе и содержит положения, ограничивающие количество участников закупки.
Как следует из доводов жалобы, под указанные в документации требования по позиции N 16 "Устройство для однократного применения для вливания кровезаменителей и инфузионных растворов" подпадает только товар торговой марки - INEKTA.
По мнению подателя жалобы, в позиции N 16 Технического задания к аукционной документации, объединены товары, не являющиеся технологически, функционально связанными друг с другом и не соответствуют требованиям ГОСТа 25047-87 "Устройства комплектные эксфузионные, инфузионные и трансфузионные однократного применения. Технические условия" который не содержит обязательного требования о наличии в единой стерильной упаковке устройства для вливаний кровезаменителей и инфузионных растворов однократного применения и стерильного лейкопластыря для фиксации иглы.
Помимо этого, заявитель считает, что по указанной выше позиции в нарушение требований Закона о контрактной системе не установлено ограничение допуска товаров происходящих из иностранных государств в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Присутствовавший в заседании Комиссии представитель уполномоченного органа не согласился с доводами заявителя по основаниям, изложенным в письменных возражениях (письмо исх.,N 1069 от 29.06.2015), согласно которых документация об электронном аукционе N АЭ-1942/15 не противоречит требованиям законодательства РФ о контрактной системе. Помимо этого, уполномоченным органом представлены материалы и документы по проведению обозначенного электронного аукциона.
Представители поддержали доводы уполномоченного органа в полном объеме, а также предоставили письменные возражения по доводам, изложенным в жалобе (письмо исх.N 3070 от 30.06.2015, от 01.07.2015 б/н).
Исследовав материалы дела, заслушав представителей уполномоченного органа, заказчика, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам рассмотрения жалобы и проведенной внеплановой проверки приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела, Управление государственных закупок Тюменской области, являясь уполномоченным органом, выступило организатором проведения электронного аукциона N АЭ-1942/15 в интересах государственных заказчиков - Государственных бюджетных учреждений здравоохранения Тюменской области: "Областная больница N4" (г. Ишим), "Областная больница N 19" (г. Тюмень), "Областная больница N 11" (р.п. Голышманово), "Областная стоматологическая поликлиника", "Областная больница N13" (с.Исетское), "Областной наркологический диспансер", "Госпиталь для ветеранов войн", "Станция скорой медицинской помощи", "Областная больница N 24" (с. Ярково), "Областная больница N 23" (г. Ялуторовск), "Областной противотуберкулезный диспансер", "Областная больница N 21" (с. Упорово), "Родильный дом N3", "Областная больница N 16" (с. Омутинское), "Областная больница N20" (с Уват), "Областная инфекционная клиническая больница", "Областная станция переливания крови", "Областная больница N 9" (с.Вагай), "Перинатальный центр" (г. Тюмень), "Областная больница N 14 имени В.Н. Шанурина" (с. Казанское), "Областной кожно-венерологический диспансер" на поставку расходного материала медицинского назначения.
Информация об электронном аукционе (с документацией об аукционе) 27.05.2015 была размещена на официальном общероссийском официальном сайте в сети Интернет: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки: 0167200003415002253.
Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должно содержаться, в том числе, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 указанного закона.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 указанного закона.
Согласно ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В силу ч. 2 указанной статьи, документация о закупке в соответствии требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Документация об открытом аукционе в электронной форме содержит требования, предъявляемые к функциональным, техническим, качественным характеристикам, объекта закупки в том числе, к составу расходного материала медицинского назначения, необходимых к поставке в открытом аукционе в электронной форме.
Описание объекта закупки при проведении электронного аукциона на поставку расходного материала медицинского назначения содержится в Приложении N 1 к документации о проведении совместного аукциона.
Так по позиции N 16 технического задания документации об открытом аукционе в электронной форме содержит следующие требования к подлежащему поставке товару - "Устройство однократного применения для вливания кровезаменителей и инфузионных растворов": Система состоит из пластикового шипа со встроенным воздушным клапаном, прозрачной инфузионной трубки, капельницы, коннектора Луер, роликового зажима, дополнительного порта, инъекционной иглы, стерильного лейкопластыря для фиксации иглы. Предназначена для вливания инфузионных растворов из стеклянных бутылок и полимерных контейнеров. Длина инфузионной трубки не менее 150 см. Бесцветная прозрачная капельная камера длиной не менее 55 мм с фильтром позволяет видеть невооруженным глазом пузырьки воздуха, уровень жидкости и последовательность каплепадения, минимальная скорость введение раствора 6 капель в минуту. Режим работы роликового зажима - от полного перекрытия до струйного истечения. Игла инъекционная 21G (0,8*40 мм) имеет тройную лазерную заточку, обработана специальной смазкой. Дистальный конец системы оснащен упругим портом, позволяющим проводить дополнительные инъекции лекарственных средств. Лейкопластырь стерильный в индивидуальной упаковке должен находиться в единой упаковке с системой для сохранения стерильности. Размер лейкопластыря не менее 68*40 мм и не более 70*43 мм с делением на 4 полоски для фиксации иглы. Изделия упакованы в единый индивидуальный герметичный полипропиленовый пакет, обеспечивающий сохранение эксплуатационных и медицинских качеств в течение всего срока годности. Стерилизация оксидом этилена. Единица измерения - штука.
Как следует из пояснений представителя ГБУЗ ТО "Областная больница N 1", являющегося координатором спорной закупки, описание объекта закупки, основано на потребности заказчиков в полноценном, своевременном и качественном оказании медицинской помощи. Все входящие в единый комплекс устройства по позиции 16 описания элементы являются необходимыми для наиболее оптимального использования указанного устройства: обеспечения безопасности процедуры, точного дозирования препаратов, снижение потенциальных болезненных ощущений у человека. Кроме того, наличие лейкопластыря для фиксации в комплекте позволяет медицинскому персоналу сократить время для подбора комплектующих средств для налаживания инфузии, что способствует увеличению эффективности при оказании экстренной медицинской помощи.
Таким образом, комиссия приходит к выводу, что оспариваемые заявителем характеристики по позиции 16 Технического задания к аукционной документации, обусловлены потребностью заказчика в расходном материале медицинского назначения с наиболее эффективными (оптимальными) для него свойствами.
Тюменское УФАС России отмечает, что Законодательство о контрактной системе не ограничивает права заказчика приобретать товары в соответствии со своими нуждами и спецификой деятельности, в связи с чем, не усматривает в действиях заказчика нарушений требований Закона о контрактной системе при описании объекта закупки.
По тем же основаниям отклоняется довод заявителя об объединении товаров (Устройство однократного применения для вливания кровезаменителей и инфузионных растворов и Лейкопластырь стерильный) по его мнению, не являющихся технологически связанными друг с другом.
Кроме того, установление заказчиком характеристик необходимого товара, отсутствующих в ГОСТе 25047-8725047-87 "Устройства комплектные эксфузионные, инфузионные и трансфузионные однократного применения. Технические условия", введенном в действие Постановлением Госстандарта СССР от 20.03.1987, устанавливающий требования к устройствам, изготавливаемым для потребностей национальной экономики и экспорта в страны с умеренным климатом и тропическим климатом и обуславливающем обязательные требования только в части размеров деталей, материала изготовления трубки и капельницы, стерильности и минимальной комплектности, не свидетельствует о нарушении заказчиками правил описания объекта закупки, закрепленными законодательством о контрактной системе.
Комиссия Тюменского УФАС России не принимает доводы заявителя о необходимости установления ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств в отношении товара указанного в позиции N 16 Технического задания к аукционной документации, входящего, по его мнению, в перечень отдельных видов медицинских изделий происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается ограничение допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (ОКПД 33.10.15.4300) - "Устройства для переливания крови, кровезаменителей и инфузионных растворов", по следующим основаниям.
Во исполнение ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 года N 102 "Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинский изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных муниципальных нужд" утвержден Перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается ограничение допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень).
Перечень предусматривает, что при применении настоящего перечня следует руководствоваться как кодом в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007, так и наименованием вида медицинского изделия указанного кода.
Таким образом, ограничение допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленные Постановлением Правительства от 05.02.2015 N 102, возможно при соответствии позициям утвержденного Постановлением перечня как кода общероссийского классификатора, так и наименования вида медицинского изделия.
В указанный перечень, в том числе входят Устройства для переливания крови, кровезаменителей и инфузионных растворов, в том числе и с микрофильтром (ОКПД 33.10.15.430).
Согласно ГОСТу 25047-8725047-87 "Устройства комплектные эксфузионные, инфузионные и трансфузионные однократного применения. Технические условия" устройства в зависимости от назначения разделяются на типы: ВК -эксфузионые, ПР -инфузионные, ПК- трансинфузионные, КР - трансфузионно-инфузионные. В зависимости от назначения и конструктивных особенностей устройства в пределах каждого типа подразделяют на виды. Под наименованием вида устройств, обозначенным в таблице N 1, указаны в том числе, устройство для вливания кровозаменителей и инфузионных растворов, условия применения: переливание из бутылки, жесткая капельница с обозначением ВК 10-01. Устройство для переливания крови, кровозаменителей и инфузионных растворов, условия применения: переливание из бутылки или полимерного контейнера, полужесткая капельница, полимерная игла из бутылки или контейнеру имеет каналы для прохода воздуха и жидкости, обозначение вида - ПК 23-02.
Согласно позиции 16 Описания объекта закупки к поставке требуется Устройство однократного применения для вливания кровезаменителей и инфузионных растворов, являющееся отдельным видом медицинского изделия, в связи с чем заказчиком правомерно не установлено ограничение допуска данного товара и отнесено к Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОКПД 33.10.15.190 - инструменты и устройства медицинские прочие, не включенные в другие группировки.
Кроме того, Комиссия Тюменского УФАС России считает необходимым отметить, что фактическое отсутствие у участника закупки в наличии средств, отвечающих требованиям заказчика, не свидетельствует об ограничении конкуренции, ограничении потенциальных участников закупки. Участниками закупки могут являться как производители, так и поставщики.
Целью Законодательства о контрактной системе является эффективность закупки, в которой техническое задание формируется исходя из потребности заказчика, и начальная максимальная цена контракта основана на изучении рынка товара с четкими и конкретными характеристиками, соответствующими этим потребностям, а не из обязанности обеспечения наибольшего количества предложений товара.
Согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
С учетом указанных обстоятельств, Комиссия считает, что заявителем в обоснование заявленных требований не представлены доказательства невозможности приобретения товара с характеристиками, установленными в позиции 16 Технического задания (Приложение 1 к документации об аукционе) у других производителей, в равной степени, как и доказательств отсутствия на рынке товаров, отвечающих требованиям, указанным в Технической части документации спорной закупки.
Учитывая вышеизложенное, комиссия Тюменского УФАС России не усматривает в действиях заказчика нарушений положений ст. 33 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 5.6 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 26.01.2011 N 30, зарегистрированного в Минюсте РФ 21.03.2011 N 20204, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Тюменского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "ЭкоМед" (далее - заявитель) на действия Уполномоченного органа: Управление государственных закупок Тюменской области, заказчиков - Государственных бюджетных учреждений здравоохранения Тюменской области: "Областная больница N4" (г. Ишим), "Областная больница N 19" (г. Тюмень), "Областная больница N 11" (р.п. Голышманово), "Областная стоматологическая поликлиника", "Областная больница N13" (с.Исетское), "Областной наркологический диспансер", "Госпиталь для ветеранов войн", "Станция скорой медицинской помощи", "Областная больница N 24" (с. Ярково), "Областная больница N 23" (г. Ялуторовск), "Областной противотуберкулезный диспансер", "Областная больница N 21" (с. Упорово), "Родильный дом N3", "Областная больница N 16" (с. Омутинское), "Областная больница N20" (с Уват), "Областная инфекционная клиническая больница", "Областная станция переливания крови", "Областная больница N 9" (с.Вагай), "Перинатальный центр" (г. Тюмень), "Областная больница N 14 имени В.Н. Шанурина" (с. Казанское), "Областной кожно-венерологический диспансер", АЭ-1924/15 (реестровый номер закупки 0167200003415002253) на поставку расходного материала медицинского назначения необоснованной.
В соответствии с ч.9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Тюменского УФАС России: И.В. Поткина
Члены Комиссии
Тюменского УФАС России: Ю.Д. Верзун
О.А. Худякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 1 июля 2015 г. N 133
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.07.2015