Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от 27 мая 2015 г. N 12196/03-2015
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю закупок в составе: <_>
рассмотрев дело N 12 196/03-2015, возбужденное по жалобе ООО "ЛОГИСТИК" на действия 52 заказчиков - МБДОУ ДС N7, МБДОУ Центр развития ребенка - ДС N 8, МБДОУ Центр развития ребенка ДС N 14, МБДОУ ДС N16 "Карасик", МБДОУ ДС N 31, МБДОУ ДС N 54, МБДОУ ДС N 84 "Ёжик", МБДОУ Центр развития ребёнка - ДС N 94, МБДОУ ДС N 101, МБДОУ ДС N 103, МБДОУ детский сад N 110 "Мальвина", МБДОУ ДС компенсирующего вида N 148, МБДОУ ДС N 162 "Сказка", МБДОУ ДС N 169, МБДОУ ДС N170, МБДОУ ДС N 174 "Росинка", МБДОУ ДС N 175, МБДОУ ДС N 176, МБДОУ ДС N183, МБДОУ Центр развития ребёнка - ДС N 188, МБДОУ ДС N 190 "Родничок", МБДОУ ДС N 194, МБДОУ ДС N207, МБДОУ ДС N 210, МБДОУ ДС N 217 "Лесовичок", МБДОУ ДС N 218, МБДОУ Центр развития ребенка - ДС N 221, МБДОУ ДС N 222, МБДОУ ДС N 229, МБДОУ Центр развития ребенка - ДС N 231, МБДОУ ДС вида N 244, МБДОУ Центр развития ребенка - ДС N 246, МБДОУ ДС N 209, МБДОУ Центр развития ребёнка - ДС N 2 "Рябинушка", МБДОУ ДС N 6, МБДОУ ДС N 15 "Огонёк", МБДОУ Центр развития ребенка - ДС N 20 "Искринка", МБДОУ ДС N 50 "Северянка", МБДОУ ДС N 58 "Снежок", МБДОУ ДС N 65, МБДОУ ДС N 91 "Снегурочка", МБДОУ ДС N105 "Золушка", МБДОУ ДС N 124 "Планета детства", МБДОУ Центр развития ребёнка - ДС N 128 "Гусельки", МБДОУ центр развития ребёнка ДС N 130, МБДОУ ДС общеразвивающего вида N 136 "Полянка", МБДОУ ДС общеразвивающего вида N 141 "Искорка", МБДОУ ДС N 17, МБОУ Лаишевская средняя общеобразовательная школа, МБДОУ "Детский сад N 13", МБДОУ ДС N 199, МБОУ Карлинская средняя общеобразовательная школа (уполномоченный орган - Комитет по муниципальным закупкам и регулированию тарифов администрации города Ульяновска) при проведении конкурса с ограниченным участием N 0368300000115000241 на поставку свежих овощей (начальная (максимальная) цена контракта - 11 933 689,02 руб., дата окончания срока подачи заявок - 12.05.2015 10:00) по признакам нарушения Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ (далее - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, в порядке, предусмотренном Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
Вх. N 3594 от 20.05.2015 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области поступила жалоба ООО "Логистик" на действия единой комиссии при проведении вышеуказанного конкурса.
Содержание жалобы составило указание на следующее.
По мнению заявителя, единая комиссия необоснованно допустила к участию в конкурсе заявки ООО Агрофирма "Лаишевские овощи" и ИП Аламова Д.Н., так как предложение в отношении объекта закупки указанных участников не содержало всей информации, установленной документацией о проведении конкурса с ограниченным участием, а именно не были указаны размеры товара.
На заседании Комиссии 26.05.2015 г. представители ООО "Логистик" поддержали доводы, изложенные в жалобе.
Представитель организатора торгов и члены единой комиссии на заседании Комиссии 26.05.2015 г. с доводами жалобы не согласились, пояснили, что рассмотрение и оценка заявок были произведены в соответствии с требованиями документации и законодательства о контрактной системе.
В рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 16:30 27.05.2015 г. для документального анализа материалов по делу.
Вх. N 3790 от 27.05.2015 г. от ООО "Логистик" поступили дополнения к жалобе, содержащие указание на то, что ООО Агрофирма "Лаишевские овощи" не соответствует дополнительным требованиям, установленным в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 99 от 04.02.2015 г.
Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено следующее.
На официальном сайте www.zakupki.gov.ru 16.04.2015 г. были опубликованы извещение и документация о проведении открытого конкурса с ограниченным участием N 0368300000115000241 на поставку свежих овощей (начальная (максимальная) цена контракта - 11 933 689,02 руб., дата окончания срока подачи заявок - 12.05.2015 10:00).
Согласно протоколу вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе от 12.05.2015 г. на участие в закупке было подано 3 (три) заявки.
Согласно протоколу предквалификационного отбора от 13.05.2015 г. все участники были признаны соответствующими дополнительным требованиям.
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 14.05.2015 г. победителем конкурса было признано ООО Агрофирма "Лаишевские овощи".
Рассмотрев представленные материалы, а также проведя с подпунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия приняла решение признать жалобу ООО "Логистик" частично обоснованной. При этом Комиссия исходила из следующего.
1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе, правилом, устанавливающим, что описание объекта закупки должно носить объективный характер.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Таким образом, заказчик самостоятельно определяет перечень показателей, которые позволяют определить соответствие закупаемого товара его потребностям.
Согласно пункту 8 раздела 1 "Информационная карта" документации объектом закупки является поставка свежих овощей.
Пункт 9 раздела 1 "Информационная карта" документации содержит указание на то, что описание объекта закупки предусмотрено приложением N 2 к документации.
Приложение N 2 "Описание объекта закупки и количество" содержит требования, установленные заказчиками к качественным характеристикам товара.
В соответствии с пунктом 2 раздела 3 "Предусмотренные статьей 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкция по ее заполнению" заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать, в том числе, предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемая цена единицы товара, наименование страны происхождения товара, по форме 4.2, приведённой в разделе 4 документации.
Приложение N 2 "Описание объекта закупки и количество" содержит требования, установленные заказчиками к качественным характеристикам товара, и не содержит требований заказчика относительно размеров товара.
Учитывая, что участник закупки формирует свое предложение относительно характеристик предлагаемого к поставке товара на основании описания объекта закупки, установленного заказчиками в документации (приложение N 2),а также то, что Приложение N 2 не содержит требований относительно размеров товара, указание размеров товара в форме предоставления сведений в отношении объекта закупки, с учетом данных обстоятельств, не является обязательным.
Кроме того, ГОСТ предусматривает размеры овощей для каждого сорта, соответственно, указание участником сорта (класса) является достаточным, так как размеры товара будут в пределах установленных ГОСТ значениях.
Следовательно, жалоба ООО "Логистик" в указанной части является необоснованной.
2. Согласно пункту 1 части 2 статьи 56 Закона о контрактной системе заказчик осуществляет закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием в случаях если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации. Перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Часть 2 статьи 31 Закона о контрактной системе предусматривает, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.
При этом, в соответствии с частью 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Постановлением Правительства РФ N 99 от 04.02.2015 г. "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства РФ N 99 от 04.02.2015 г.) установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению N 1 и N 2 к указанному Постановлению и соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 и N 2 к Постановлению Правительства РФ N 99 от 04.02.2015 г.
Согласно пункту 6 Приложения N 2 к Постановлению правительства РФ N 99 от 04.02.2015 г. случаем отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации является, в том числе, оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500000 рублей.
Часть 4 статьи 56 Закона о контрактной системе предусматривает, что в отношении участников конкурса с ограниченным участием наряду с требованиями, установленными частью 1, частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Закона о контрактной системе, предъявляются дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе. При этом дополнительные требования применяются для осуществления предквалификационного отбора и не могут использоваться в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием.
В соответствии с частью 5 статьи 56 Закона о контрактной системе извещение о проведении конкурса с ограниченным участием и конкурсная документация наряду с информацией, предусмотренной статьями 49 и 50 Закона о контрактной системе, должны содержать указание на установленные в соответствии с частью 4 статьи 56 Закона о контрактной системе дополнительные требования к участникам закупки.
Согласно части 6 статьи 56 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе с ограниченным участием наряду с информацией, предусмотренной частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям, или заверенные участником закупки копии таких документов.
Согласно пункту 6 Приложения N 2 к Постановлению правительства РФ N 99 от 04.02.2015 г. дополнительные требования к участникам закупки на поставку пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность является наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора с бюджетным учреждением) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс. При этом, документами, подтверждающими соответствие участника дополнительным требованиям являются копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и документа (документов) о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
Аналогичные требования к участнику закупки изложены в разделе 2 и 3 конкурсной документации.
Согласно протоколу предквалификационного отбора от 13.05.2015 г. все три заявки были признаны соответствующими дополнительным требованиям.
Вместе с тем, в ходе анализа заявок на участие в указанном конкурсе с ограниченным участием Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено следующее:
1) в составе заявки участника ООО "Агрофирма "Лаишевские Овощи" в качестве документов, подтверждающих соответствие дополнительным требованиям представлены копии гражданско-правовых договоров от 08.01.2014 г., заключенных с МБДОУ N 94, МБДОУ N 16, МБДОУ д/с 229, МБДОУ детский сад N 218, МБДОУ N 209, МБДОУ ЦРР -д/с N 188, МБДОУ детский сад N 176, МБДОУ N 174, МБДОУ детский сад N 169, МБДОУ N 54, сумма каждого из которых не соответствует требованиям, предусмотренным пунктом 6 Приложения N 2 к Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 г. N 99, а именно, составляет менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс;
2) в составе заявки участника ООО "Логистик" в качестве документов, подтверждающих соответствие дополнительным требованиям представлены копия контракта N КЭ 33/15-36 от 16.03.2015 г., заключенного с ФГБОУ ВПО "УВАУГА (И)" и договора поставки продукции N 05/14 от 01.10.2014 г., заключенного с ООО "Альтернатива". При этом, контракт N КЭ 33/15-36 от 16.03.2015 г. не соответствует требованиям, предусмотренным пунктом 6 Приложения N 2 к Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 г. N 99, так как в настоящий момент обязательства по контракту не исполнены в полном объеме, а договор поставки продукции N 05/14 от 01.10.2014 г. заключен с юридическим лицом, которое не является бюджетным учреждением.
Учитывая изложенное, указанные участники закупки не могли быть признаны соответствующими дополнительным требованиям, установленным в документации в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 г. N 99.
Согласно части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Вместе с тем, в нарушение части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе единая комиссия признала ООО "Агрофирма "Лаишевские Овощи" и ООО "Логистик" соответствующими дополнительным требованиям.
Учитывая изложенное, Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Логистик" частично обоснованной.
2. Признать в действиях единой комиссии нарушение части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе.
3. Обязать единую комиссию устранить допущенное нарушение путем отмены протоколов, составленных в ходе осуществления закупки и проведения процедуры рассмотрения заявок повторно, на что выдать предписание.
6. Передать материалы дела N 12 196/03-2015 уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
<_>
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 7 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от 27 мая 2015 г. N 12196/03-2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.06.2015