Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 8 июня 2015 г. N 44-1745/15
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
ГБОУ ДОД Дом детского творчества Приморского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):
ООО "АРТ-линия" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. 11768 от 01.06.2015) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на выполнение общестроительных работ в ГБОУ ДОД Дом детского творчества Приморского района Санкт-Петербурга в 2015 году (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 25.05.2015 на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200254515000006. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 520 653,00 рублей.
В жалобе ООО "АРТ-линия" указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в нарушении правил описания объекта закупки.
Заказчик с доводами жалобы не согласен.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
Документация об электронном аукционе в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Анализ документации об аукционе, в том числе Приложения N 4 "Требования к товарам, использующимся при выполнении работ" к Техническому заданию показал следующее.
К товару по позиции 1 "Ветошь ГОСТ 14253-83" Заказчиком установлены следующие требования: "Ширина, см: не менее 52 не более 184. Поверхностная плотность, г/см2: не менее 161 не более 221. Число петель на 50 мм по длине/ширине: не менее 15-1 не более 25-1/ 20-1; или не нормируется. Линейная плотность прошивной нити, текс: не менее 15,6 не более 50. Нормированная влажность, %: должна быть 9".
При этом данный товар является расходным материалом и при выполнении работ не представляется возможным определить соответствие характеристик, указанных победителем аукциона (подрядчиком), характеристикам фактически используемой ветоши.
Также требования о предоставлении сведений о конкретных показателях установлены Заказчиком к товарам по позициям 51 "Шкурка" и 67 "Детали стальных трубчатых лесов".
Товар по позиции 67 "Детали стальных трубчатых лесов" относится к процессу организации их исполнения, то есть решение об использовании тех или иных строительных лесов должно приниматься подрядчиком непосредственно на этапе исполнения работ
Требования к расходным материалам, которые используются при выполнении работ, однако не влияют на качество и результаты их выполнения, искусственно увеличивают объем первой части заявки участника, что в конечном итоге может привести к отказу участникам закупки в допуске к участию в электронном аукционе по формальным основаниям.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия УФАС приходит к выводу, что требования, установленные Заказчиком к расходным материалам, являются явно избыточными и нарушают правило объективного характера описания объекта закупки, в чем усматривается нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 1 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе.
По ряду товаров Заказчиком установлены избыточные требования к товарам, которые не влияют на функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики материалов, которые используются при выполнении работ.
Так, например, к товару по позиции 3 "Винты самонарезающие остроконечные" Заказчиком установлены требования к следующим показателям: "Номинальная ширина шлица, мм: не менее 0,6 не более 2,0. Глубина шлица, мм: в диапазоне конкретных значений с нижним пределом не менее 0,9 и с верхним пределом не более 3,7. Номер крестообразного шлица: 1 или 2 или 3. Диаметр крестообразного шлица, мм: не менее 2,8 не более 7,7. Глубина крестообразного шлица, мм: не менее 1,25 не более 3,65. Глубина вхождения калибра в крестообразный шлиц, мм: в диапазоне конкретных значений с нижним пределом не менее 1,1 и с верхним пределом не более 4,2".
При этом шлиц является углублением в головке крепёжных изделий, и его размеры не могут влиять на характеристики данного товара.
На основании изложенного Комиссия УФАС приходит к выводу, что установленные Заказчиком избыточные требования к товарам нарушают правило объективного характера описания объекта закупки, в чем усматривается нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 1 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе, следовательно, жалоба является обоснованной.
В результате проведения внеплановой проверки закупки установлено следующее.
Анализ документации об аукционе, в том числе Приложения N 4 "Требования к товарам, использующимся при выполнении работ" к Техническому заданию показал следующее.
К товару по позиции 43 "Плитки керамические для полов" Заказчиком установлены следующие требования: "Маркировка: должна быть отчетливой и содержать: наименование, товарный знак и адрес предприятия-изготовителя, условное обозначение плиток и (или) их полное наименование; количество плиток, м2 (шт.); дату изготовления и номер партии; знак соответствия при поставке сертифицированной продукции (если это предусмотрено системой сертификации)".
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Таким образом, заказчик вправе устанавливать в документации о закупке технические характеристики объекта закупки, а также вправе установить требование о соответствии товара ГОСТ. Вместе с тем, заказчик в документации об аукционе не вправе устанавливать требования к товарам, информации при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Кроме того, положениями Гражданского кодекса Российской Федерации не установлена для юридического лица или индивидуального предпринимателя обязанность регистрации товарного знака.
Таким образом, с учетом положений Закона о контрактной системе и Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик не вправе устанавливать технические характеристики объекта закупки таким образом, что возможна поставка товара, исключительно имеющего товарный знак, поскольку установление таких требований ограничивает количество участников закупки.
Таким образом, в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 1 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении требований к товарам, которые влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Заявителем отмечено, что совокупность допущенных Заказчиком нарушений Закона о контрактной системе делают фактически невозможным подачу заявки на участие в электронном аукционе. Данные доводы подтверждаются сведениями протокола рассмотрения единственной заявки N 0372200254515000006-1 от 02.06.2015, согласно которому на участие в электронном аукционе подана только одна заявка и электронный аукцион признан несостоявшимся на основании ч. 16 ст. 66 Закона о контрактной системе.
Выявленное в действиях Заказчика нарушение является существенным, поскольку может ограничить круг потенциальных участников закупки, что дает основания для выдачи предписания о выдачи предписания о его устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 4, 33, 64, 99, 106, 112 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "АРТ-линия" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 1 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии Уполномоченного органа и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 8 июня 2015 г. N 44-1745/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.06.2015