Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 9 июля 2015 г. N 44-2152/15
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
ГБДОУ детский сад N 5 Кировского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):
ООО "Продстрой" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу заявителя (вх. N 14285 от 02.07.2015) на действия Заказчика, Уполномоченного органа при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту помещений для нужд ГБДОУ детский сад N 5 Кировского района Санкт-Петербурга (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме размещено 17.06.2015 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0172200001415000087. Начальная (максимальная) цена контракта - 10 636 310,00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик считает жалобу необоснованной.
Рассмотрев жалобу, Комиссия УФАС пришла к следующим выводам.
1. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик обязан использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. III Аукционной документации Раздел 5 Технического задания пункт 1 Заказчиком установлено требование: Выполняемые работы должны соответствовать требованиям действующих строительных норм, правил и иных нормативных документов, обязательных при выполнении работ, соответствующих предмету электронного аукциона, в том числе: СНиП 2.04.05-91 "Электроосвещение внутренних помещений". Данный СНиП является не действующим на территории Российской Федерации с 01 января 2004 года, СНиП 2.04.05-91 Отопление, вентиляция и кондиционирование, исходя из указанного выше СНиП: Настоящие строительные нормы следует соблюдать при проектировании отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха в помещениях зданий и сооружений. То есть данный СНиП предусматривает использование технологических решений с учетом указанных в нем требований на стадии проектирования, но не на стадии выполнения работ на основании разработанного и утвержденного проекта, размещенного Заказчиком.
В соответствии с частью III Аукционной документации Раздел 5 Технического задания пункт 2 Заказчиком установлено требование: в отношении материалов, используемых при выполнении работ необходимо соблюдать требования действующих нормативных актов, в том числе:
ГОСТ 21880-94 "Маты минераловатные прошивные", который является не действующим с 01 июля 2012 года;
ГОСТ Р 51778-2001 "Щитки распределительные для производственных и общественных зданий. Общие технические условия" является не действующим с 01 января 2015 года;
ГОСТ Р МЭК 60598-2-2-99 Светильники. Часть 2. Частные требования. Раздел 2. Светильники встраиваемые, является недействующим с 01 января 2015 года;
ГОСТ 12.2007.14-75 ССБТ. Кабели и кабельная арматура. Требования безопасности. Указанного заказчиком ГОСТа с указанными идентификационными данными на территории Российской Федерации не разрабатывался, не принимался и не применяется;
ГОСТ Р 52134-2003 "Трубы напорные из термопластов и соединительные детали к ним для систем водоснабжения и отопления" является недействующим с 01 января 2015 года;
В соответствии с частью III Аукционной документации Раздел 5 Технического задания пункт 3 Заказчиком установлено требование: Все применяемые материалы должны иметь: Санитарно-эпидемиологическое заключение Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по СПб в соответствии с СанПиН 2.1.3.1375-03.
Исходя из данного СанПиН: Санитарные правила предназначены для учреждений здравоохранения и других организаций по оказанию медицинской помощи населению; больницах, родильных домах, дневных стационарах и других лечебных учреждениях (далее - лечебные учреждения) независимо от их принадлежности и форм собственности.
Заказчик не относится к данному перечню учреждений, так как является дошкольным образовательным учреждением. Статус документа определяется как утративший силу в связи с отменой СанПиН 2.1.3.1375-03, утвержденных на основании постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 мая 2010 года N 58.
Следовательно, Заказчиком допущены нарушения п.1 ч. 1 ст. 64, п.1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, в данной части жалоба признана обоснованной.
2. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе требование о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п. 1 и 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным п. 3 - 9 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Согласно постановлению Правительства РФ от 30.12.2011 N 1225 "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" лицензируемая деятельность включает в себя включает в себя следующие виды работ и услуг:
1. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
2. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
3. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
4. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем (элементов систем) дымоудаления и противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
5. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
6. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов.
7. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт противопожарных занавесов и завес, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
8. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проемов в противопожарных преградах.
9. Устройство (кладка, монтаж), ремонт, облицовка, теплоизоляция и очистка печей, каминов, других теплогенерирующих установок и дымоходов.
10. Выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций.
11. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт первичных средств пожаротушения.
Анализ требований технического задания документации об аукционе показал, что выполнению подлежат работы (например - установка оповещателей для информирования людей о возникновении пожара), входящие в перечень работ, услуг указанных в постановлении Правительства РФ от 30.12.2011 N 1225 "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений".
В соответствии с ч. II "Информационная карта" документации об аукционе Заказчиком не установлено требование к участникам закупки в части предоставления действующей лицензии на деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Согласно ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Согласно ч. II "Информационная карта"
11 |
пункт 1.10. части I |
Привлечение соисполнителей (субподрядчиков) |
|
Требование не установлено. |
Согласно ч. 3 ст. 52 Градостроительного кодекса лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 ст. 52 Градостроительного кодекса, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
Таким образом, Заказчиком не предусмотрена возможность исполнения обязательств по контракту с привлечением соисполнителей (субподрядчиков).
Исходя из изложенного, Заказчиком в документации о закупке не установлены предусмотренные законодательством требования к участнику закупки. В случае непосредственного исполнения контракта победителем аукциона Заказчик обязан установить требование в документации о закупке о наличии действующей лицензии на деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. В случае установления в документации об аукционе возможности привлечения к исполнению контракта соисполнителей (субподрядчиков) Заказчик обязан установить в документации о закупке наличие у участника закупки выданного саморегулируемой организацией допуска к работам на осуществление функций генерального подрядчика.
Таким образом, в действиях Заказчика усматриваются нарушения п. 1, п. 2 ч. 1 ст. 64 (п. 1 ч. 1 ст. 31) Закона о контрактной системе, выразившееся в неустановлении требования о наличии лицензии на деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, либо допуска СРО на осуществление функций генерального подрядчика.
3. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
На основании ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (вместе с "Дополнительными требованиями к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов") (далее - Постановление Правительства РФ N 99) установлены следующие дополнительные требования:
Наименование товаров, работ, услуг |
Дополнительные требования к участникам закупки |
Документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям |
2. |
Выполнение работ строительных, включенных в код 45 (кроме кода 45.12) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей |
наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка |
копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, аукционе |
На основании Постановления Правительства N 99 для соответствующих коду ОКПД <45> требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт.
В соответствии с извещением, размещенным Заказчиком на официальном сайте zakupki.gov.ru в сети Интернет, Заказчик установил код по ОКПД 45.45.13.190. Таким образом, Заказчик должен был установить дополнительные требования к участникам закупки на основании п. 2 Постановления Правительства РФ N 99. Анализ аукционной документации показал, что Заказчиком не установлены дополнительные требования в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 99.
Таким образом, Заказчиком допущено нарушение ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Выявленные в действиях Заказчика и его аукционной комиссии нарушения являются существенными, что дает основания для выдачи предписания об их устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 31, 33, 64, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Продстрой" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 4 ст. 31, п. 1, п. 2 ч. 1 ст. 33, п.1, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии Уполномоченного органа и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 9 июля 2015 г. N 44-2152/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.07.2015