Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 11 июня 2015 г. N 44-1887/15
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия УФАС)
в присутствии представителей:
СПб ГБУЗ "Городская клиническая больница N 31" (далее - Заказчик) по доверенности,
ООО "Универсал СПб" (далее - Заявитель) по доверенности;
рассмотрев жалобу (вх. N 12098 от 04.06.2015) на действия СПб ГБУЗ "Городская клиническая больница N 31" (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса с ограниченным участием на выполнение услуг по организации 3-х разового лечебного питания больных, находящихся на стационарном лечении (извещение N 0372200000915000112) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме размещено 16.03.2015 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200000915000112.
Начальная (максимальная) цена контракта - 10 097 546,00 рублей.
Заявитель обжалует положения документации об аукционе, противоречащие, по его мнению, требованиям Закона о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик считает доводы жалобы необоснованными.
Комиссия УФАС, рассмотрев жалобу, пришла к следующим выводам.
В соответствии с ч. 5 ст. 34 Закона о контрактной системе, в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде Фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 6 "Ответственность сторон" Контракта, Заказчик устанавливает следующее: "6.1. Стороны несут ответственность за выполнение обязательств по Контракту в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
6.2. В случае просрочки поставки Поставщиком по Контракту, в том числе за просрочку уплаты штрафа. Заказчик вправе взыскать неустойку (пени).
Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Поставщиком обязательства, предусмотренного Контрактом, и устанавливается в размере одной двухсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены Контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных Контрактом и фактически исполненных Поставщиком, и определяется по формуле П = (Ц - В) х С (где Ц - цена контракта; В - стоимость фактически исполненного в установленный срок Поставщиком обязательства по Контракту, определяемая на основании документа о приемке Товара, в том числе отдельных этапов исполнения Контрактов; С - размер ставки).
Размер ставки определяется по формуле (где - размер ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени, определяемый с учетом коэффициента К; ДП - количество дней просрочки).
Коэффициент К определяется по формуле К = ДП/ДК х 100% (где ДП - количество дней просрочки; ДК - срок исполнения обязательства по контракту (количество дней).
При К, равном 0-50 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,01 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
При К, равном 50- 100 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,02 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
При К, равном 100 процентам и более, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,03 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
6.3. В случае ненадлежащего исполнения Поставщиком своих обязательств по Контракту, в том числе гарантийных обязательств, а также в случае, если Поставщик не приступил к выполнению обязательств по Контракту, Заказчик вправе взыскать штраф в размере:
а) 10 процентов цены Контракта в случае, если цена Контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены Контракта в случае, если цена Контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1 процент цены Контракта в случае, если цена Контракта составляет от 50 млн, рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены Контракта в случае, если цена Контракта превышает 100 млн. рублей.
6.4. Заказчик вправе взыскать с Поставщика убытки в полном объеме сверх установленной Контрактом неустойки за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий, предусмотренных Контрактом.
6.5. При этом уплата неустойки и возмещение убытков в случае ненадлежащего выполнения Поставщиком обязательств, предусмотренных Контрактом, не освобождают от выполнения обязательств по Контракту в натуре.
6.6. Заказчик имеет право взыскать неустойку (пеню, штраф) путем бесспорного одностороннего удержания соответствующей суммы штрафной санкции из стоимости поставки, уменьшив сумму оплаты по выставленному счету, или удержав из обеспечения по Контракту."
Согласно ч. 5 ст. 34 Закона о контрактной системе, "В случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде Фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Заказчик устанавливает следующее:
В случае просрочки исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, Поставщик вправе потребовать уплаты неустоек ('штрафов, пеней).
6.7. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Заказчиком обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства. При этом размер пени устанавливается в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы.
6.8. Заказчик несет ответственность за неисполнение своих обязательств в порядке и размере, установленном п.5 ст.34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ."
При этом обязательная информация о штрафах в случае просрочки исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, отсутствует. Таким образом, Заказчик не надлежаще исполнил обязанность по установлению размеров неустойки в виде штрафов.
Учитывая изложенное, в действиях Заказчика содержится нарушение ч. 5 ст. 34 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с ч. 3 ст. 56 Закона о контрактной системе, при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения настоящего Федерального закона о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных настоящей статьей.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать порядок предоставления участникам открытого конкурса разъяснений положений конкурсной документации, даты начала и окончания срока такого предоставления.
В соответствии с ч. 7 ст. 50 Закона о контрактной системе, любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.
В ч. 16 Части III "Специальная часть. Инструкция участникам" конкурсной документации указана дата окончания срока предоставления участникам конкурса с ограниченным участием разъяснений положений конкурсной документации:
Запрос участника закупки о разъяснении положений конкурсной документации может быть направлен заказчику с 28.05.2015 г. по 12.06.2015 г.
Датой окончания подачи заявок является 17.06.2015 г.
Согласно ст. 191 Гражданского кодекса Российской Федерации:
"Течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало".
Соответственно, датой окончания разъяснений положений документации должно являться
11. 06.2015 г.
Т.е. срок окончания разъяснений положений документации конкурса с ограниченным участием установлен Заказчиком не в соответствии с требованиями действующего законодательства, что вводит в заблуждение участников конкурса относительно возможности запроса разъяснений положений документации.
Таким образом, в действиях Заказчик содержится нарушение п. 7 4.1 ст. 50 Закона о контрактной системе.
3. В соответствии с ч. 4 ст. 51 Закона о контрактной системе, "Все листы поданной в письменной форме заявки на участие в открытом конкурсе, все листы тома такой заявки должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в открытом конкурсе и том такой заявки должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью участника открытого конкурса при наличии печати (для юридического лица) и подписаны участником открытого конкурса или лицом, уполномоченным участником открытого конкурса. Соблюдение участником открытого конкурса указанных требований означает, что информация и документы, входящие в состав заявки на участие в открытом конкурсе и тома заявки на участие в открытом конкурсе, поданы от имени участника открытого конкурса и он несет ответственность за подлинность и достоверность этих информации и документов. Не допускается устанавливать иные требования к оформлению заявки на участие в открытом конкурсе, за исключением предусмотренных настоящей частью требований к оформлению такой заявки. При этом ненадлежащее исполнение участником открытого конкурса требования о том, что все листы таких
заявки и тома должны быть пронумерованы, не является основанием для отказа в допуске к участию в открытом конкурсе."
В п. 7 ч. И.ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОТКРЫТОГО КОНКУРСА С ОГРАНИЧЕННЫМ УЧАСТИЕМ, Заказчик устанавливает следующее требования к оформлению и содержанию заявки на участие в конкурсе: "7.2 Все листы заявки (тома заявки) на участие в конкурсе должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка (том заявки) на участие в конкурсе должна содержать опись входящих в ее состав документов, быть скреплена печатью участника закупки (для юридических лип) и подписана участником закупки или лицом, уполномоченным таким участником закупки."
Установленное Заказчиком требование утратило силу с 06 апреля 2015 г. (Федеральный закон N 82 "0 внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены обязательности печати хозяйственных обществ"),
Учитывая изложенное, в действиях Заказчика содержится нарушение ч. 4 ст. 51 Закона о контрактной системе.
Следовательно, в действиях Заказчика содержится нарушения ч. 4 ст. 51, ч. 4 ст. 65, п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 7 ст. 34, ч. 6 ст. 34 и жалоба является частично основанной.
При установленных обстоятельствах допущенные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дает основания для выдачи предписания об их устранении путём аннулирования закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 31, 34, 51 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Универсал СПб" обоснованной в части доводов.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 4 ст. 51, ч. 4 ст. 65, п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 7 ст. 34, ч. 6 ст. 34 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о закупках путём аннулирования торгов.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 11 июня 2015 г. N 44-1887/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.06.2015