Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 15 июня 2015 г. N 44-2005/15
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия УФАС) в составе:
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 12261 от 05.06.2015) на действия СПб ГКУ "Жилищное агентство Выборгского района Санкт-Петербурга" (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по комплексному благоустройству дворов, в Выборгском районе Санкт-Петербурга в 2015 году в соответствии с адресным перечнем (извещение N 0172200004615000048), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме размещено 26.05.2015 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200004615000048.
Начальная (максимальная) цена контракта - 18 247 534,16 рублей.
Заявитель обжалует действия Заказчика по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик считает доводы жалобы необоснованными.
Рассмотрев жалобу, Комиссия УФАС приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе аукционная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о размещении заказов.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о размещении заказов, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться тем, что описание объекта закупки должно носить объективный характер.
1. Заказчиком указаны требования не только к товару - объекту закупки, но и к материалам, из которого произведен как сам товар, так и его составные элементы. Заказчиком представлены конкретные требования к инструментам для производства работ, требования к расходным и техническим материалам, необходимым для производства работ. Также требуется указать технические характеристики, не имеющие отношения к данному товару и характеристики, относящиеся к методам испытаний товара.
Например, необходимо указать требования к материалам и методам испытаний по ГОСТ:
- Пункт 1. Щебень тип 1. "Число циклов при испытании замораживанием - оттаиванием - не менее 300 и не более 400 циклов... Число циклов насыщения в растворе сернокислого натрия при испытании высушиванием - не менее 15 циклов... .Максимальная потеря массы щебня при испытании на дробимость в сухом состоянии - не более 15%";
- Пункт 2. Щебень тип 2. "Максимальная потеря массы при распаде - не более 5 %. Наибольший номинальный размер зерен основной фракции - не менее 20 мм. Показатель, для которого установлен диапазон значений: Полный остаток на контрольном сите с диаметром отверстий равным наименьшему номинальному размеру зерен основной фракции - в диапазоне конкретных значений с верхним пределом не более юо и с нижним пределом не менее до % по массе. Максимальная потеря массы после насыщения в растворе сернокислого натрия - высушивание - не более 4 %;
- Пункт 3. Щебень тип 3. "Марка по морозостойкости щебня должна быть - F300. Число циклов насыщения в растворе сернокислого натрия при испытании высушиванием - не менее 15 цикл. Максимальная потеря массы щебня при испытании на дробимость в сухом состоянии - не более 12 %;
- Пункт 11. Смесь асфальтобетонная тип 3. "Максимальный коэффициент вариации предела прочности при сжатии при температуре 50 °С - не более 0,18";
- Пункт 12. Смесь асфальтобетонная тит. "Абсолютное значение отклонения содержания битума в асфальтобетонной смеси в положительную сторону - не более 0,5 % по массе. Показатель, для которого установлено требование к конкретному значению: Максимальный коэффициент вариации предела прочности при сжатии при температуре 50 °С - не более 0,18.";
Пункт 32. Проволока. "Предельное отклонение по длине выступа - в диапазоне конкретных значений с верхним пределом не более 0,2 и с нижним пределом не менее -0,2 мм.... Предельное отклонение до глубины вмятины - в диапазоне конкретных значений с нижним пределом не менее - 0,02 и с верхним пределом не более 0,05 мм Предельное отклонение по шагу вмятин в отрицательную сторону - не более 0,2 мм.".
2. Непонятные требования, отсутствует описание конкретного объекта закупки.
Пункт 5. Поковка. "Показатель, для которого установлено требование к конкретному значению: Максимальное число твердости по Бринеллю (на поверхности поковки) - не более 197. Показатель, для которого установлено требование к конкретному значению: Минимальный предел текучести поковки - не более 275 МПа. Показатель, для которого установлено требование к конкретному значению: Показатель, для которого установлено требование к конкретному значению: Минимальное относительное удлинение поковки - не менее 20 %. Показатель, значение которого не может изменяться: Форма поковки должна быть квадратная. Показатель, для которого установлено требование к конкретному значению: Масса поковки - не более 1,8 кг. Показатель, значение которого не может изменяться: Материал изготовления поковки должен быть - сталь. Показатель, для которого установлено требование к конкретному значению: Минимальное относительное сужение поковки - не менее 55 %. Показатель, для которого установлено требование к конкретному значению: Минимальное число твердости по Бринеллю (на поверхности поковки) - не более 156.".
3. Требования к расходным материалам, например:
- Пункт 16. Кислород. "Показатель, значение которого не может изменяться: Вид кислорода должен быть - технический. Показатель, для которого установлено требование к конкретному значению: Минимальная объемная доля кислорода - не менее 99,6 %. Показатель, для которого установлено требование к конкретному значению: Максимальная доля водяных паров - не более 0,007 %. Показатель, значение которого не может изменяться: Область применения должна быть - для газопламенной обработки металлов. Показатель, значение которого не может изменяться: Способ выработки кислорода должен быть - электролиз воды.
- Пункт 17. Ацителен. "Максимальная допустимая объемная доля воздуха и других малорастворимых в воде газов - не более 1,4 %. Показатель, значение которого не может изменяться: Тип должен быть - технический. Показатель, для которого установлено требование к конкретному значению: Минимальная объемная доля ацетилена - не менее 98,5 %. Показатель, значение которого не может изменяться: Молекулярная масса должна быть - 26,038 а. е. м.".
- Пункт 20. Электрод. "Показатель, для которого установлено требование к конкретному значению: Длина зачищенного от покрытия конца электрода - не более 28 мм. Показатель, для которого установлено требование к конкретному значению: Номинальная длина электрода со стержнем из сварочной проволоки - не менее 350 мм. Показатель, для которого установлено требование к конкретному значению: Номинальный диаметр электрода - не менее 5 мм. Показатель, для которого установлено требование к конкретному значению: Минимальная ударная вязкость наплавленного металла при нормальной температуре - не менее 8 и не конкретному значению: Предельное отклонение по длине зачищенного от покрытия конца электрода в отрицательную сторону - не более 5 мм. Максимальная разность толщины покрытия в диаметрально противоположных участках электрода - не более 0,36 мм.
Показатель, для которого установлено требование к конкретному значению: Минимальное относительное удлинение наплавленного металла при нормальной температуре - не менее 17 %."
Во всех пунктах технического задания требуется указать аналогичные нелогичные требования к характеристикам объектов закупки.
Следовательно, в действиях Заказчика содержится нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 1 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе, выразившееся в необъективном описании объекта закупки.
В ходе проведения внеплановой проверки закупки, установлено следующее.
В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации N 99): при выполнении работ строительных, включенных в код 45 (кроме кода 45.12) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, к участникам устанавливаются следующие требования:
- наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка;
<*> Требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных: - работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Наименование товаров, работ, услуг |
Дополнительные требования к участникам закупки |
Документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям |
Выполнение работ строительных, включенных в код 45 (кроме кода 45.12) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей |
наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка |
копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ, копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в сгп'чаях. при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, аукционе |
Заказчиком в аукционной документации не установлены подобные требования.
Следовательно, в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 2 ч. 5 ст. 66, ч. 4 ст. 31 Закона и контрактной системе.
При установленных обстоятельствах допущенные в действиях Заказчика и его аукционной комиссии нарушения являются существенными, что дает основания для выдачи предписания об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 31, 33, 64, 66, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СтройПлюс" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 1 ч. 1 ст. 33), п. 2 ч. 5 ст. 66 (ч. 4 ст. 31) Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, аукционной Уполномоченного органа и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о размещении закупок.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 15 июня 2015 г. N 44-2005/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.06.2015