Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 16 июня 2015 г. N 44-1841/15
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
Комитета по строительству Санкт-Петербурга (далее - заказчик),
Комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга (далее - уполномоченный орган),
ООО "Хоумленд Мастерплан" (далее - заявитель),
рассмотрев жалобу заявителя (вх. N 12335 от 08.06.2015) на действия конкурсной комиссии уполномоченного органа и заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса на выполнение проектных и изыскательских работ по объекту: Строительство многоквартирного дома со встроенно-пристроенными помещениями по адресу: г. Санкт-Петербург, Нижне-Каменская улица, участок 46, (территории квартала 74Б района Каменка, ограниченной Глухарской ул., пр. Авиаконструкторов, Плесецкой ул., Нижне-Каменской ул.; ФЗУ N 1) для нужд Санкт-Петербурга (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 28.04.2015 на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200002515000086. Начальная (максимальная) цена контракта составляет 50 573 964,56 руб.
Заявитель обжалует действия конкурсной комиссии заказчика в части признания заявки ООО "Хоумленд Мастерплан" несоответствующей требованиям конкурсной документации по итогам рассмотрения заявок, поданных на участие в конкурсе.
Заказчик и уполномоченный орган с доводами жалобы не согласны.
Комиссия УФАС, рассмотрев жалобу, пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с ч. 3 ст. 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Согласно ч. 3 ст. 44 Закона о контрактной системе банковская гарантия, выданная участнику закупки банком для целей обеспечения заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе, должна соответствовать требованиям ст. 45 Закона о контрактной системе. Срок действия банковской гарантии, предоставленной в качестве обеспечения заявки, должен составлять не менее чем два месяца с даты окончания срока подачи заявок.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 45 Закона о контрактной системе банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией
Согласно ч. 13 ст. 44 Закона о контрактной системе возврат денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявок, не осуществляется, а в случае проведения электронного аукциона денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявок, перечисляются на счет, который указан заказчиком и на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, или осуществляется уплата денежных сумм по банковской гарантии, в следующих случаях:
1) уклонение или отказ участника закупки заключить контракт;
2) непредоставление или предоставление с нарушением условий, установленных Законом о контрактной системе, до заключения контракта заказчику обеспечения исполнения контракта.
В соответствии с ч. 6 ст. 45 Закона о контрактной системе основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является:
1) отсутствие информации о банковской гарантии в предусмотренных настоящей статьей реестрах банковских гарантий;
2) несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в ч. 2 и 3 ст. 45 Закона о контрактной системе;
3) несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкурсная комиссия уполномоченного органа и заказчика рассмотрела заявку на участие в конкурсе ООО "Хоумленд Мастерплан" и признала ее несоответствующей требованиям конкурсной документации по итогам рассмотрения заявок, поданных на участие в конкурсе, в связи с тем, что банковская гарантия, представленная ООО "Хоумленд Мастерплан" в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, не содержит обязательств принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией, а именно обязательств, предусмотренных п. 1 и п. 2 ч. 13 ст. 44 Закона о контрактной системе: "в случае уклонения или отказа участника закупки заключить контракт; в случае непредоставления или предоставления с нарушением условий, установленных Законом о контрактной системе, до заключения контракта заказчику обеспечения исполнения контракта".
В банковской гарантии, представленной ООО "Хоумленд Мастерплан" в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, указано: "Гарант" выплатит "Бенефециару" денежную сумму в случае, если "Принципал" не исполнит или исполнит ненадлежащим образом свои обязательства по заявке на участие в конкурсе".
Установлено, что данная формулировка соответствует требованию, предусмотренному п. 2 ч. 2 ст. 45 Закона о контрактной системе.
Из пояснений представителей уполномоченного органа и заказчика следует, что банковская гарантия, представляемая в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, должна содержать прямое указание на случаи, указанные в п. 1 и п. 2 ч. 13 ст. 44 Закона о контрактной системе.
Однако инструкция по заполнению заявки не содержит указанных требований к содержанию банковской гарантии.
Таким образом, в связи с отсутствием надлежащей инструкции по заполнению заявки в части оформления банковской гарантии у конкурсной комиссии уполномоченного органа и заказчика имелись основания для признания заявки ООО "Хоумленд Мастерплан" несоответствующей требованиям конкурсной документации.
Следовательно, жалоба является необоснованной.
В результате проведения внеплановой проверки закупки установлено следующее.
2. Согласно п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные ст. 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с п. 3 раздела 5 специальной части конкурсной документации "в случае предоставления обеспечения заявки в форме банковской гарантии участник предоставляет банковскую гарантию на сумму, указанную в подпункте 1 пункта 5 специальной части, соответствующую требованиям, установленным частью I".
В п. 1.11.3.2 ч. 1 конкурсной документации установлено, что "банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать: 1) сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в установленных частью 13 статьи 44 Закона случаях и в специальной части; 2) обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией; 3) обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки; 4) условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику; 5) срок действия банковской гарантии с учетом требований статьи 44 Закона; 6) установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии".
Из пояснений представителей уполномоченного органа и заказчика следует, что банковская гарантия, представляемая в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, должна содержать в том числе случаи, указанные в п. 1 и п. 2 ч. 13 ст. 44 Закона о контрактной системе.
Однако инструкция по заполнению заявки не содержит указанных требований к содержанию банковской гарантии, соответственно, инструкция по заполнению заявки никак не раскрывает исчерпывающий перечень случаев, которые должна покрывать банковская гарантия, представляемая участником данной закупки.
При этом указанные недостатки инструкции по заполнению заявки на участие в конкурсе при рассмотрении заявок повлияли на обоснованность признания заявки участника закупки несоответствующей требованиям конкурсной документации.
Таким образом, в действиях заказчика установлено нарушение п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе, выразившееся в отсутствии надлежащей инструкции по заполнению заявки в части оформления банковской гарантии.
При установленных обстоятельствах допущенное в действиях заказчика нарушение является существенным, что дает основания для выдачи предписания о его устранении с целью восстановления законных прав участников конкурса на участие в нем.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 50, 53, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Хоумленд Мастерплан" необоснованной.
2. Признать в действиях заказчика нарушение п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать уполномоченному органу, заказчику и их конкурсной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 16 июня 2015 г. N 44-1841/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.06.2015