Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 16 июня 2015 г. N 44-2135/15
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия УФАС) в составе:
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 12320 от 08.06.2015) на действия СПб ГБУЗ "ДПС "Комарово" (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем конкурса с ограниченным участием на комплексную поставку продуктов питания на 2 полугодие 2015 года (извещение N 0372200259315000017), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме размещено 20.05.2015 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200259315000017.
Начальная (максимальная) цена контракта - 11 334 569,25 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся в утверждение конкурсной документации с нарушениями положений Закона о контрактной системе.
Заказчик считает доводы жалобы необоснованными.
Рассмотрев жалобу, Комиссия УФАС приходит к следующим выводам.
1. В соответствии с ч. 3 ст. 56 Закона о контрактной системе, при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения настоящего Федерального закона о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных настоящей статьей.
В соответствии с п. 4) ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать:
4) предусмотренные статьей 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Согласно ч. 4 ст. 51 Закона о контрактной системе, все листы поданной в письменной форме заявки на участие в открытом конкурсе, все листы тома такой заявки должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в открытом конкурсе и том такой заявки должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью участника открытого конкурса при наличии печати (для юридического лица) и подписаны участником открытого конкурса или лицом, уполномоченным участником открытого конкурса. Соблюдение участником открытого конкурса указанных требований означает, что информация и документы, входящие в состав заявки на участие в открытом конкурсе и тома заявки на участие в открытом конкурсе, поданы от имени участника открытого конкурса и он несет ответственность за подлинность и достоверность этих информации и документов.
B п.3.2.6 4.3.2 Раздела 3 Части I конкурсной документации указано: "Все листы поданной в письменной форме заявки, все листы тома такой заявки должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка и том такой заявки должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью участника закупки (для юридического лица) и подписаны участником закупки или лицом, уполномоченным участником закупки".
Таким образом, требования Заказчика к форме заявки установлены не в соответствии с требованиями действующего законодательства о контрактной системе, ввиду чего в действиях Заказчика содержится нарушение п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать информацию, предусмотренную п. 1 - п. 13 указанной части 1.
В соответствии с информацией, содержащейся в Извещении о проведении конкурса с ограниченным участием: "Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени): 09.06.2015 12:00".
В конкурсной документации содержится иная информация: "Дата окончания срока подачи участниками закупки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием: 09 июня 2015 года до 11.00 часов" (п. 9.3 ч. 9 Части II "Специальная часть. Инструкция участникам").
Таким образом, информация Извещения о проведении конкурса с ограниченным участием не соответствует информации, содержащейся в конкурсной документации в части времени окончания подачи заявок.
В соответствии с информацией, содержащейся в Извещении о проведении конкурса с ограниченным участием: "Преимущества: Субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям (в соответствии со Статьей 30 Закона о контрактной системе) Участникам, привлекающим Субъекты малого предпринимательства в качестве соисполнителей, субподрядчиков для исполнения контракта, и участникам, привлекающим Социально ориентированные некоммерческие организации в качестве соисполнителей, субподрядчиков для исполнения контракта (в соответствии со статьей 30 Закона о контрактной системе)".
В порядке ч. 5 ст. 30 Закона о контрактной системе Заказчик вправе установить преимущества участникам, привлекающим субъекты малого предпринимательства в качестве соисполнителей, субподрядчиков для исполнения контракта, и участникам, привлекающим Социально ориентированные некоммерческие организации в качестве соисполнителей, субподрядчиков для исполнения контракта только в том случае, если участник не является субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией.
Т.е. в Извещении о проведении конкурса с ограниченным участием содержатся требования, нарушающие ч. 5 ст. 30 Закона о контрактной системе.
В ч. 5 Части II "Специальная часть. Инструкция участникам" указаны ограничения в отношении участников закупок, установленные Заказчиком в соответствии со статьей 30 Закона: "Участниками конкурса могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации".
При этом информации о преимуществах, предоставляемых участникам, привлекающим субъекты малого предпринимательства в качестве соисполнителей, субподрядчиков для исполнения контракта, и участникам, привлекающим социально ориентированные некоммерческие организации в качестве соисполнителей, субподрядчиков для исполнения контракта, в конкурсной документации не содержится.
Таким образом, информация Извещения о проведении конкурса с ограниченным участием не соответствует информации, содержащейся в конкурсной документации в части преимуществ, предоставляемых участникам конкурса с ограниченным участием в порядке ст. 30 Закона о контрактной системе.
При указанных обстоятельствах в действиях Заказчика содержится нарушение ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе.
3. Согласно п. 4) ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с пп. г) п. 1) ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе, заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии таких документов, а также декларация о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3-9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 5 ст. 51 Закона о контрактной системе, требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных частью 2 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
В п. 8.3 ч. 8 Части II "Специальная часть. Инструкция участникам" конкурсной документации указано, что заявка, представленная участником, должна содержать следующие документы: "Декларация о соответствии участника закупки требованиям, установленным пунктами 3 - 5, 7, 9 части 1 и части 1.1. статьи 31 Закона в соответствии с требованиями п.п. 4.1.2,- 4.1.7. пункта 4 части 2 конкурсной документации.
При декларировании соответствия участника закупки требованиям, установленным пунктами 3-5,7,9 части 1 статьи 31 Закона, участник закупки вправе воспользоваться рекомендуемой формой "Декларация о соответствии участника конкурса требованиям, установленным пунктами 3-5,7,9 части 1 статьи 31 Закона" (Приложение N3 к Специальной части)".
В Приложении N 3 к Специальной части содержится форма "Декларация о соответствии участника конкурса требованиям, установленным пунктами 3-5,7,9 части 1 и части 1.1. статьи 31 закона".
Под п. 6) указанной формы указано следующее требование: "Настоящим (указывается наименование, фирменное наименование (при наличии) участника конкурса) подтверждает, что (необходимо указать "соответствует" или "не соответствует") требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3-5,7,9 части 1 и части статьи 31 Закона о контрактной системе: требованию об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица".
Указанное требование не предусмотрено пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, оно предусмотрено ч. 1.1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе на основании ч. 1.1 ст. 31 Закона о контрактной системе установить требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица, а также на основании ч. 3 ст. 53 Закона о контрактной системе отклонить заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации.
Но Заказчик не вправе требовать от участников декларирования соответствия указанному требованию на основании ч. 5 ст. 51 Закона о контрактной системе, согласно которой требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных частью 2 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
При таких обстоятельствах, в действиях Заказчика содержится нарушение ч. 5 ст. 51 Закона о контрактной системе.
4. В соответствии с п. 1) ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Согласно требованиям п. 1.5.5. ч. 1.5 Раздела 1 Части III "Техническое задание" конкурсной документации, Поставщик обязан производить очистку и санитарную обработку транспортных средств, используемых для перевозки товара. Используемые транспортные средства должны иметь действующие санитарные паспорта.
Согласно п. 2.2.3 ч. 2.2 Раздела 2 Части III "Техническое задание" конкурсной документации, транспортировка Товара должна осуществляться на предназначенном или специально оборудованном транспортном средстве для перевозки пищевых продуктов, имеющем документы (санитарный паспорт) в соответствии с Федеральным законом от 02 января 2000 г N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов".
В соответствии со ст. 36 Федерального закона от 19.07.2011 г. N 248-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией положений Федерального закона "О техническом регулировании": "внести в Федеральный закон от 2 января 2000 года N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" следующие изменения:
10) в статье 19:
б) в пункте 4 слова "имеющие оформленные в установленном порядке санитарные паспорта" исключить.
Действующая редакция Федерального закона от 02.01.2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" не содержит требования о наличии оформленного в установленном порядке санитарного паспорта на специально предназначенные или специально оборудованные транспортные средства для перевозки пищевых продуктов, таким образом, требование о наличии санитарного паспорта на автотранспорт отменено.
Таким образом, в действиях Заказчика содержится нарушение ч. 3 ст. 33 (п. 1 ч. 1 ст. 50) Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении в конкурсной документации требования о наличии у участника/исполнителя санитарных паспортов на транспорт, противоречащее Закону о контрактной системе.
5. Частью 4 ст. 34 Закона о контрактной системе установлено, что в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с ч. 5 ст. 34 Закона о контрактной системе, в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе, штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063 утверждены "Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Правила).
В п. 4, п. 5 "Правил" указано:
"4. За ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
За ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей".
В ч. 7 Части IV "Проекта гражданско-правового договора бюджетного договора" указана информация об ответственности сторон.
В п. 7.5 ч. 7 "Проекта гражданско-правового договора бюджетного договора" указано: "При неисполнении или ненадлежащем исполнении Поставщиком обязательств по Контракту, за исключением просрочки исполнения Поставщиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом, Поставщик выплачивает Заказчику штраф, в размере 10 % от цены контракта".
В п. 7.11 ч. 7 "Проекта гражданско-правового договора бюджетного договора" указано: "В случае ненадлежащего исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств Поставщик вправе взыскать с Заказчика штраф в размере 2,0 % цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. руб. до 50 млн. руб".
Федеральной антимонопольной службой в информационном письме от 21.10.2014 г. N АЦ/42516/14 даны разъяснения, согласно которым: "надлежащим исполнением обязанности Заказчика по установлению размеров неустойки целесообразно считать включение в проект контракта:
- пени за каждый день просрочки исполнения заказчиком обязательства, предусмотренного контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российский Федерации от не уплаченной в срок суммы;
- штрафа за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, в размере процента цены контракта, указанного в подпунктах "а" - "г" пункта 5 Правил: пени за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, путем указания формул и порядка расчета пени, указанных в пунктах 6-8 Правил;
- штрафа за ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, в размере процента цены контракта, указанного в подпунктах "а" - "г" пункта 4 Правил.
При этом подпункты "а" - "г" пунктов 4 и 5 Правил содержат различные размеры штрафа в зависимости от цены контракта. Учитывая, что контракт заключается по цене, предлагаемой участником закупки, но не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, заказчикам целесообразно устанавливать в проекте контракта под отлагательным условием все возможные значения размеров штрафа, предусмотренные Правилами для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта.
Кроме того, следует учесть, что включение в проект контракта ссылки на Правила вместо установления вышеуказанных размеров штрафа, пени не является надлежащим исполнением обязанности заказчика по установлению размеров неустойки".
Таким образом, Заказчик не исполнил обязанность по установлению неустойки в виде штрафа, т.к. не указал все возможные значения размеров штрафа, предусмотренные Правилами для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта.
Соответственно, в действиях Заказчика содержится нарушение ч. 4 ст. 34 (ч. 5 и ч. 8 ст. 34) Закона о контрактной системе.
Остальные доводы жалобы не нашли своего подтверждения.
Таким образом, в действиях Заказчика содержатся нарушения п. 4 ч. 1 ст. 50, ч. 1 ст. 50, ч. 5 ст. 51, ч. 3 ст. 33 (п. 1 ч. 1 ст. 50), ч. 4 ст. 34 (ч. 5 и ч. 8 ст. 34) Закона о контрактной системе.
Следовательно, жалоба является обоснованной в части ненадлежащего установления ответственности в проекте контракте, установления излишних требований к участникам закупки.
При установленных обстоятельствах допущенное в действиях Заказчика нарушение является существенным, что дает основания для выдачи предписания о его устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 33, 34, 50, 51, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Универсал СПб" обоснованной в части ненадлежащего установления ответственности в проекте контракте, установления излишних требований к участникам закупки.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 4 ч. 1 ст. 50, ч. 1 ст. 50, ч. 5 ст. 51, ч. 3 ст. 33 (п. 1 ч. 1 ст. 50), ч. 4 ст. 34 (ч. 5 и ч. 8 ст. 34) Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о закупках.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 16 июня 2015 г. N 44-2135/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.07.2015