Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 16 июня 2015 г. N 44-2133/15
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия УФАС) в составе:
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 12322 от 08.06.2015) на действия СПб ГБПОУ "Академия танца Бориса Эйфмана" (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем конкурса с ограниченным участием на оказание услуг по организации питания для учащихся СПб ГБПОУ "Академия танца Бориса Эйфмана" и учащихся, проживающих в интернате СПб ГБПОУ "Академия танца Бориса Эйфмана" (извещение N 0372200280315000003), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме размещено 01.06.2015 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200280315000003.
Начальная (максимальная) цена контракта - 49 179 693,64 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся в утверждение конкурсной документации с нарушениями положений Закона о контрактной системе.
Заказчик считает доводы жалобы необоснованными.
Рассмотрев жалобу, Комиссия УФАС приходит к следующим выводам.
1. Согласно ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе Заказчик не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушении требований настоящего федерального закона.
В соответствии с ч. 3 ст. 56 Закона о контрактной системе, при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения настоящего Федерального закона о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных настоящей статьей.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать порядок предоставления участникам открытого конкурса разъяснений положений конкурсной документации, даты начала и окончания срока такого предоставления.
В соответствии с ч. 7 ст. 50 Закона о контрактной системе, любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.
При изучении документации и подготовке для участия в конкурсе установлено, что данные указанные в ч. 9 Части II "Специальная часть. Инструкция участникам" конкурсной документации указана "Даты начала и окончания срока предоставления участникам разъяснений положений конкурсной документации"
1) Дата начала срока предоставления участникам разъяснений положений конкурсной документации "01" июня 2015 года.
2) Дата окончания срока предоставления участникам разъяснений положений конкурсной документации "18" июля 2015 года при условии, что запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации поступил не позднее, чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе (ч. 7 ст. 50 Закона о контрактной системе).
Дата окончания срока подачи заявок "22" июня 2015 года.
Согласно ст. 191 Гражданского кодекса Российской Федерации: "Течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало".
Соответственно, датой окончания разъяснений положений документации должно являться 16.06.2015 г.
Т.е. срок окончания разъяснений положений документации конкурса с ограниченным участием Заказчиком указан с нарушениями законодательства.
Таким образом, в действиях Заказчик содержится нарушение п. 7 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с ч. 3 ст. 56 Закона о контрактной системе, при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения настоящего Федерального закона о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных настоящей статьей.
В соответствии с ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать информацию, указанную в п. 1 - 13 настоящей статьи.
Информация, содержащаяся в Извещении о проведении конкурса должна соответствовать информации, содержащейся в конкурсной документации.
В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 49 Закона о контрактной системе, в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона о контрактной системе, Заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.
Согласно ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе, Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о контрактной системе, участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
При изучении документации и подготовке для участия в конкурсе установлено, что данные указанные в ч.4 Части II "Специальная часть. Инструкция участникам" конкурсной документации указана с нарушениями ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе. Заказчик указывает: 4.1.7. Отсутствие в предусмотренном Законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.
Очевидно, что Заказчик установил требования об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации только о юридических лицах.
Однако участниками закупок могут быть не только юридические лица, но и физические лица (п. 4 ст. 3 Закона о контрактной системе).
Установленное Заказчиком требование утратило силу с 01 января 2014 г. (Федеральный закон от 28.12.2013 N 396-ФЗ), до 01 января 2014 г. п. 6) ч. 1 ст. 31 было установлено следующее требование: "отсутствие в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки - юридическом лице, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки".
Положения ч. 1.1 ст. 31 Закона о контрактной системе предусматривают право Заказчика устанавливать требования ко всем участникам закупок, а не к некоторым их видам.
Таким образом, Заказчик нарушил ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе Заказчик не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушении требований настоящего федерального закона.
Согласно п. 5 "Требования к количеству, качеству товара, к его техническим и функциональным и эксплуатационным характеристикам" раздела 2 части III Технического задания документации о закупке качество и безопасность пищевых продуктов должны соответствовать требованиям нормативно-правовых и технических документов, в том числе Федеральному закону от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов".
В пункте 4.1 (Порядок поставки товара) части IV конкурсной документации "Проект контракта" установлено, что товар поставляется одной партией по заявке Заказчика специально оборудованным транспортом, имеющим санитарный паспорт, за счет средств Поставщика.
Данное требование было актуально до внесения изменения в Федеральный закон от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов". В связи с вступлением в силу 21.10.2011 года Федерального закона от 19.09.2011 г N 248-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" внесены изменения в Федеральный закон N 29-ФЗ от 02.01.2000 "О качестве и безопасности пищевых продуктов", согласно которым отменено требование наличия оформленного в установленном порядке санитарного паспорта на специально предназначенные и специально оборудованные транспортные средства для перевозки пищевых продуктов.
В действующей редакции (ред. от 31.12.2014) Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" для перевозок пищевых продуктов должны использоваться специально предназначенные или специально оборудованные для таких целей транспортные средства, а обязанность контроля технического и санитарно-гигиенического состояния указанных транспортных средств законодательством возложена на перевозчика.
Соответственно, включение в проект контракта обязательного условия о наличии санитарных паспортов на транспортные средства противоречит Федеральному закону от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", которым согласно техническому заданию должен руководствоваться участник.
Следовательно, заказчик нарушил ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе.
4. В соответствии с ч. 3 ст. 56 Закона о контрактной системе, при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения настоящего Федерального закона о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных настоящей статьей.
В соответствии с ч. 27 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Необходимо отметить, что срок возвращения обеспечения является существенным условием контракта.
Проект контракта не содержит обязательного условия о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.
В соответствии ч. 1 ст. 432 ГК РФ без включения в контракт всех существенных условий, такой контракт является незаключенным.
В соответствии с ч. 27 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Таким образом, в действиях Заказчика содержится ч. 27 ст. 34 Закона о контрактной системе.
Остальные доводы жалобы являются необоснованными.
Следовательно, жалоба является обоснованной в части установления требований к участникам закупок в нарушении требований настоящего Закона о контрактной системе, установления ненадлежащего срока для подачи разъяснений положений аукционной документации, а также отсутствия в проекте контракта условия о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.
Вместе с тем доказательства того, что выявленное нарушение повлияло на результаты закупки, отсутствует, оснований для выдачи предписания о его устранении не усматривается.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 31, 49, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Универсал СПб" обоснованной в части установления требований к участникам закупок в нарушении требований настоящего Закона о контрактной системе, установления ненадлежащего срока для подачи разъяснений положений аукционной документации, а также отсутствия в проекте контракта условия о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 6 ст. 31, ч. 27 ст. 34, п. 7 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 16 июня 2015 г. N 44-2133/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.07.2015