Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 22 июня 2015 г. N 44-1995/15
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
Администрации Невского района Санкт-Петербурга района Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган):
ООО "АРТ-линия" (далее - Заявитель):
в отсутствие представителей:
ГБДОУ детский сад N 55 Невского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик), надлежащим образом уведомленного о времени и месте заседания Комиссии УФАС;
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. 12838 от 15.06.2015) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по ремонту помещений (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 17.04.2015 на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200004715000049. Начальная (максимальная) цена контракта - 3 059 354,00 рублей.
В жалобе ООО "АРТ-линия" указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в нарушении правил описания объекта закупки.
Уполномоченный орган с доводами жалобы не согласен.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
Документация об электронном аукционе в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Анализ документации об аукционе, в том числе Приложения N 2 "Требования к значениям показателей (характеристик) товара, используемого для выполнения работы, позволяющие определить соответствие потребностям Заказчика" к Техническому заданию показал следующее.
По ряду позиций Заказчиком установлены требования к расходным материалам.
Например, к товару по позиции 52 "Ветошь" Заказчиком установлены следующие требования: "Ветошь должна быть обтирочная. Ветошь должна производиться из обработанных специальным образом отходов текстильных материалов. Применять должна как обтирочный материал при очистке поверхностей, оборудования во всевозможных сферах промышленности. Ширина должна быть 180 см. Допустимые отклонение по ширине: максимум должен быть не более +4 см, минимум должен быть не менее -4 см. Нормированная влажность должна быть менее 10 %".
При этом данный товар является расходным материалом и при выполнении работ не представляется возможным определить соответствие характеристик, указанных победителем аукциона (подрядчиком), характеристикам фактически используемой ветоши.
Требования к расходным материалам, которые используются при выполнении работ, однако не влияют на качество и результаты их выполнения, искусственно увеличивают объем первой части заявки участника, что в конечном итоге может привести к отказу участникам закупки в допуске к участию в электронном аукционе по формальным основаниям.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия УФАС приходит к выводу, что требования, установленные Заказчиком к расходным материалам, являются явно избыточными и нарушают правило объективного характера описания объекта закупки, в чем усматривается нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 1 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе.
По ряду товаров Заказчиком установлены требования к товарам, которые не влияют на функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики материалов, которые используются при выполнении работ.
Так, например, к товару по позиции 80 "Шуруп тип 2" Заказчиком установлены требования к следующим показателям: "Диаметр крестообразного шлица должен быть более 2 мм. Глубина крестообразного шлица должна быть менее 5,6 мм. Номер крестообразного шлица должен быть более 1. Глубина вхождения калибра в крестообразный шлиц максимальная должна быть более 1,3 мм, минимальная должна быть менее 5,8 мм".
При этом шлиц является углублением в головке крепёжных изделий, и его размеры не могут влиять на характеристики данного товара. Нормами ст. 33 Закона о контрактной системе допускается указание при описании объекта закупки функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки (при необходимости). Представитель Уполномоченного органа не смог пояснить Комиссии УФАС необходимость указания таких характеристик товара, а также пояснить каким образом влияют данные показатели на качество товаров и результаты выполнения работ, в связи с чем Комиссия УФАС приходит к выводу, что в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 1 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе, выразившееся в нарушении правила объективного описания объекта закупки.
К товару по позиции 41 "Смола" Заказчиком установлены требования к содержанию химических веществ в товаре: "Массовая доля веществ, нерастворимых в толуоле (-фракция) в пересчете на безводную смолу каменноугольную должна быть менее 13 %. Массовая доля веществ, нерастворимых в хинолине (
1-фракция) в пересчете на безводную смолу каменноугольную должна быть менее 6 %. Массовая доля золы в пересчете на безводную смолу каменноугольную должна быть не более 0,1%. рН водной вытяжки должен быть менее 8,5".
Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, вышеприведенные примеры подробного изложения в документации об аукционе требований к описанию участниками закупок содержания химических веществ ограничивают возможность участников закупки предоставить надлежащее предложение в составе заявки на участие в аукционе.
Допустимые значения показателей содержания химических элементов не могут отличаться и выходить за пределы, установленные соответствующими государственными стандартами (в том числе для данного материала), следовательно, требование к их описанию нарушает правило объективного характера описания объекта закупки.
На основании вышеизложенного Комиссия УФАС приходит к выводу, что в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 1 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе, выразившееся в нарушении правила объективного описания объекта закупки.
Оставшиеся доводы жалобы не нашли своего подтверждения.
Выявленное в действиях Заказчика нарушение является существенным, поскольку может ограничить круг потенциальных участников закупки, что дает основания для выдачи предписания о выдачи предписания о его устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 33, 64, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "АРТ-линия" обоснованной части доводов о нарушении Заказчиком правила объективного описания объекта закупки.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 1 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии Уполномоченного органа и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 22 июня 2015 г. N 44-1995/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.06.2015