Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 21 мая 2015 г. N 44-1570/15
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
СПб ГБСУСО "Дом-интернат для детей с отклонениями в умственном развитии N1" (далее - Заказчик):
ООО "Строительно-монтажное управление 8" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. 10493 от 14.05.2015) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту внутриплощадочных инженерных сетей водоснабжения и канализации по адресу г. Петродворец, ул. Воровского, д. 12 (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 23.03.2015 на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200100215000023. Начальная (максимальная) цена контракта - 19 971 916,22 рублей.
В жалобе ООО "Строительно-монтажное управление 8" указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в нарушении правил описания объекта закупки.
Заказчик с доводами жалобы не согласен.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
Документация об электронном аукционе в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик, при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Анализ документации об аукционе, в том числе Приложения N 5 "Требования к товарам, использующимся при выполнении работ" к Техническому заданию показал следующее.
К товару по позиции 24 "Бетон тяжелый тип 4" Заказчиком установлены следующие требования: "Максимальное содержание слоистых силикатов в крупном заполнителе (Требования к содержанию вредных примесей в заполнителях бетона установлены в связи с тем, что они вызывают снижение прочности и долговечности бетона, ухудшение качества поверхности и внутреннюю коррозию бетона, а также коррозию арматуры в бетоне) не более 15 % объема. Содержание пылевидных и глинистых частиц в крупном заполнителе не более 1,0 % массы. Максимальное содержание в заполнителях угля (Требования к содержанию вредных примесей в заполнителях бетона установлены в связи с тем, что они вызывают снижение прочности и долговечности бетона, ухудшение качества поверхности и внутреннюю коррозию бетона, а также коррозию арматуры в бетоне) не более 1,0 % массы. Максимальное содержание в заполнителях пирита в пересчете на SO3 (Требования к содержанию вредных примесей в заполнителях бетона установлены в связи с тем, что они вызывают снижение прочности и долговечности бетона, ухудшение качества поверхности и внутреннюю коррозию бетона, а также коррозию арматуры в бетоне) не более 4,0 % массы. Максимальное содержание в крупном заполнителе галоидов, включающих водорастворимые хлориды, в пересчете на ион хлора (Требования к содержанию вредных примесей в заполнителях бетона установлены в связи с тем, что они вызывают снижение прочности и долговечности бетона, ухудшение качества поверхности и внутреннюю коррозию бетона, а также коррозию арматуры в бетоне) не более 0,1 % массы" и т.д.
При этом в разделе 3 "Требования к качеству и безопасности работ, к их техническим и функциональным и эксплуатационным характеристикам" Заказчиком установлено требование о том, что товар под номером 24 в приложении N5 должен соответствовать ГОСТ 26633-2012.
В таблице 4 ГОСТ 26633-2012 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия" установлены нормы допустимого содержания вредных примесей в заполнителях.
Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, вышеприведенный пример подробного изложения в документации об аукционе требований к описанию участниками закупок химического состава веществ в составе бетона ограничивают возможность участников закупки предоставить надлежащее предложение в составе заявки на участие в аукционе.
При условии соответствия данного товара требованиям ГОСТ 26633-2012 допустимые значения показателей содержания химических элементов не могут отличаться и выходить за пределы, установленные государственным стандартом, следовательно, требование к их описанию является избыточным и нарушает правило объективного характера описания объекта закупки.
На основании вышеизложенного Комиссия УФАС приходит к выводу, что в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 1 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе, выразившееся в нарушении правила объективного описания объекта закупки.
Аналогичное нарушение выявлено при описании Заказчиком товара по позиции 17 "Портландцемент", а именно требования: "Массовая доля оксида магния в клинкере не более 5 %. Минимально допустимая массовая доля ангидрида серной кислоты в цементе (показатель установлен в связи с тем, что указанная добавка влияет на сроки схватывания цемента) не более 1,5 %", по мнению Комиссии УФАС, являются избыточными.
К товару по позиции 21 "Люк чугунный" Заказчиком установлены требования к характеристикам данного товара, а также требования к результатам испытания материала из которого он изготовлен, а именно: "Удельная теплоемкость материала изготовления люка при температуре от 20 до 200°С не более 525 Дж/(кг·К). Плотность материала изготовления люка не более 7300 кг/м3. Теплопроводность материала изготовления люка при температуре 20°С не более 60 Вт/(м·К). Линейная усадка материала изготовления люка не более 1,3 %".
При этом в разделе 3 "Требования к качеству и безопасности работ, к их техническим и функциональным и эксплуатационным характеристикам" Заказчиком установлено требование о том, что товар под номером 21 в приложении N5 должен соответствовать ГОСТ 1412-85 "Чугун с пластинчатым графитом для отливок. Марки", требования которого распространяются на чугун с пластинчатым графитом для отливок.
Комиссия УФАС считает, что нормы статьи 33 Закона о контрактной системе предоставляют Заказчику право описывать требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам, а также эксплуатационным характеристикам объекта закупки (в рассматриваемом случае - к товарам, которые используются при выполнении работ). В свою очередь Заказчиком установлены требования к результатам испытаний материала из которого изготовлен товар по позиции 21 "Люк чугунный", то есть фактически к другому товару, что нарушает правило объективного характера описания объекта закупки, в чем усматривается нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 1 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе.
К товару по позиции 44 "Кольцо стеновое тип 2" Заказчиком установлены следующие требования: "Наружный диаметр должен быть 1160 мм. Внутренний диаметр должен быть 1500 мм". Таким образом, требования установленные Заказчиком не позволяют участникам закупки использовать товар, удовлетворяющий требованиям Заказчика, поскольку данный требования противоречат друг другу. Данное описание объекта закупки нарушает правило объективного характера описания объекта закупки, в чем усматривается нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 1 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе.
Оставшиеся доводы не нашли своего подтверждения.
Выявленные в действиях Заказчика и его аукционной комиссии нарушения являются существенными, что дает основания для выдачи предписания об их устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 33, 64, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Строительно-монтажное управление 8" обоснованной в части доводов о нарушении Заказчиком правила объективного характера описания объекта закупки.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 1 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 21 мая 2015 г. N 44-1570/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.05.2015