Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 29 мая 2015 г. N 44-1663/15
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
ГБОУ СОШ N 176 Калининского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей:
ООО "СМО "Строймиг" (далее - Заявитель), надлежащим образом уведомленного о времени и месте заседания Комиссии УФАС;
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. 11078 от 22.05.2015) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на выполнение ремонтно-строительных работ (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 19.05.2015 на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200142915000011. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 997 385,84 рублей.
В жалобе ООО "СМО "Строймиг" указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в нарушении правил описания объекта закупки, а также размещению документации об аукционе в формате, ограничивающим ознакомление с ней.
Заказчик с доводами жалобы не согласен.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
Первым доводом жалобы Заявитель указывает на избыточные требования к товарам, установленные Заказчиком в документации об аукционе.
Документация об электронном аукционе в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Анализ документации об аукционе, в том числе Приложения N 2 "Требования к товарам, использующимся при выполнении работ" к Техническому заданию показал, что Заказчиком установлены требования к расходным материалам, которые не влияют на результаты выполнения работ.
Так, например, к товару по позиции 51 "Детали стальных лесов" Заказчиком установлены следующие требования: "Детали стальных лесов должны быть из труб не менее 2-х типов и швеллеров. Детали должны быть укомплектованы хомутами. Все элементы должны быть огрунтованы и покрыты эмалью. Труба 1-го типа должна быть стальная, электросварная. Должны быть не ниже обычной точности. Наружный диаметр должен быть менее 65 мм. Толщина стенки труб должна быть более 2 мм. Масса 1 метра труб должна быть более 2 кг. Предельные отклонения по наружному диаметру должны быть менее 0,8%. Предельные отклонения по толщине стенок должны быть менее 10%. Максимальная кривизна любого участка трубы на 1 м длины должна быть более 1 мм. Предел текучести стали должен быть менее 230 Н/мм2. Относительное удлинение должно быть менее 28 %. На поверхностях труб не должны допускаться трещины, плены, рванины, закаты и расслоения. Должны быть допустимы отдельные незначительные забоины, вмятины, риски, тонкий слой окалины, следы зачистки. Дефекты не должны выводить толщину стенки за пределы допустимых отклонений. Непровары швов должны быть заварены, место заварки должно быть зачищено. Концы труб должны быть обрезаны под углом более 75 град. Труба тип 2 должна быть стальная. Ширина трубы должна быть не более 65 мм. Высота трубы должна быть не менее 20 мм. Толщина стенки должна быть более 2,5 мм. Труба должна быть холоднодеформированная. Площадь сечения трубы должна быть менее 5,8 см2. Масса 1 метра трубы должна быть не менее 3,95 кг. Момент сопротивления перпендикулярно широкой стороне должен быть менее 7 см3. Предельное отклонение наружных размеров трубы должно быть менее 0,65 мм. Максимальная вогнутость/выпуклость стороны должна быть не более 0,5 мм. Максимальная кривизна трубы должна быть более 1 мм на 1 метр трубы. Максимальное отклонение толщины стенки должно быть менее 12 процентов. Труба тип 3 должна быть стальная электросварная прямошовная. Наружный диаметр трубы должен быть более 65 мм. Трубы должны быть не ниже обычной точности. Масса 1 метра труб должна быть более 6 кг. Временное сопротивление разрыву должно быть менее 400 Н/мм2. Предел текучести должен быть более 220 Н/мм2. Относительное удлинение должно быть менее 26 процентов_и т.д.". Данный товар не влияет на результаты выполнения работ, а относится к процессу организации их исполнения, то есть решение об использовании тех или иных строительных лесов должно приниматься подрядчиком непосредственно на этапе исполнения работ. Таким образом, требования к данному товару являются избыточными и нарушают правило объективного описания объекта закупки, в чем усматривается нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 1 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе.
Вторым доводом жалобы Заявитель приводит размещение Заказчиком на официальном сайте www.zakupki.gov.ru части документации об аукционе, а именно Приложения N 2 "Требования к товарам, использующимся при выполнении работ" к Техническому заданию в формате, ограничивающем ознакомление с ней.
В соответствии с ч. 4 ст. 4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно. Сведения, составляющие государственную тайну, в единой информационной системе не размещаются.
Согласно ч. 5 ст. 112 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливаются порядок и сроки ввода в эксплуатацию единой информационной системы. До ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация, подлежащая размещению в единой информационной системе, размещается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, ведение и обслуживание которого осуществляются по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок до ввода в эксплуатацию единой информационной системы осуществляет ведение официального сайта, в том числе обслуживание пользователей сайта, и развитие официального сайта в части формирования функциональных требований. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, до ввода в эксплуатацию единой информационной системы осуществляет обслуживание официального сайта, в том числе обеспечение бесперебойного функционирования официального сайта, развитие официального сайта в соответствии с функциональными требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Порядок размещения информации о закупке на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет определен Положением о пользовании официальными сайтами в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными сайтами, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2007 N 147 (далее - Положение).
В соответствии с пунктами 9 и 10 Положения программное обеспечение и технологические средства ведения официальных сайтов должны обеспечивать доступ пользователей для ознакомления с информацией, размещенной на официальном сайте, на основе распространенных веб-обозревателей. При этом не должна предусматриваться установка на компьютеры пользователей специально созданных для просмотра официальных сайтов программных и технологических средств. Программное обеспечение и технологические средства ведения официальных сайтов должны обеспечивать лицам, указанным в пункте 5 Положения (заказчики, специализированные организации), ввод информации, как правило, путем заполнения экранных форм веб-интерфейса официального сайта, возможность прикрепления к размещаемой информации конкурсной документации, документации об открытом аукционе, требований, предъявляемых к запросу котировок, в виде отдельных файлов. Указанные файлы должны иметь распространенные и открытые форматы и не должны быть зашифрованы или защищены иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление с их содержанием без дополнительных программных или технологических средств.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 14.12.2010 N 646 и Федерального казначейства от 14.12.2010 N 21н утверждены Положения о пользовании официальным сайтом Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом (далее - Положения). При этом пунктом 3 Положений установлено, что информация размещаемая на официальном сайте, должна быть круглосуточно доступна пользователям официального сайта для ознакомления без взимания платы и иных ограничений.
В определении ВАС от 23 апреля 2014 г. N ВАС-4741/14 указано, что информация об аукционе должна быть размещена на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" без каких-либо ограничений, связанных с ее ознакомлением, то есть как в визуальном, так и фактическом восприятии ее содержания. Установление тех или иных технических ограничений к восприятию указанной информации, когда без использования общедоступных способов и методов восприятие такой информации не представляется возможным, влечет за собой ограничение количества участников размещения заказов.
Установлено, что Приложения N 2 "Требования к товарам, использующимся при выполнении работ" к Техническому заданию, размещено в формате PDF, позволяющем произвести поиск и копирование отдельных фрагментов текста, следовательно, данный довод жалобы признан необоснованным.
Выявленное в действиях Заказчика нарушение является существенным, поскольку может ограничить круг потенциальных участников закупки, что дает основания для выдачи предписания о выдачи предписания о его устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 4, 33, 64, 99, 106, 112 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СМО "Строймиг" обоснованной в части доводов о нарушении правила объективного описания объекта закупки.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 1 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии Уполномоченного органа и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 29 мая 2015 г. N 44-1663/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.06.2015