Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 30 июня 2015 г. N 44-2181/15
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия УФАС) в составе:
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 13485 от 23.06.2015) на действия ГБОУ СОШ N 592 Невского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик), Администрации Невского района Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение ремонтных работ (извещение N 0172200004715000079), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме размещено 30.04.2015 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200004715000079.
Начальная (максимальная) цена контракта - 10 345 845 рублей.
Заявитель обжалует действия Заказчика, по основаниям указанным в жалобе.
Заказчик считает доводы жалобы необоснованными.
Рассмотрев жалобу, Комиссия УФАС приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе аукционная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о размещении заказов.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о размещении заказов, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться тем, что описание объекта закупки должно носить объективный характер.
В Приложении N 2 к Техническому заданию аукционной документации Заказчиком установлены требования к товарам, например:
1. Пункт 1 "Антисептик" в требованиях установлено: "должен представлять собой жидкость зеленого цвета с запахом мелиссы.
Заявитель утверждает, что имеет возможность поставки товара, соответствующего по всем техническим показателям запрашиваемым Заказчиком, но с запахом жимолости. Запах, по мнению Заявителя, не может являться техническим критерием оценки товара "антисептик", т.к. основное его назначение - по требованиям Заказчика - "удалять грибки и плесень, мох и лишайник, защищать от зелени и пятен черноты". Такое требование считается неправомерным и не являющимся критерием оценки средства для обработки от плесени.
2. В требованиях установлены показатели, которые относятся не к характеристикам товара, а условиям его применения при производстве работ, например:
- п. 3 "Шпаклевка": в требованиях указано: "Температура применения должна быть выше +5 °С";
- п. 14 "Штукатурка" в требованиях установлено: "Смесь должна наноситься вручную и механизировано";
- п. 80 "Грунтовка" установлено: "Необходимо наносить малярным валиком, кистью тщательно втирая в основание. Хранение должно быть при температуре от менее +10 °С до более +19 °С";
- п. 81 Эмаль "Наносить должно быть разрешено среднешерстным (ворс менее 16 мм) полиамидным валиком в не более чем 4 слоя".
3. В требованиях установлены показатели, ухудшающие качество товара и ограничивающее конкуретноспособность более лучшего по качеству материала, например:
- п. 9 "Краски": в требованиях установлено: "Краска должна выдерживать менее 15 циклов замораживания и оттаивания". Заявитель имеет возможность поставки аналогичного материала по всем показателям, но с морозостойкостью 20 циклов оттаивания-замораживания. Однако, получается, что Заказчику товар с более лучшими показателями почему-то не подходит;
- п. 13 "Доводчик" в требованиях установлено: "Складной рычаг должен быть большим. Длина рычага должна быть менее 303 мм". Заявителю такое требование не понятно - как связать определение "большой рычаг" и длина "менее 303 мм" - например, если указать длину 100 мм - это "Большой рычаг или маленький"? И по чьему мнению рычаг "большой или маленький"? Такое описание является субъективным и не относится к техническим показателям товара;
- п. 15 "Плитки" в требованиях установлено: "Длина должна быть более 390 мм и менее 600 мм. Ширина не должна быть более 415 мм. Плитки должны быть квадратные". Совершенно не понятно - зачем длина ограничена 600 мм, а ширина 415 - геометрически это не квадрат. Такие требования вводят участника в заблуждение;
- п. 44 "Крепеж" в требованиях указано: "Шуруп должен быть с шестигранной головкой, должно быть менее 5 штук в комплекте", не понятно: во-первых, почему устанавливаются требования к расходному материалу, применяемому в ходе производства работ и во-вторых, почему в комплекте должно быть менее 5 шт? Участник имеет возможность поставки аналогичного изделия, но в комплекте находится 5 шт. Не понятно по каким критериям качества товара Заказчику может не подойти изделие. Такие требования вводят участника в заблуждение и ограничивают конкуренцию.
При этом указано, что к "должен быть крепежное изделие, которое применяется для крепления каких-либо деталей к твердым основаниям, таким как бетон, кирпича". С какой целью участнику закупать комплекты по 4 шт. изделий, а не, например, по 100, если крепления рассчитаны на большой объем работ? Требование противоречит логике и здравому смыслу;
- п. 46 "Сидения для унитазов" в требованиях установлено: "Сидения должны устанавливаться на керамическом унитазе для создания комфортных условий при пользовании унитазом". К каким техническим терминам относятся "комфортные условия при пользовании унитазом" в аукционной документации не указывается.
4. Заявитель в жалобе обращает внимание на то, что в Приложении N 2 к Техническому заданию аукционной документации и в других пунктах неописанных выше содержится необъективное описание объекта закупки, например:
- п. 57 "Кран шаровый" в требованиях указано: "Коэффициент пропускной способности должен быть не более 17,65м3/час". Коэффициент не может измеряться в м3/час - это пропускная способность крана.
- п. 59 "Кран шаровый" в требованиях установлено: "Корпус должен быть из латуни никелированной ЛС59-2 или ЛС59-3. Затвор шаровой должен быть из латуни хромированной по медной подложке ЛС59-2 или ЛС593. Кольца седельные, уплотнитель сальниковый должны быть из тефлона с термоприсадками. Гайка сальниковая должна быть из латуни никелированной ЛС59-3 или ЛС592. Гайка крепления рукоятки должна быть из стали нержавеющей 08X18Н10 или 04Х18Н10. Временное сопротивление должно быть менее 510Н/мм2. Предел текучести должен быть менее 295Н/мм2. Относительное удлинение должно быть более 30 %. Относительное сужение должно быть более 45%". К чему относятся предел текучести, удлинение, сужение? К стали? К латуни? К крану? К рукоятке? Далее здесь же: "Длина рукоятки должна быть менее 155 мм. Высота должна быть более 40 мм. Ширина крана должна быть менее 70,1 мм. Масса должна быть менее 1000 г". Высота рукоятки или крана? Масса рукоятки или крана? Требования не понятные, не конкретные и вводят участников размещения закупки в заблуждение и не позволяют установить соответствующие показатели.
В указанных требованиях Заказчиком установлены показатели, которые относятся не к характеристикам товара, а условиям его применения при производстве работ (например, температура нанесения), также требуется указать технические характеристики, не имеющие отношения к данному товару характеристики, относящиеся к методам испытаний товара.
Анализ требований к товарам, установленных Заказчиком, позволил выявить аналогичные нарушения и в других пунктах технического задания, например: п. 5 "Плитки", п. 12 "Линолеум", п. 13 "Замки", п. 21 "Арматура", п. 27 "Блоки оконные", п. 37 "Растворы строительные - Раствор готовый", п. 65 "Кран", п. 74 "Дюбели", п. 77 "Краски". Практически в каждом пункте Заказчиком указаны требования не только к товару - объекту закупки, но и к материалам, из которого произведен сам товара, так и его составные элементы. Также требуется указать технические характеристики, не имеющие отношения к данному товару и характеристики, относящиеся к методам испытаний товара. На этапе исполнения контракта, в том числе по приемке, Заказчику не представляется возможным проверить требуемые им показатели. Таким образом, данные показатели считаются избыточными.
Следовательно, в действиях Заказчика содержится нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 1 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе, выразившееся в необъективном описании объекта закупки.
Остальные доводы жалобы не нашли своего подтверждения.
Таким образом, жалоба является обоснованной в части необъективного описания объекта закупки.
В ходе проведения внеплановой проверки закупки, установлено следующее.
В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации N 99): при выполнении работ строительных, включенных в код 45 (кроме кода 45.12) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, к участникам устанавливаются следующие требования:
- наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка;
<*> Требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных: - работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Наименование товаров, работ, услуг |
Дополнительные требования к участникам закупки |
Документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям |
|
2. |
Выполнение работ строительных, включенных в код 45 (кроме кода 45.12) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей |
наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка |
копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ, копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в сгп'чаях. при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, аукционе |
Заказчиком в аукционной документации не установлены подобные требования.
Следовательно, в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 2 ч. 5 ст. 66, ч. 3 ст. 64, ч. 4 ст. 31 Закона и контрактной системе.
При установленных обстоятельствах допущенные в действиях Заказчика и его аукционной комиссии нарушения являются существенными, что дает основания для выдачи предписания об устранении нарушения законодательства о размещении заказов.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 33, 64, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Элди Про" обоснованной в части установления необъективного описания объекта закупки.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 1 ч. 1 ст. 33), п. 2 ч. 5 ст. 66, ч. 3 ст. 64, ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о размещении закупок.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 30 июня 2015 г. N 44-2181/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.07.2015