Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 5 июня 2015 г. N 2-57-4593/77-15
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Гридиной Е.В.,
Членов комиссии:
специалиста 1-го разряда отдела обжалования государственных закупок Сильяновой Е.А.,
ведущего специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Орехова Д.А.,
при участии представителя ГКУ города Москвы "Инженерная служба района Южное Медведково": Платуновой Т.В.,
при участии представителя ГКУ "Дирекция ЖКХиБ СВАО": Сапожниковой М.Ф.,
при участии представителя ООО "СтройКапиталИнвест": Алехина М.А.,
рассмотрев жалобу ООО "СтройКапиталИнвест" (далее - Заявитель) на действия ГКУ города Москвы "Инженерная служба района Южное Медведково" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право выполнения работ по благоустройству дворовых территорий района Южное Медведково СВАО города Москвы в 2015 году по адресам: Шокальского пр-д, д.11, Полярная ул., д.8, Полярная ул. ,д.10, Дежнева пр-д, д.17, Ясный пр-д, д.26 (Закупка N 0373200017515000278) (далее - Аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в неправомерном установлении в аукционной документации требований к товарам, используемым при выполнении работ, которые, по мнению Заявителя, влекут за собой ограничение количества участников закупки, а также дачи разъяснений, изменяющих суть документации.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 02.06.2015 NМГ/20455 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, Комиссия Управления установила следующее.
1. Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам, используемым при выполнении работ.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком неправомерно установлены следующие требования к товарам п. "Цемент общестроительный, портландцемент общего назначения", "Смеси бетонные БСГ тяжелого бетона (Цемент применяемый в качестве вяжущего)": "Предел прочности, при изгибе в возрасте, 3 сут: Должен быть не менее 4.4 (45) или не нормируется Мпа (кгс/см2)", "Предел прочности, при изгибе в возрасте, 3 сут: Должен быть не менее 3.4 (35) или не нормируется Мпа (кгс/см2)", поскольку, по мнению Заявителя, данные требования не позволяют участнику закупки корректно определить потребность Заказчика, а также сформировать заявку на участие в аукционе.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить необходимость установления различных требований к товару по характеристике "Предел прочности, при изгибе в возрасте, 3 сут".
Кроме того, согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком установлены требования к товарам, используемым при выполнении работ, не соответствующие ГОСТ:
- п. "Смеси бетонные БСГ тяжелого бетона (песок применяемый в качестве мелкого заполнителя)" установлены требования "Группа песка по крупности: мелкий; средний; крупный", "Класс песка: I; II", "Содержание песке глины в комках, по массе: <2%", , что, по мнению Заявителя, не соответствует ГОСТ 8736-93 "Межгосударственный стандарт. Песок для строительных работ. Технические условия", согласно которому содержание в песке указанных классов и групп глины в комках не должно превышать 1% по массе;
- п. "Смеси бетонные БСГ тяжелого бетона (песок применяемый в качестве мелкого заполнителя)" установлены требования "Группа песка по крупности: мелкий; средний; крупный""Класс песка: I; II", "Содержание в песке пылевидных и глинистых частиц, по массе: должно быть не более 10%", что, по мнению Заявителя, не соответствует ГОСТ 8736-93, согласно которому содержание в песке указанных классов и групп пылевидных и глинистых частиц по массе не должно превышать 5%;
- п. "Бетонные бортовые камни" установлены требования "Марка: должны быть БР.100.30.15", "Прочность бетона бортовых камней на сжатии: должна быть не менее В30 класс", что, по мнению Заявителя не соответствует ГОСТ 6665-91 "Камни бетонные и железобетонные бортовые. Технические условия", согласно которому класс прочность бетона бортовых камней марки БР.100.30.15 на сжатии должна быть В30.
Согласно п. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную ч. 8 ст. 105 Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
Вместе с тем, представители Заказчика затруднились пояснить в соответствии с какими регламентами, стандартами установлены указанные показатели, а также затруднились обосновать необходимость использования указанных показателей при описании объекта закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования аукционной документации Заказчика составлены таким образом, что могут вводить в заблуждение участников закупки и препятствовать корректному заполнению заявки на участие в электронных аукционах, и в нарушение положений ч. 1 и ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе может повлечь ограничение количества участников закупок.
Кроме того, согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком установлены неправомерные требования к товару п. "Парковочный столбик металлический": "Наружный диаметр труб: должен быть не менее 76 мм", "Масса 1 м трубы: не должна быть менее 3.65 кг", "Толщина стенки труб: должна быть не менее 2.0 и не более 3.0 мм", что, по мнению Заявителя, не соответствует требованиям ГОСТ 10704-91 "Трубы стальные электросварные прямошовные. Сортамент", согласно которому масса 1 м трубы с наружным диаметром 76 мм и толщиной стенки 2 мм равняется 3.65 кг.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заявителя затруднился пояснить каким образом требования аукционной документации Заказчика противоречат ГОСТ 10704-91.
Также, по мнению Заявителя, Заказчиком в аукционной документации неправомерно установлены следующие требования:
- п. "Парковочный столбик металлический" установлено требование "Отклонение по наружному диаметру труб: должно быть в промежутке от -0,8% до 0,8%", "Предельные отклонения толщины стенки: от -10 до +10 (включительно)";
- п. "Смеси асфальтобетонные" установлено требование "Индекс пенетрации битума при глубине проникновения иглы при 25°С: от -3.0 до +2.9 (включительно)";
- п. "Бетонные бортовые камни" установлено требование "Допуск отклонения от линейного размера бортовых камней по ширине верхней кромки: от -4 до +4 мм", "Допуск отклонения от линейного размера бортовых камней по длине: от -0,6 до +0,6 см", "Допуск отклонения от линейного размера бортовых камней по высоте: от -5 до +5 мм", "Допуск отклонения от линейного размера бортовых камней по ширине основания: от -6 до +6 мм".
Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком в аукционной документации не определено использование знаков, что не позволяет участникам закупки определить необходимо указывать значения вышеуказанных показателей в виде конкретного значения или диапазона значений.
Кроме того, в своей жалобе Заявитель указывает на то, что Заказчиком в аукционной документации, в частности, по п. "Бетонные бортовые камни" неправомерно установлено требование "Масса 1 камня: должна быть не менее 100 кг", поскольку, согласно ГОСТ 6665-91 масса камней бетонных бортовых измеряется в тоннах.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представителем Заявителя не представлено документов и сведений, свидетельствующих о нарушении Заказчиком законодательства об осуществлении закупок при установлении требований к товарам, используемым при выполнении работ, а также свидетельствующих об ограничении количества участников закупки.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данных доводов жалобы Заявителя.
2. Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком нарушен порядок предоставления разъяснений положений аукционной документации.
В соответствии с ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе, любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Согласно ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе, в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в ст. 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Комиссией Управления установлено, что Заказчиком 13, 20 и 28 мая 2015 г. были размещены разъяснения положений аукционной документации, в которых, в нарушение ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе не указан предмет запроса разъяснений документации.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "СтройКапиталИнвест" на действия ГКУ города Москвы "Инженерная служба района Южное Медведково" обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам "Цемент общестроительный, портландцемент общего назначения", "Смеси бетонные БСГ тяжелого бетона (Цемент применяемый в качестве вяжущего)", "Смеси бетонные БСГ тяжелого бетона (песок применяемый в качестве мелкого заполнителя)", "Бетонные бортовые камни", а также размещения разъяснений документации без указания предмета запроса.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 1 и ч. 2 ст. 33, ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии: Е.В. Гридина
Члены Комиссии: Е.А. Сильянова
Д.А. Орехов
Исп. Орехов Д.А
(495) 784-75-05 (180)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 5 июня 2015 г. N 2-57-4593/77-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.06.2015