Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 6 июля 2015 г. N 2-57-5563/77-15
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г.Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Заместителя Председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Т.А. Логиновой,
Члена Комиссии - ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.А. Дейнеги,
при участии представителей:
ГКУЗ ПТО КРиС ДЗМ: Е.С. Анохиной, А.А. Вальсмакина, С.А. Сахарова, А.А. Шершакова,
Департамента г. Москвы по конкурентной политике: Д.Ф. Гильмановой,
ООО ПТК "ВИК инжиниринг": Е.Н. Гладковой
рассмотрев жалобы ООО ПТК "ВИК инжиниринг" (далее - Заявитель) на действия ГКУЗ ПТО КРиС ДЗМ (далее - Заказчик) при проведении электронных аукционов на право выполнения работ по комплексному техническому обслуживанию зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения с выполнением комплекса мероприятий направленных на восстановление неисправностей элементов, зданий, сооружений, систем инженерного оборудования, в целях поддержания эксплуатационных показателей в учреждениях Департамента здравоохранения города Москвы (Закупки NN 0173200001415000222; 0173200001415000224; 0173200001415000226; 0173200001415000227; 0173200001415000228; 0173200001415000232; 0173200001415000243; 0173200001415000221) (далее - электронные аукционы, аукционы) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанных электронных аукционов.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в установлении в аукционных документацииях излишних, завышенных характеристик товаров, использовании нестандартных показателей при описании объекта закупки.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России NМГ25089 от 01.07.2015.
Согласно п.1-2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3-6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. На заседании Комиссии Управления рассмотрены следующие доводы жалобы Заявителя касательно установления в аукционной документации неправомерных требований к товарам и положениям Инструкции по заполнению первой части заявки:
- Согласно доводам жалоб Заявителя требования к товару п.4 "Краски водно-дисперсионные" установлены таким образом, что вводят участников закупки в заблуждение, а именно: марка: ВД-ВА-224, ВД-КЧ-26/ ВД-КЧ-26А, ВД-ВА-224/ВД-АК-111, ВД-ВА-224/ ВД-АК-111р, ВД-ВА-224/ ВД-КЧ-183, ВД-ВА-224, поскольку один вид краски повторяется пять раз.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что согласно инструкции по заполнению первой части заявки указано: "Если требования к свойствам материала в графе "Требуемое значение", разделены знаком "," (запятая), или союзом "и" необходимо предложить все значения из данного перечисления. Если требования к свойствам материала в графе "Требуемое значение", разделены знаком "/" (косая черта), необходимо указать один показатель (исключениями являются марки, типы и товаров (материалов), например марка битума БНД 60/90 и дробей) Если установлено в графе требуемый параметр, например: 1, 2/ 1, 3, то это означает, что необходимо предоставить 1, а так же 2 или 3 по выбору участника".
- По мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены требование к сырью, из которого изготовлен товар п.54 "Болты", а именно: "массовая доля углерода в стали 40Х должна быть >0,36 но <0,43 %; не используется". Представитель Заказчика пояснил, что согласно ГОСТ Р 52643-2006 "Болты и гайки высокопрочные и шайбы для металлических конструкций", а именно п.3 Таблицы 1 "Механические свойства болтов" Приложения А "прокат из стали 40Х применяют с суженными пределами содержания углерода - от 0,37% до 0,42%".
Представитель Заказчика пояснил, что при использовании участником закупки болтов из стали проката 40Х необходимо указать содержания углерода, так как ГОСТ Р 52643-2006 регламентирует данный показатель. В случае использования болтов из другого материала участник закупки указывает значение показателя "не нормируется".
- Согласно доводам жалоб, по п.28 "Сифоны для моек и умывальников" неправомерно установлены требования к деталям арматуры "литые латунные детали", "пластмассы для изготовления арматуры", "наружные поверхности стальных и чугунных деталей арматуры (трубы переливной, тройника, гайки накидной, корпуса сифона и корпуса перелива)", так как из вышеизложенного следует, что детали арматуры являются одновременно и латунными, пластмассовыми, стальными и чугунными, между тем, сплав таких материалов невозможен.
Представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с Приложением Б "Перечень материалов для изготовления санитарно-технической водосливной арматуры" ГОСТ 23289-94 "Арматура санитарно-техническая водосливная" такими материалами являются: пластмассы; металл (латунь, чугун, углеродистая сталь, нержавеющая сталь); резина; детали крепления пробки выпуска; керамические стаканы. В аукционных документациях Заказчик устанавливает требования к различным деталям арматуры, выполненных из разных материалов, а не к одной детали арматуры, выполненной одновременно из всех указанных материалов.
- Заявитель обжалует установление неправомерных требований по п.6 "Грунтовка ГФ-0119". В графе требуемый параметр Заказчиком указано: "Предельно допустимая концентрация в воздухе рабочей зоны производственных помещений компонентов грунтовки: крон цинковый и сольвент или крон цинковый и ксилол или крон цинковый и смесь сольвента с уайт-спиритом (нефрасом-С4-155/200) в соотношении по массе 1 : 1 или крон цинковый и смесь ксилола с уайт-спиритом (нефрасом-С4-155/200) в соотношении по массе 1 :1", требуемое значение 0,01-300 мг/м3. Согласно Инструкции по заполнению первой части заявки Участник аукциона должен руководствоваться следующими положениями: графы "Наименование материала (товара)", "Требуемый параметр", "Требуемое значение", заполняются заказчиком при разработке документации об аукционе. В графе "Наименование материала (товара)" перечислены все материалы и/или товары, требования к которым предъявляются заказчиком. В графе "Требуемый параметр" указано наименование характеристики и/или условия функционирования и/или назначение описываемого товара. Таким образом, по мнению Заявителя жалобы, в наименовании параметра содержатся альтернативные значения, но при этом у участника закупки отсутствует возможность изменить содержание графы "требуемый параметр" и указать значение показателя.
Представитель Заказчика пояснил, что при заполнении значений по товару п.6 "Грунтовка ГФ-0119" участники аукционов заполняют параметр "разбавление", где в графе "требуемое значение" указано: "Перед применением грунтовка должна быть разбавлена до рабочей вязкости сольвентом или ксилолом или смесью сольвента с уайт-спиритом (нефрасом-С4-155/200) в соотношении по массе 1 : 1 или смесью ксилола с уайт-спиритом (нефрасом-С4-155/200) в соотношении по массе 1 : 1.". Участник закупки выбирает один из предложенных вариантов. На основании выбранного разбавления участник аукциона указывает Предельно допустимую концентрацию в воздухе рабочей зоны производственных помещений компонентов грунтовки. На основе указанного участником закукпи компонента грунтовки определяется предельно допустимая концентрацию в воздухе рабочей зоны производственных помещений компонентов грунтовки.
- Согласно доводам жалобы, ГОСТ 2239-79 "Лампы накаливания общего значения" не устанавливает значения показателя "световая отдача" для марки Б235-245-25, тогда как данное требование установлено Заказчиком в п.12 "Лампы электрические".
Представитель Заказчика пояснил, что согласно таблице 2 ГОСТ 2239-79 для марки лампы Б235-245-25 номинальная световая отдача составляет 9,0 лм/Вт, пред. не менее световая отдача - 8,0 лм/Вт.
- Заявитель обжалует установление по п.18 "Трубы чугунные" требований, противоречащих ГОСТ 6942-98 "Трубы чугунные канализационные и фасонные части к ним", а именно: Заказчиком установлено требование размер диаметра D2 - 72, 123 мм, размер диаметра D3 - 127, 76 мм, тогда как согласно таблице 4 ГОСТ 6942-98 размер диаметра D2 - 81, 133 мм (для типа II), размер диаметра D3 - 76, 128 мм (для типа I) и 90, 145 мм (для типа II).
Представитель Заказчика пояснил, что размеры диаметра для чугунных труб установлены в соответствии с таблицей 2 ГОСТ 6942-98, согласно которой размер диаметра D2 - 72, 123 мм, размер диаметра D3 - 127, 76 мм. Таблица 4 ГОСТ 6942-98 регламентирует размеры для раструбов и хвостовиков фасонных частей.
- По мнению Заявителя жалобы требование в Инструкции по заполнению первой части заявки "марки по морозостойкости разных марок по прочности растворов цементных должны быть разными" установлено неправомерно, так как ГОСТ 28013-98 "Растворы строительные" не установлено, что разные по прочности растворы должны иметь разные марки по морозостойкости.
Представитель Заказчика пояснил, что данное требование установлено в соответствии с потребностью Заказчика, кроме того, ГОСТ 28013-98 не регламентирует, что разные по прочности растворы должны иметь как разные, так и одинаковые марки по морозостойкости.
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В материалах жалобы, а также на заседании Комиссии Управления Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность вышеуказанных доводов жалоб, свидетельствующих о несоответствии требований аукционных документаций положениям ГОСТ, и свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных требований к товарам.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что данные доводы жалобы Заявителя являются необоснованными.
2. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком установлены неправомерные требования по п.21 "Битум кровельный": "глубина проникания иглы при 25°С в остатке после прогрева должна быть" >96 0,1 мм, "глубина проникания иглы при 25°С" - 160-220 0,1 мм, тогда как согласно ГОСТ 9548-74 "Битумы нефтяные кровельные" единицей измерения данных показателей являются проценты (%), а не "0,1 мм", как указано в аукционных документациях.
На заседании Комиссии Управления установлено, что согласно ГОСТ 9548-74 показатель "глубина проникания иглы при 25°С в остатке после прогрева, % от первоначальной величины не менее 60 (для марок БНК-40/180 и БНК-45/190) и не менее 70 (для марки БНК-90/30). Аналогично по показателю "глубина проникания иглы при 25°С".
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и нарушения Заказчиком положений ч.1-ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе, так как вышеуказанные требования по п.21 "Битум кровельный" могут вводить участников закупки в заблуждение и повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО ПТК "ВИК инжиниринг" на действия ГКУЗ ПТО КРиС ДЗМ обоснованной в части установления неправомерных требований по п.21 "Битум кровельный"
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч.1-ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя Комиссии А.В. Гордуз
Заместитель Председателя Комиссии Т.А. Логинова
Член Комиссии Е.А. Дейнега
исп. Е.А. Дейнега. тел. 8-495-784-75-05, доб. 179
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 6 июля 2015 г. N 2-57-5563/77-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.07.2015