Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 10 июня 2015 г. N 2-57-4757/77-15
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - главного государственного инспектра отдела обжалования государственных закупок Е.В. Гридиной,
членов комиссии:
Главного специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Р.Г. Осипова,
Специалиста первого разряда отдела обжалования государственных закупок Е.А. Сильяновой,
при участии представителей ГБУЗ города Москвы "Детская Городская Клиническая Больница Имени З.А. Башляевой Департамента Здравоохранения города Москвы": А.В. Хайловой,
в отсутствие представителей заявителя жалобы, ООО "ЭЛЕГАНТ", уведомлены надлежащим образом, письмом Московского УФАС России (N МГ/21149 от 05.06.2015),
рассмотрев жалобу ООО "ЭЛЕГАНТ" (далее-Заявитель) на действия ГБУЗ "ДГКБ им. З.А. Башляевой ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения гражданско-правового договора на оказание услуг по подготовке к сезонной эксплуатации отопления, горячее и холодное водоснабжение в 2015-2016 годах в ГБУЗ "ДГКБ им. З.А. Башляевой ДЗМ" (Закупка N 0373200005815000091) (далее-Аукцион), в соответствии со ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России (N МГ/21149 от 05.06.2015) документы и сведения.
По мнению Заявителя, требования, установленные Заказчиком в документации об электронном аукционе, нарушают положения действующего законодательства, а именно в части:
1) установления требований в аукционной документации, которые ограничивают круг участников закупки;
2) установления неправомерных требований в проекте государственного контракта.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1) По мнению Заявителя в аукционной документации установлены требования, которые ограничивают круг участников закупки.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Согласно доводам жалобы Заявителя требования в Технической части аукционной документации установлены таким образом, что вводит участников закупки в заблуждение, а именно: "Постоянноедавление-давление, неизменяющеесяилиплавноизменяющеесяповременисоскоростьюнеболее1%диапазона показаний(записи)всекунду.Переменноедавлениедавление,плавноимногократново зрастающееиубывающеепо любому периодическому закону со скоростью от 1 до10%диапазонапоказаний(записи)всекунду.Пульсирующеедавлениедавление,мног ократновозрастающееиубывающееполюбомупериодическомузаконусоскоростьюсвыше 10%диапазонапоказаний(записи)всекунду.Дляизмеренияпульсирующегодавленияпр иборыдолжныпримеятьсясдемпфером".
На основании изложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что установление требований к товарам без пробелов между словами может вводить участников закупки в заблуждение и может ограничить количество участников закупки в нарушение п.1. ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
Кроме того, согласно доводам жалобы Заявителя требования в п.11.2 "Требования по выполнению сопутствующих работ, поставкам необходимых для выполнения работ материалов, в т. ч. оборудования" Технического задания аукционной документации установлены в нарушение Закона о контрактной системе, а именно: "Применяемые материалы, оборудование и их характеристики отражены в смете и приложении Форма N2. Допускается предоставление эквивалента, применяемых материалов, при условии, что представленный эквивалент по существу равноценен или превосходит по показателям продукцию, указанную государственным заказчиком (см. сметную документацию)".
В соответствии с ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар согласие, предусмотренное ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных и ст.66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования в 11.2 Технического задания аукционной документации установлены в нарушение ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе.
Кроме того, согласно доводам жалобы Заявителя требования в п.14 "Контроль качества выполняемых работ" Технического задания аукционной документации установлены в нарушение Закона о контрактной системе, а именно: применяемая система контроля качества за оказываемыми услугами Исполнителя должна соответствовать требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2008 (ISO 9001-2008) и подтверждаться соответствующими документами.
Вместе с тем, согласно доводам жалобы Заявителя указано: "В соответствии с приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18.12.2008 г. N471-ст и постановлением Госстандарта РФ от 29.01.2003 г. N37-ст, ФЗ "О техническом регулировании" ГОСТ Р ИСО 9001-2008 (ISO 9001:2008) является системой добровольной сертификации. То есть, действующее законодательство РФ требования об обязательном получении хозяйствующими субъектами такого сертификата, в т.ч. для технического обслуживании зданий и сооружений, не содержит. ISO 9001:2008 - серия международных стандартов, описывающих требования к системе менеджмента качества организаций, то есть этот сертификат относится не к продукции или работам, а к системе управления качеством в организации (иными словами требование такого сертификата аналогично требованию о наличии опыта или квалифицированного персонала)".
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования в п.14 "Контроль качества выполняемых работ" Технического задания аукционной установлены в нарушение п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, поскольку могут ограничить количество участников закупки.
Вместе с тем, в ходе заседания Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с доводами жалобы, а также пояснил, что Заказчиком в соответствии с ч.6 ст.65 Закона о контрактной системе внесены изменения в аукционную документации в части вышеуказанных доводов жалобы.
2) По мнению Заявителя в проекте государственного контракта установлены неправомерные требования в части гарантийных обязательств.
На основании ч.4 ст.64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с ч.4 ст.33 Закона о контрактной системе требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости. В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар. В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром.
На основании п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно п.6.3 проекта контракта указано: гарантийный срок на выполняемые работы (и их результаты) составляет 2 года с даты подписания сторонами Акта о приемке в эксплуатацию приемочной комиссией готового к эксплуатации Объекта, при этом в соответствии с Протоколом согласования начальной (максимальной) цены контракта в цену контракта включено гарантийное обслуживание в течении 12 месяцев.
На основании ч.6 ст.65 Закона о контрактной системе Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
На заседания Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с указанным доводом жалобы, а также пояснил, что Заказчиком в соответствии с ч.6 ст.65 Закона о контрактной системе внесены изменения в аукционную документации в части указанного довода жалобы Заявителя.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчиком нарушены положения п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "ЭЛЕГАНТ" на действия ГБУЗ города Москвы "Детская Городская Клиническая Больница Имени З.А. Башляевой Департамента Здравоохранения города Москвы" обоснованной.
2.Признать в действиях Заказчика нарушение п.1 ч.1 ст.33, ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе.
3.Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику не выдавать, поскольку выявленные нарушения устранены Заказчиком самостоятельно.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, Арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель Председателя Комиссии Е.В. Гридина
Члены Комиссии: Р.Г. Осипов
Е.А. Сильянова
Исп.: Осипов Р.Г. Тел.: (495) 784-75-05 доб. 166
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 10 июня 2015 г. N 2-57-4757/77-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.06.2015