Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 2 июля 2015 г. N 2-57-5680/77-15
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Членов комиссии:
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок З.У.Несиева,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.С.Бруева,
при участии представителей:
Дирекции по эксплуатации, движению и учету основных фондов Департамента образования города Москвы: Гавриленко С.Н., Сахарова С.А.,
ГБОУ "Школа N 2114": Карпукова О.В., Бульда О.Е.,
Департамента города Москвы по конкурентной политике: Сахно В.В.,
ООО "СтройЭкспресс": Минасенко Б.С.,
рассмотрев жалобу ООО "СтройЭкспресс" (далее - Заявитель) на действия ГБОУ "Школа с углубленным изучением английского языка N 1273" (далее - Заказчики) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по текущему ремонту зданий для нужд образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования города Москвы (Закупки N0173200001415000419) (далее-Аукцион), в соответствии со ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России (N МГ/24777 от 30.06.2015) документы и сведения.
По мнению Заявителя, требования к товарам, используемым при выполнении работ, установлены Заказчиком в документации об электронном аукционе в нарушение положений действующего законодательства.
В результате рассмотрения жалобы, Комиссия Управления установила следующее.
1) Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
На основании ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
На основании п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с - Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно доводам жалобы Заявителя указание в Технической части аукционной документации требований к товарам пп. 1, 4, 9, 10 Формы 2 с указанием знаков ",", ";" ,"/", "</=", "**" вводит в заблуждение участников закупки.
Вместе с тем, согласно инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе указано: "Если требования к свойствам материала, в графе "Требуемое значение", разделены знаком ";" (точка с запятой) или союзом "или", необходимо указать один показатель из данного перечисления", "Если требования к свойствам материала в графе "Требуемое значение", разделены знаком "," (запятая), или союзом "и" необходимо предложить все значения из данного перечисления", "Если требования к свойствам материала в графе "Требуемое значение", разделены знаком "/" (косая черта), необходимо указать один показатель (исключениями являются марки, типы и товаров (материалов), например марка битума БНД 60/90 и дробей)", "Символ "<" следует читать как менее, Знак "=", следует читать как "равно"", "Если требования к свойствам материала указаны в интервале значений показателей, сопровождающихся знаком "**", то участнику необходимо указать конкретный показатель в виде диапазона значений".
В соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в жалобе Заявителя отсутствует указание, какие именно требования в пп. 1, 4, 8, 9, 10 Формы 2 с использованием символов "</=", "**", установлены в нарушение Закона о контрактной системе, а также, каким образом указание в Технической части аукционной документации требований к товарам с указанием знаков ",", ";" ,"/", "</=", "**" вводит в заблуждение участников закупки и не позволяет корректно сформировать заявку на участие в аукционе.
Вместе с тем, согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок, на участие в электронном аукционе подано 19 заявок, при этом выявленные нарушения, допущенные Заказчиком при формировании Аукционной документации не явились основанием для отказа в допуске участникам закупки, что свидетельствует о возможности формирования и подачи заявки на участие в аукционе в соответствии с требованиями Аукционной документации, а также об отсутствии ограничений количества участников закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности указанного довода жалобы Заявителя.
2) Согласно доводам жалобы Заявителя требования к товару "Краски водно-дисперсионные" установлены таким образом, что вводят участников закупки в заблуждение, а именно: марка: ВД-ВА-224, ВД-КЧ-26/ ВД-КЧ-26А, ВД-ВА-224/ВД-АК-111, ВД-ВА-224/ ВД-АК-111р, ВД-ВА-224/ ВД-КЧ-183, ВД-ВА-224, поскольку один вид краски повторяется пять раз.
На основании ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что согласно инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе указано: "Если требование к значению одного показателя разделено и "запятой" и "косой чертой" (например А, В/ С, Д), то вначале читается "косая черта" (то есть требуется либо А и В, либо С и Д). Если требования к свойствам материала в графе "Требуемое значение", разделены знаком "," (запятая), или союзом "и" необходимо предложить все значения из данного перечисления. Если требования к свойствам материала в графе "Требуемое значение", разделены знаком "/" (косая черта), необходимо указать один показатель (исключениями являются марки, типы и товаров (материалов), например марка битума БНД 60/90 и дробей)".
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности указанного довода жалобы Заявителя.
3) В соответствии с п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
На основании ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно доводам жалобы Заявителя такие требования к товару "Кабель ВВГнг сечение 3x1.5,3x2,5" как "характеристики средних значений изоляции до старения", "характеристики средних значений изоляции после старения", "характеристики средних значений наружной оболочки до старения", "характеристики средних значений наружной оболочки после старения", а также требования к товару "Пускорегулирующий аппарат (Стартер)" как "обозначение размера стартера", являются излишними, завышенными.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что требования к вышеуказанным товарам установлены в соответствии с ГОСТ 8799-90 "Стартеры для трубчатых люминесцентных ламп. Технические условия" и ГОСТ 31996-2012 "Кабели силовые с пластмассовой изоляцией на номинальное напряжение 0,66; 1 и 3 кВ. Общие технические условия", что не противоречит п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в ходе заседания Комиссии Управления представитель Заявителя не представил документы и сведения, подтверждающие невозможность представить значения характеристик указанных в Технической части аукционной документации по вышеуказанным товарам в составе заявки на участие в аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности указанного довода жалобы Заявителя.
4) По мнению Заявителя, Заказчиком установлены излишние и завышенные требования к товарам, в нарушении Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
На основании ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком установлены излишние и завышенные требования при описании объекта закупки, а именно, по п. "Плитки керамические гладкие": "мушки на одной плитке, пятно на одной плитке, плешина на одной плитке, засорка на одной плитке, слипыш на одной плитке, пузыри, прыщи на одной плитке".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что требования к вышеуказанному товару установлены в соответствии с ГОСТ 8799-90 "ПЛИТКИ КЕРАМИЧЕСКИЕ ГЛАЗУРОВАННЫЕ ДЛЯ ВНУТРЕННЕЙ ОБЛИЦОВКИ СТЕН ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ", что не противоречит п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в ходе заседания Комиссии Управления представитель Заявителя не представил документы и сведения, подтверждающие не возможность представить значения характеристик указанных в Технической части аукционной документации по вышеуказанным товарам в составе заявки на участие в аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности указанного довода жалобы Заявителя.
5) По мнению Заявителя, Заказчиком установлены неправомерные требования по п. "Плитки керамические гладкие", которые влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Аукционная документация содержит требования к товару по п. "Плитки керамические гладкие" (Предельные отклонения от номинальных размеров плиток по ширине в одной партии не должны превышать в плюсовую сторону 0,750 мм и в минусовую сторону 0,750 мм, Предельные отклонения от номинальных размеров плиток по длине в одной партии не должны превышать в плюсовую сторону 0,750 мм и в минусовую сторону 0,750 мм), кроме того установлено требование о соответствии данного товара ГОСТ 6141-91.
Вместе с тем, согласно доводам жалобы, данное требование установлено в противоречии с ГОСТ 6141-91, поскольку согласно ГОСТ 6141-91 параметр Предельные отклонения от номинальных размеров плиток указывается в %.
Согласно ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии Управления, представитель Заказчика согласился с данным доводом жалобы, пояснив, что вышеуказанные требования к предельному отклонению от номинальных размеров установлено вследствие технической ошибки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказнное требование к товару по п. "Плитки керамические гладкие" (Предельные отклонения от номинальных размеров плиток по ширине в одной партии не должны превышать в плюсовую сторону 0,750 мм и в минусовую сторону 0,750 мм, Предельные отклонения от номинальных размеров плиток по длине в одной партии не должны превышать в плюсовую сторону 0,750 мм и в минусовую сторону 0,750 мм), установлено в нарушение положений п. 1, п.2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, поскольку может вводить в заблуждение участников закупки, а также повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
Вместе с тем, согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок, на участие в электронном аукционе подано 19 заявок, при этом выявленные нарушения, допущенные Заказчиком при формировании Аукционной документации не явились основанием для отказа в допуске участникам закупки, что свидетельствует о возможности формирования и подачи заявки на участие в аукционе в соответствии с требованиями Аукционной документации, а также об отсутствии ограничений количества участников закупки.
Наряду с этим, Комиссией Управления в ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
На основании п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с - 6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе указано: "Если требования к свойствам материала указаны в интервале значений показателей, сопровождающихся знаком "**", то участнику необходимо указать конкретный показатель в виде диапазона значений, соответствующего характеристикам предлагаемого материала", "Если установлен диапазон допустимых значений показателя и границы диапазона разделены знаком "-" (тире) или "_" (троеточие), необходимо указать конкретное значение из данного диапазона (включая пограничные значения)", "Если требования к свойствам материала указаны в интервале значений показателей, сопровождающихся предлогами: "от" и/или "до", то участнику закупки необходимо предоставить конкретный(-ые) показатель (-и) из данного интервала не включая крайнее значение, если после него не указано "включительно" или "вкл.", указание "включительно" или "вкл.", означает включая крайнее значение".
Так, например Заказчиком к товару "Лента самоклеющаяся для монтажного шва" установлены требования "температура эксплуатации** минус 50 °C... плюс 80 °C", а также по товару "Смесители для умывальников" установлены требования "рабочее давление** должно составлять от 0,04 до 1,01 МПа".
На заседании Комиссии Управления также установлено, что в инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе содержаться следующие положения:
-"Если Заказчиком установлено размер > 25х25х25, то ">" следует относить только к первому параметру, после знака", "Если Заказчиком установлено размер "более", 25х25х25, то "более" следует относить ко всем параметрам, то есть более 25х более 25 мм х более 25 мм", "символ ">" следует читать как более";
На основании изложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе составлена таким образом, что вводит в заблуждение участников закупки и препятствует корректному определению соответствия закупаемых работ и товаров установленным в аукционной документации требованиям, определению параметров максимальных и (или) минимальных значений показателей и показателей, значения которых не могут изменяться, при формировании заявки на участие в аукционе, и в нарушение положений п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе может повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
Вместе с тем, согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок, на участие в электронном аукционе подано 19 заявок, при этом выявленные нарушения, допущенные Заказчиком при формировании Аукционной документации не явились основанием для отказа в допуске участникам закупки, что свидетельствует о возможности формирования и подачи заявки на участие в аукционе в соответствии с требованиями Аукционной документации, а также об отсутствии ограничений количества участников закупки.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, пп.б п.2 ч.3 ст.99, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "СтройЭкспресс" на действия ГБОУ "Школа с углубленным изучением английского языка N 1273" обоснованной в части неправомерных требований по п. "Плитки керамические гладкие" (Предельные отклонения от номинальных размеров плиток по ширине в одной партии не должны превышать в плюсовую сторону 0,750 мм и в минусовую сторону 0,750 мм, Предельные отклонения от номинальных размеров плиток по длине в одной партии не должны превышать в плюсовую сторону 0,750 мм и в минусовую сторону 0,750 мм).
2.Признать в действиях Заказчика нарушение п.1, 2 ч.1, ч.2 ст.33, п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
3.Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, Арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель Председателя Комиссии А.В. Гордуз
Члены Комиссии: З.У. Несиев
Д.С. Бруев
Исп.: Несиев З.У.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 2 июля 2015 г. N 2-57-5680/77-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.07.2015