Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 25 июня 2015 г. N 2-57-6063/77-15
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Логиновой Т.А.,
Заместителя председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Гордуз А.В.,
Члена комиссии:
Главного специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Осипова Р.Г.,
при участии представителя ФГБУК "Государственный исторический музей": Нелюбова И.А.,
в отсутствие представителей заявителя жалобы, ООО "ПОНТИУМ", уведомлены надлежащим образом, письмом Московского УФАС России (N МГ/23538 от 22.06.2015),
рассмотрев жалобу ООО "ПОНТИУМ" (далее - Заявитель) на действия Исторического музея (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право выполнения работ по содержанию, обслуживанию и ремонту (поддержание технико-экономических и эксплуатационных показателей), устранение неисправностей (восстановление работоспособности, восстановление эффективности функционирования, пуско-наладочные работы "под нагрузкой", государственная поверка и паспортизация средств измерений) инженерных систем и оборудования (электроснабжение, электроосвещение, вентиляция, кондиционирование, отопление, водоснабжение, канализация, связь, лифтовое оборудование, водяного пожаротушения системы автоматического управления инженерными системами (АСУС)) комплекса зданий Исторического музея 2015-2016 годах (Закупка N 0373100039115000046) (далее - аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении указанного электронного аукциона.
По мнению Заявителя, требования, установленные Заказчиком в документации об электронном аукционе, нарушают положения действующего законодательства, а именно, в части:
1) установления противоречивых требований в п.28 Информационной карты аукционной документации и в п.5.2 проекта контракта, а также установление неправомерных требований в п.5.7 проекта контракта;
2) отсутствия в аукционной документации объёмов оказываемых услуг;
3) неправомерного установления требований о представлении в составе заявки на участие в аукционе различных лицензий на выполнение разных работ, предусмотренных техническим заданием, что свидетельствует о неправомерном объединении в один лот разных предметов торгов.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России N МГ/23538 от 22.06.2015.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1) По мнению Заявителя в аукционной документации установлены противоречивые требования в п.28 Информационной карты аукционной документации и в п.5.2 проекта контракта, а также установлены неправомерные требования в п.5.7 проекта контракта.
Согласно ч.4 ст.64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
На основании ч.1 ст.95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:
1) если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом:
а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;
б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара;
2) если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем три года контракта составляет либо превышает , установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения Правительства Российской Федерации;
3) если цена заключенного для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации на срок не менее чем три года контракта составляет или превышает , установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
4) если цена заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее одного года контракта составляет или превышает , установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, указанные условия могут быть изменены на основании решения местной администрации;
5) изменение в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги;
6) в случаях, предусмотренных Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом;
7) в случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации цена контракта может быть изменена при увеличении или уменьшении по медицинским показаниям перечня услуг, связанных с лечением гражданина Российской Федерации, если данная возможность была предусмотрена контрактом с иностранной организацией.
Заказчиком в п.28 Информационной карты аукционной документации указано: возможность изменить условия контракта в соответствии с положениями ст.95 Закона о контрактной системе - да.
Кроме того, в п.5.2 проекта контракта указано, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок его исполнения.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что требования в п.28 Информационной карты аукционной документации установлены в соответствии с требованиями ст.95 Закона о контрактной системе.
Кроме того, согласно доводам жалобы Заявителя в п.5.7 проекта контракта установлены неправомерные требования.
Заказчиком в п.5.7 проекта контракта указано: в случае если настоящий контракт будет заключен с физическим лицом, сумма, подлежащая уплате такому физическому лицу, уменьшается на размер налоговых платежей (НДФЛ 13 %), связанных с оплатой контракта.
Согласно ч.13 ст.34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что требования в п.5.7 проекта контракта установлены в соответствии с требованиями ч.13 ст.34 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в ходе заседания Комиссии Управления представитель Заявителя отсутствовал и соответствующих документов в подтверждение, того каким образом действия Заказчика нарушили законные права и интересы Заявителя.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы Заявителя.
2) Согласно доводам жалобы Заявителя: "Пункты 5.1.1. и 5.1.2. проекта договора обязывают участника разграничивать в строгом процентном соотношении техническое обслуживание (составляет 30% от стоимости контракта) и ремонтные, пусконаладочные работы (составляет 70% от стоимости контракта), что является не верным, так как участник сам в процессе исполнения контракта с учетом непредвиденных обстоятельств определит подобное процентное соотношение полагаясь на свой опыт, квалификацию и компетентность".
Согласно доводам жалобы Заявителя код ОКПД, указанный Заказчиком в извещении о проведении электронного аукционе не включает ремонтные работы при обслуживании инженерных систем.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Согласно п.2 ст.42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, следующая информация краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
На заседании Комиссии Управления установлено, что согласно п. 5.1.1 п. 5 проекта государственного контракта установлено, что стоимость технического обслуживания в соответствии со Сметой составляет 30 % от цены Контракта, а также в п. 5.1.2 п. 5 проекта государственного контракта указано что, стоимость ремонтных и пуско-наладочных работ составляет 70 % от цены Контракта, что позволяет участникам закупки определить объём услуг, оказываемый в соответствии с техническим заданием.
Также, на заседании Комиссии Управления установлено, что согласно извещению о проведении электронного аукциона Заказчиком выбран код ОКПД 70.32.13 "Услуги по управлению эксплуатацией инженерных систем и оборудования, техническому обслуживанию зданий и сооружений", при этом согласно извещению о проведении электронного аукциона закупка проводится на право заключения государственного контракта на выполнение работ по содержанию, обслуживанию и ремонту (поддержание технико-экономических и эксплуатационных показателей), устранение неисправностей (восстановление работоспособности, восстановление эффективности функционирования, пуско-наладочные работы "под нагрузкой", государственная поверка и паспортизация средств измерений) инженерных систем и оборудования (электроснабжение, электроосвещение, вентиляция, кондиционирование, отопление, водоснабжение, канализация, связь, лифтовое оборудование, водяного пожаротушения системы автоматического управления инженерными системами (АСУС)) комплекса зданий Исторического музея 2015-2016 годах.
Кроме того, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что техническое обслуживание оборудования включает в том числе также работы по ремонту оборудования, что не противоречит п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в жалобе Заявителя не представлено документов и сведений, свидетельствующих о невозможности определения объёма выполняемых работ и невозможности сформировать ценовое предложение на участие в аукционе, исходя из положений аукционной документации.
Кроме того, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что участниками закупки подано 6 заявки на участие в аукционе, что свидетельствует об отсутствии ограничения количества участников закупки.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы Заявителя.
3) Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком установлены неправомерные требований о представлении в составе заявки на участие в аукционе различных лицензий на выполнение разных работ, предусмотренных техническим заданием.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п. 1 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п. 1 ч. 1 и ч. 2 ст. 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным п. 3 - 9 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
В соответствие с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает, в частности, требование к участникам закупки о соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии Управления установлено, что Заказчиком в п. 21 "Предъявляемые требования к участникам Аукциона, установленные в соответствии с п. 1. ч. 1, ст. 31 Закона о контрактной системе" информационной карты аукционной документации установлено требование о наличии у участника закупки следующих документов, а также в п. 24 информационной карты аукционной документации установлено требование о предоставлении участниками закупки в составе вторых частей заявок следующих документов:
- Лицензии МЧС России: Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем (элементов систем) дымоудаления и противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- Лицензии Минкультуры России: Приспособление систем электрообеспечения.
Согласно доводам жалобы Заявителя включение в документацию требования к наличию лицензии Министерства культуры (относящейся к строительным работам) по отношению к предмету закупки (эксплуатация и техническое обслуживание) является не законным.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что техническим заданием аукционной документации предусмотрено в частности техническое обслуживание, в том числе текущий ремонт, инженерных систем и оборудования, в Покровском соборе на рву (соборе Василия Блаженного), который, согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 759-р "О перечне отдельных объектов культурного наследия федерального значения, полномочия по государственной охране которых осуществляются Минкультуры России" входит в перечень отдельных объектов культурного наследия федерального значения, полномочия по государственной охране которых осуществляются Минкультуры России.
На заседании Комиссии Управления установлено, что техническим заданием аукционной документации предусмотрено техническое обслуживание помимо систем электроснабжения, электроосвещения и водяного пожаротушения системы автоматического управления инженерными системами (АСУС), также техническое обслуживание таких систем вентиляции, кондиционирования, отопления, водоснабжения, канализации, связи, лифтового оборудования, в составе комплекса зданий Исторического музея в 2015-2016 годах.
Однако, Комиссия Управления приходит к выводу о неправомерности установления Заказчиком требования о наличии вышеуказанных лицензий именно у участников закупки, в нарушение ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе, что также, в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, может повлечь ограничение количества участников закупки.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ПОНТИУМ" на действия ФГБУК "Государственный исторический музей" обоснованной в части установления неправомерных требований о наличии у участников закупки лицензий, указанных в п. 21 информационной карты аукционной документации, а также требования о предоставлении вышеуказанных лицензий в составе второй части заявки указанного в п. 24 информационной карты аукционной документации.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч.6 ст.31, п.1 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, Арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель председателя Комиссии: Т.А. Логинова
Заместитель председателя Комиссии: А.В. Гордуз
Член Комиссии Р.Г. Осипов
Исп. Р.Г. Осипов (495) 784-75-05 (166)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 25 июня 2015 г. N 2-57-6063/77-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.07.2015