Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 23 июня 2015 г. N 2-57-5131/77-15
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз ,
Членов Комиссии:
Ведущего специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.А. Орехова,
Ведущего специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.А. Дейнеги,
при участии представителей ФГБУ "УКС N 900 при Спецстрое России": Е.В. Обуховской, В.А. Глушко.
в отсутствие А.Н. Шуляева, уведомлен надлежащим образом письмом Московского УФАС России NМГ/23025 от 18.06.2015,
рассмотрев жалобу А.Н. Шуляева (далее - Заявитель) на действия ФГБУ "УКС N 900 при Спецстрое России" (далее - Заказчик)при проведении электронного аукциона на право выполнения работ по техническому обслуживанию (эксплуатации зданий) санитарно-технического, вентиляционного оборудования тепло- и электроснабжения зданий Федерального агентства специального строительства (Спецстрой России) и ФГБУ "УКС N 900 при Спецстрое России" (Закупка N 0373100084115000023) (далее - электронный аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России NМГ/23025 от 18.06.2015.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. По мнению Заявителя жалобы, в аукционную документацию неправомерно включены технологически и функционально не связанные между собой услуги, что ограничивает количество участников закупки, а именно:
- Обслуживание систем теплоснабжения;
- Обслуживание электрооборудования и электротехнических устройств;
- Техническое обслуживание систем санитарно-технического оборудования и оборудования системы водоснабжения;
- Техническое обслуживание вентиляционного оборудования;
- Техническое обслуживание кондиционеров (сплит-систем), фанкойлов и чиллеров;
- Обслуживание дизельной электростанции;
- транспортировка технических вод;
- Эксплуатация зданий (мероприятия, направленные на сохранение качественного состояния зданий, а также их элементов; предупреждение их преждевременного износа, обеспечение надежного функционирования в течение всего периода использования по назначению).
Кроме того, по мнению Заявителя жалобы "оказать все вышеперечисленные услуги собственными силами смогут лишь несколько организаций, все остальные будут вынуждены привлекать субподрядчиков".
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
На основании п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе тем, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что объектом закупки является выполнение работ по техническому обслуживанию (эксплуатации зданий), санитарно-технического, вентиляционного оборудования тепло- и электроснабжения зданий. Согласно ГОСТ Р 22.1.12-2005 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Общие требования" инженерные системы здания и сооружения - функционально законченный комплекс технических средств, предназначенный для создания и поддержания условий, при которых наиболее эффективно осуществляется работа оборудования и жизнедеятельности людей.
Кроме того, указанные услуги призваны обеспечивать надлежащее техническое состояние, работоспособность указанных систем (тем более эти системы взаимосвязаны между собой технически).
Таким образом, предметом электронного аукциона является единый комплекс работ. Кроме того, аукционной документацией предусмотрена возможность привлечения субподрядных организаций.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
2. По мнению Заявителя жалобы, Заказчиком нарушен порядок определения начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК), так как транспортировка технических воды и эксплуатация зданий не предусмотрена п.2 ст.42 Закона о контрактной системе. Кроме того, в аукционной документации не определен объем (количество) оказываемых услуг.
Согласно п.2 ст.42 Закона о контрактной системе краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных ст. 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В силу ч.1 ст.22 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных Законом о контрактной системе случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов: метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), нормативный метод, тарифный метод, проектно-сметный метод, затратный метод.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что Заказчиком при определении НМЦК контракта использован метод сопоставимых рыночных цен, основанный на коммерческих предложениях. Кроме того, транспортировка технических вод - это техническое обслуживание, ремонт техники и оборудования централизованной системы водоотведения. Также сметной документацией предусмотрен перечень комплектующих, запасных частей, материалов и оборудования, количество необходимых единиц и цена за единицу.
Кроме того, Техническим заданием установлено, что объем затрат труда на определенный вид работ определяется на основании государственных элементных сметных норм.
При применении расценок из норм сборников стороны руководствуются указаниями по применению государственных элементных сметных норм, МДС 81-35.2004, техническими частями сборников ГЭСН, ГЭСНр, ГЭСНм, ГЭСНп, ГЭСНмр. Перечень основных видов работ определен в таблице N 2 Технического
задания.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данные доводы жалобы не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
3. Заявитель обжалует положения проекта государственного контракта, (далее - проект ГК) которые, по его мнению, установлены в нарушение Закона о контрактной системе.
В силу ч.4 ст.64 Закона о контрактной системе к аукционной документации прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью аукционной документации.
Согласно ч.1 ст.34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
На заседании Комиссии Управления рассмотрены следующие доводы жалобы Заявителя:
3.1. В разделе 2 проекта ГК отсутствует возможность изменения условий в соответствии со ст.95 Закона о контрактной системе. Представитель Заказчика пояснил, что п. 10.1 проекта Контракта предусмотрено, что изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению Сторон в случаях, предусмотренных Закона о контрактной системе. Кроме того, возможность изменения условий в соответствии с положениями ст. 95 Закона о контрактной системе установлена в п. 29 Информационной карты документации об электронном аукционе. Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
3.2. Заявитель обжалует положения п.4.3.27 проекта ГК, согласно которому перед началом выполнения работ исполнитель должен предоставить Заказчику сертификаты (паспорта) качества, сертификаты соответствия, гигиенические сертификаты, что нарушает положения ст.66 Закона о контрактной системе.
Согласно ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе не допускается требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных чч.3-5 ст.66 Закона о контрактной системе документов и информации.
Вместе с тем, данные документы исполнитель государственного контракта (а не участники закупки) должны представить Заказчику перед началом исполнения государственного контракта, а не в составе заявки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы Заявителя.
3.3. По мнению Заявителя жалобы в проекте ГК отсутствует информация о сроках приема Заказчиком работ.
На заседании Комиссии Управления установлено, что проект ГК содержит следующие положения:
-п.3.13. По факту выполнения работ Подрядчиком составляется локальный акт исполнения заявки в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1 к настоящему Контракту), который подписывается у представителя заказчика на объекте (ответственного должностного лица). В конце отчетного периода (календарного месяца) на основании локальных Актов исполнения заявок Подрядчиком составляется сводный Акт приемки выполненных работ Форма N КС-2 в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1 к настоящему Контракту), который подписывается заказчиком и Подрядчиком. Документы составляются в 2 (двух) экземплярах, по одному каждой стороне.
-п.3.14. По окончании работ на объекте Подрядчик обязан подписать акт готовности с указанием перечня выполненных работ, периода их выполнения, марки применяемых материалов.
-п.3.17. Надлежащее выполнение работ по настоящему Контракту подтверждается подписываемыми Сторонами сводными актами приемки выполненных работ на основании Локальных актов, составленных в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1 к настоящему Контракту).
-п.3.18. В случае отказа заказчика от приемки выполненных работ, Сторонами составляется протокол с перечнем необходимых доработок и сроками их выполнения. При этом Подрядчик к проводит все необходимые доработки за свой счет.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
3.4. По мнению Заявителя жалобы, к подрядчику будет применяться максимально возможный размер пени.
Согласно ч. 5 ст. 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения Заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства от 25.11.2013 г. N1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Правила).
Представитель Заказчика пояснил, что в п.7.5.1 установлена формула по расчету пени в соответствии с Правилами.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
3.5. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком в п.10.5 проекта ГК установлено право Заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Согласно ч.14 ст.34 Закона о контрактной в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч.8-26 ст.95 Закона о контрактной системе.
На основании ч.8 ст.95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с ч.9 ст.95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
3.6. Согласно доводам жалобы, установление положений п.6.4 проекта ГК, что в случае продления срока выполнения работ по контракту Исполнитель обязуется переоформить соответствующую банковскую гарантию, указывает на проведение Заказчиком данной закупки для определенного круга участников.
Согласно п.2 ст.34 Закона о контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренного ст.34 и ст.95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.6 ч.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случаях.
предусмотренных п.6 ст.161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее поведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом. Таким образом, ст. 95 Закона о контрактной системе установлены случаи изменения условий исполнения контракта, в т.ч. сроков исполнения контракта.
В соответствии с ч.9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в составе жалобы, а также на заседании Комиссии Заявителем не предоставлены документы и сведения, свидетельствующие о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанного положения в проекте ГК, а также каким образом данное положение указывает на проведение данной закупки для определенного круга участников.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
3.7. Согласно доводам жалобы Заявителя, положения п.3.15 проекта контракта противоречат Закону о контрактной системе: "в случае нарушения сроков выполнения работ, установленных в заявке без объективных причин, работы не оплачиваются".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в Техническом задании в таблице установлены сроки устранения неисправностей
оборудования при техническом обслуживании инженерных систем, эксплуатации зданий.
Данный пункт в проекте контракта установлен, в связи с тем, что в случае если Заказчиком была сделана заявка, но работы в связи с объективными обстоятельствами (такими как: испорченное, сломанное, изношенное оборудование или естественный износ) не выполнена, то оплата работ не будет производится.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
4. Заявитель обжалует следующие положения проекта ГК:
- в п. 2.6. проекта ГК указано: Оплата производится в течение шести месяцев с момента поступления указанных документов в адрес Заказчика, тогда как в разделе II Техническое задание документации указано: Оплата производится в течение трех месяцев с момента поступления указанных документов в адрес Заказчика;
- в п.3.6. проекта ГК указано: расходные материалы и комплектующие. потребность в которых возникает в процессе работ, не вошедшие в "Перечень комплектующих, запасных частей, материалов и оборудования" согласно Технического задания (Приложение N 1 к настоящему Контракту), входят в стоимость нормативного часа (чел-ч) работ по Государственному контракту. Таким образом, по мнению Заявителя жалобы, участник должен не только предусмотреть закупку расходных материалов и комплектующих, которые не предусмотрены контрактом, но и предоставить их Заказчику по заведомо заниженной цене, более того, оформление поставки и установки таких расходных материалов и комплектующих в стоимости нормативного часа (чел-ч) работ является нарушением бухгалтерского учета;
- в п. 7.5.2. проекта ГК указано: в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Исполнителем обязательств, предусмотренных Контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств). Исполнитель в соответствии с ч. 8 ст. 34 Федерального закона о контрактной системе и Правилами обязан выплатить Заказчику штраф в размере 10 % цены настоящего Контракта, что составляет ( ) руб. коп. Тогда как Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063 установлено: За ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке: 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
- в п. 4.3.8. проекта ГК указано: Соблюдать правила привлечения и использования иностранной рабочей силы, установленные законодательством РФ и нормативными документами Московской области. Тогда как в разделе II Техническое задание документации указано: На объектах заказчика могут осуществлять работы только граждане Российской Федерации, а также рабочие из стран ближнего зарубежья, имеющие разрешение на работу на территории Российской Федерации, оформленное в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч.13 ст.34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
В соответствии с ч.4 ст.34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно ч.8 ст. 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил что при составлении аукционной документации произошла техническая ошибка и согласился с вышеуказанными доводами жалобы.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком положений п.1 ч.1 ст. 33, ч.8, ч.13 ст.34 Закона о контрактной системе.
5. По мнению Заявителя жалобы, в плане-графике отсутствует информация о данной закупке. Таким образом, Заказчик превысил свои полномочия не обеспечив гласность и прозрачность проводимых торгов.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с ч.2 ст.112 Закона о контрактной системе Заказчиком размещен план-график закупок в единой информационной системе. Обязанность у заказчика в осуществления закупки в соответствии с планом- графиком наступает после вступления в силу ст. 21 Закона о контрактной системе.
Кроме того, в соответствии со ст. 99 Федерального закона о контрактной системе контроль в отношении соответствием информации об идентификационных кодах закупок и об объеме финансового обеспечения для осуществления данных закупок, содержащейся в планах-графиках, информации, планах закупок относится к компетенции федерального органа содержащейся в 10 исполнительной обслуживанию финансовые органы органы управления Начальник юридического отдела власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, Государственными внебюджетными фондами.
Таким образом, рассмотрение жалоб участников закупок в отношении информации, содержащейся в планах-графиках не относится к компетенции Московского УФАС России.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу А.Н. Шуляева на действия ФГБУ "УКС N 900 при Спецстрое России" обоснованной в части установления неправомерных положений в проекте ГК.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1 ч.1 ст. 33, ч.8, ч.13 ст.34 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя Комиссии А.В. Гордуз
Члены Комиссии Д.А. Орехов
Е.А. Дейнега
исп.: Е.А. Дейнега тел.: (495) 784-75-05, доб. 179
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 23 июня 2015 г. N 2-57-5131/77-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.06.2015